|
Роль родителей в формировании учебной мотивации у подростковАвтор статьи: Куракина Тамара Николаевна
Человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать. Если ребенок не желает учиться, его мозг закрыт и перегружается от внутреннего сопротивления. И наоборот, сильное желание познавать приводит к колоссальным успехам без всякой перегрузки. Природа щедро одаривает абсолютное большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и, следовательно, к нормальной учебе. Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей. Задумывались ли вы когда- нибудь какими мотивами руководствуются дети при решении встающих перед ними проблем? А ведь деятельность приобретает для ребёнка различный смысл в зависимости оттого, каков её мотив. Например, ребёнок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей оценкой. Возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Задача родителей состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами. Формирование положительной мотивации учения – не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы неразумно. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать. Очень часто на консультацию к психологу приходят родители подростков с запросом: «Помогите! Мой ребенок не хочет учиться!» Что же можно увидеть в реальной жизни? Если спросить у родителя, который уже столкнулся с проблемой нежелания своего подростка учиться, как он борется с этой проблемой, то можно услышать почти стандартный ответ, что ребенка уже лишили «всех радостей жизни» как то: смартфона, планшета, компьютера, телевизора, прогулок, новых покупок на неделю, месяц, четверть, «до конца учебного года» и т.д. (кому как «повезло»). При этом родитель говорит, что названные меры ни в коей мере не решают самой проблемы! Ребенок продолжает бездельничать, не учится. Попробуем разобраться, какими приемами родители могут формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей. Для прояснения сложившейся в семье ситуации, я использую тест АСВ – опросник для родителей «АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ». Тест "Анализ семейных взаимоотношений" (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.) предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Анализируя ответы родителей на вопросы теста АСВ, можно отметить, что деятельность родителей, в основном, нацелена на удовлетворение потребностей ребенка. Родители стремятся удовлетворять любые потребности ребенка или подростка — «балуют» его. Любое его желание для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего сами были лишены в свое время и т. д. В то же время, требования к ребенку – сведены к минимуму, либо отсутствуют совсем. Требования к ребенку со стороны родителей — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, то есть тех заданий, которые он выполняет. Это учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, требования проявляются как запреты родителей, устанавливающие, что ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком может повлечь за собой применение санкций со стороны родителей — от мягкого осуждения до конкретных наказаний. В случае же отсутствия у родителя требований - ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и даже об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки для его поведения. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и особенно неустойчивого типа личности у подростка. Итак, по результатам диагностики с помощью теста АСВ, многие родители считают своим долгом удовлетворить потребности ребенка и «уходят» от вопроса выполнения подростком обязанностей в семье. Налицо «перекос» в процессе родительского воспитания. Зачем ребенку учиться, напрягаться, если его потребности и так удовлетворяются? Утрачена мотивация учебной деятельности (и не только учебной). Задача родителя в такой ситуации ликвидировать сложившийся «перекос» воспитания. Необходимо заново переосмыслить и изменить свои приоритеты в удовлетворении потребностей ребенка – дать возможность самому подростку стать участником процесса достижения своих целей, через вовлечение в деятельность семьи, учебную деятельность. Создавать для ребенка ситуации успеха, когда подросток почувствует и поверит своим силам – очень важная цель родительского воспитания! Высокая мотивация у детей бывает в таких семьях, где родители постоянно повышают уровень своих требований к детям и одновременно умеют оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличаются мягкостью и теплотой в общении со своими детьми. Психолог в таком случае может оказывать родителю помощь в достижении поставленных целей: компромиссный семейный договор с подростком, использование на данном этапе метода жетонов и т.п. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|