|
Совместная деятельность родителя и ребенкаАвтор статьи: Старикова Александра Викторовна
Основываясь на своем профессиональном опыте детского психолога, знаю, что, когда психолог произносит фразу « Вам нужно выделить время для совместной деятельности с ребенком»- многие родители испытывают недоумение. Ведь они и так проводят много времени со своими детьми – накормить, одеть, проверить уроки, проследить, чтобы ребенок не засиживался перед телевизором или компьютером, а ведь еще мама с папой воспитывают своих детей. Не это ли есть совместная деятельность? Неужели есть что-то еще, что нужно делать с ребенком? Часто взаимодействие ребенка и родителя в очерченном круге обязанностей сопровождается скандалами, напряжением, общим недовольством и они с содроганием предполагают, очередную порцию негативных эмоций, которыми будет окрашиваться их совместное время препровождение. Они с недоверием слушают рекомендации, задаются вопросом, зачем это все? И рисуют картины хаоса и катастрофы. В этой статьи мы ответим на вопрос, зачем нужна совместная деятельность, чем она отличается от других способов взаимодействия с ребенком и как сделать ее приятной и для ребенка, и для родителя. В общем виде совместную деятельность определяют как взаимодействие двух или более человек, направленное на создание любого продукта от духовного до материального. И под такое определение может попасть почти любое взаимодействие между людьми. Чтобы раскрыть психологическую специфику данного термина нужно немного окунуться в историю детской психологии. Термин совместная деятельность вошел в обиход практической отечественной психологии с работами Л.С. Выготского, изучавшего факторы, влияющие на развитие детей. Развитие он понимал, как процесс присвоения социального опыта. В своих работал Л.С.Выгосткий пришел к выводу, что благодаря совместной деятельности ребенка со взрослым первый развивается и может выполнить более сложные задания. Эту идею Л. С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту). После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось вместе со взрослым-экспериментатором решить более сложные задачи. Взрослый помогал мальчикам, задавая наводящие вопросы, акцентируя внимания на детали и т.д. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка, в то время как другой — 12-летнего. Таким образом, Л.С. Выготский показал, что ребенок вместе со взрослым может решить более сложные задачи и раскрыть свой потенциал, каким бы он ни был. Решение более сложных задач способствует формированию новым навыкам и умениям. Из этого следует, что не всякое общение с ребенком его развивает, а только то, которое нацелено на развитие его потенциал. Этой своей идеей Л.С. Выготский дал начало целой традиции в психологии внимательно обращать внимание на общение родителя и ребенка. Из самых известных примеров можно вспомнить серию книжек Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?», где подробно и понятным языком объясняют, как взаимодействовать с ребенком, чтобы не утратить с ним контакта и получать удовольствие. Среди зарубежных авторов идея того, что взаимодействие ребенка и родителя влияет на развитие, также стало одной из ведущих, и нашла свое отражение в работах английских психологов-психоаналитиков Дж. Боулби, М. Кляйн, Д. Винникотта. Эти представители психоаналитического направления особое внимание уделяли связи между матерью и ребенком на протяжении первых лет после рождения младенца. Они предполагали, что степень эмоциональной включенности и отзывчивости при совместной деятельности влияет на формирование модели поведения ребенка в дальнейшей жизни. Наиболее впечатляющими являются описания того, как отсутствие эмоционально-личностного общения влияет на развитие младенцев. Так, немецко-американский психоаналитик Р. Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 мес. Если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция бегства, если к нему кто-то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума, он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение "депрессии зависимости". Дж. Боулби также проводил исследования в сиротских приютах и заметил, что несмотря на то, что там с младенцами общались в рамках физического ухода, психологическое развитие их отставало и у них проявлялись задержки эмоционального и речевого развития. Из чего можно сделать еще один вывод, что совместная деятельность, общение должно быть эмоционально окрашенным, контактным. Получается, что совместная деятельность между родителем и ребенком должна иметь какие-то особенные характеристики, чтобы быть таковой. Давайте опишем их все. Таким образом, на самом деле любую деятельность можно сделать совместной, если придерживаться выше изложенных правил. Сидеть и следить, чтобы ребенок делал уроки, может быть очень тяжело, утомительно и скучно. Ребенок и родитель часто воспринимают этот процесс как каторгу. Но, например, если папа или мама включиться в этот процесс, предложить соревнование на скорость решения примеров или ребенку стать учителем родителю и объяснить материал, то все измениться. Стоит отметить, что включенность родителя, предложение поделать что-то вместе, новое распределение ролей для ребенка оказываются очень ценными. При этом содержание и форма совместной деятельности зависят от возраста ребенка. Роль родителя с взрослением ребенка снижается, в какой-то момент может происходить смена того, кто примет на себя ведущую роль. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|