Роль родителей в формировании учебной мотивации у подростков

Роль родителей в формировании учебной мотивации у подростков

Человек  активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать.  Если ребенок не желает учиться, его мозг закрыт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, сильное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки.

  Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей.

Задумывались ли вы когда- нибудь  какими мотивами  руководствуются дети при решении встающих перед ними проблем?   А ведь деятельность приобретает для ребёнка различный смысл в  зависимости оттого, каков её мотив.

Например, ребёнок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти  решение. А мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не  огорчать учителя или порадовать родителей хорошей оценкой.

Возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Задача родителей состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами. Формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы неразумно. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать.

Очень часто на консультацию к психологу приходят родители подростков с запросом: «Помогите! Мой ребенок не хочет учиться!»

Что же можно увидеть в реальной жизни?

Если спросить у родителя, который уже столкнулся с проблемой нежелания своего подростка учиться, как он борется с этой проблемой, то можно услышать почти стандартный ответ, что ребенка уже лишили «всех радостей жизни» как то: смартфона, планшета, компьютера, телевизора, прогулок, новых покупок на неделю, месяц, четверть, «до конца учебного года» и т.д. (кому как «повезло»). При этом родитель говорит, что названные меры ни в коей мере не решают самой проблемы! Ребенок продолжает бездельничать, не учится.

Попробуем разобраться, какими приемами родители могут  формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей.

Для прояснения сложившейся в семье ситуации, я использую тест АСВ – опросник для родителей «АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ».

Тест "Анализ семейных взаимоотношений" (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.) предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. 

Анализируя ответы родителей на вопросы теста АСВ, можно отметить, что деятельность  родителей, в основном,  нацелена на удовлетворение потребностей ребенка. Родители стремятся удовлетворять любые потребности ребенка или подростка — «балуют» его. Любое его желание для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего сами были лишены в свое время и т. д.

 В то же время, требования к ребенку – сведены к минимуму, либо отсутствуют совсем.

Требования к ребенку со стороны родителей — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, то есть тех заданий, которые он выполняет. Это учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, требования проявляются как запреты родителей, устанавливающие, что ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь за собой применение санкций со стороны родителей — от мягкого осуждения до конкретных наказаний.

В случае же отсутствия у родителя требований  -  ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и даже об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки для его поведения. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и особенно неустойчивого типа личности у подростка.

Итак, по результатам диагностики с помощью теста АСВ, многие родители считают своим долгом удовлетворить потребности ребенка и «уходят» от вопроса выполнения подростком обязанностей в семье.

Налицо «перекос»  в процессе родительского воспитания. Зачем ребенку учиться, напрягаться, если его потребности и так удовлетворяются? Утрачена мотивация учебной деятельности (и не только учебной).

Задача родителя в такой ситуации ликвидировать сложившийся «перекос» воспитания. Необходимо заново переосмыслить  и изменить свои приоритеты в удовлетворении потребностей ребенка – дать возможность самому подростку стать участником процесса достижения своих целей, через вовлечение в деятельность семьи, учебную деятельность. Создавать для ребенка ситуации успеха, когда подросток почувствует и поверит своим силам – очень важная цель родительского воспитания! Высокая мотивация у детей  бывает в таких семьях, где родители постоянно повышают уровень своих  требований к детям и одновременно умеют оказывать им ненавязчивую помощь и  поддержку, а также отличаются мягкостью и теплотой в общении со своими  детьми.

Психолог в таком случае может оказывать родителю помощь в достижении поставленных целей: компромиссный семейный договор с подростком, использование на данном этапе метода жетонов и т.п.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.



Просмотров: 485
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Мотивация ребенка к учебе. Рекомендации для родителей.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Совместная деятельность родителей и детей раннего возраста.
  • 7 правил для родителей подростка или как стать ближе к своему ребенку
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Совместная деятельность родителя и ребенка
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Как повысить у ребенка мотивацию к учебе. 9 СОВЕТОВ для занятых родителей
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Об эмоциях родителей в процессе воспитания детей
  • На консультацию с подростком к психологу, или какие вопросы волнуют родителей перед встречей.
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Роль бессознательных фантазий родителей в формировании будущей судьбы ребенка
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь