Современные проблемы учебной мотивация младших школьников

Автор статьи: Всеволод Ушаков

Работая в школах, от педагогов я часто слышал и слышу распространенное мнение о том, что «раньше было лучше», а именно ученики учились с большей охотой, к учителям относились с большим уважением, и вообще трава была зеленее. С одной стороны, видя как ужасается старшее поколение поколению младшему, по опыту своего обучения в школе, вспоминаю, что ангелами мое поколение точно не было, а в некоторых вопросах и вытворяли покруче нынешнего. Это, конечно, никого не красит, но позволяет объективно взглянуть на ситуацию – никаких коренных изменений в развитии детей не произошло.

С другой стороны, всем налицо социокультурные изменения, экономические и политические, прогресс, подаривший нам множество полезных (и не очень) вещей. Изменения, происходящие в обществе не могли не затронуть и детское поколение. Во-первых, стала доступнее информация, причем вся, как полезная, так и, возможно, вредная. И родительский контроль чаще всего не препятствует ребенку узнать то, что он хочет. Дети стали быстрее знакомиться с миром, а, значит обладать той информацией, которой мы, в их возрасте, возможно, не обладали. Да и сам мир, отчасти меняется, живое общение опосредуется все большим количеством способов, и нынешнее поколение смотрит на мир уже совсем через другие призмы.

Во-вторых, появились новые способы времяпрепровождения. В этом вопросе, у меня часто возникают смешанные чувства, когда родители жалуются на то, что их ребенок много времени проводит за компьютером и прочими гаджетами, но при этом всем совершенно понятно, что именно родители их ребенку и предоставляют. И выход, конечно же, не в том, чтобы просто лишить детей возможности получения положительных эмоций и расслабления, не дав ничего взамен.


Современные проблемы учебной мотивация младших школьников


Подходя к вопросу о мотивации, думаю можно вспомнить многочисленные возрастные периодизации, например, Д.Б.Эльконина, в которых граница младшего школьного и подросткового возраста находиться на грани 10-11 лет. У девочек, как известно, взросление идет с небольшим опережением. Одной из основных характеристик подросткового возраста является переориентация ведущей деятельности с учебной на общение со сверстниками, основной мотив – быть принятым реферетной группой. Но ведь при переходе из 4-го класса в 5-й, в психике ребенка не просто же что-то перещелкивает и он больше не хочет учиться, успеваемость падает и т.д. Очевидно, что этому предшествует определенный «переходный период», подготавливающий данные изменения.

Исходя из этого, мы можем сделать вполне обоснованный вывод, что падение учебной мотивации в 4-м классе – в принципе норма. Но, принимая во внимание то обилие информации, которая сваливается на ребенка как только он знакомиться с Интернетом и социальными сетями и, которая, часто ставит под сомнение авторитет учителей и родителей, этот переход, падение ценности учебы может произойти еще раньше. И способствует этому далеко не только Интернет, но и еще ряд факторов:

  • Позиция родителей, часто ставящих под сомнения авторитет учителя, готовых жаловаться на педагогов в любое время и по разным поводам. Это неизменно сказывается на ценности учебы для ребенка. Почему так происходит и то, что ответственность за это лежит в том числе и на учителях – тема отдельной статьи, возможно, и не одной.
  • Отсутствие позитивных эмоций, связанных с учебной деятельностью. Оценки в школе являются предметом беспокойства для родителей и часто для ребенка являются не просто цифрой, а оценкой их личности. Нормально это или нет тоже тема отдельная, но нельзя не принимать это во внимание, потому как, чем больше ребенок получает оценки ниже, чем он ожидал, или ему хотелось бы, тем вероятнее и быстрее произойдет снижение учебной мотивации.
  • В ряде случаев я также наблюдаю падение учебной мотивации у младших школьников в связи с истощением, которое происходит вследствие повышенной занятости детей – ради всестороннего развития ребенка, родители часто перегружают ребенка, кружками и секциями, часто игнорируя его желания. Но нельзя забывать о том, что любому человеку, а детской психике тем более, нужно время на отдых.

Факторов этих гораздо больше, здесь обозначены лишь те, которые на практике видны наиболее ярко. Но все это так или иначе приводит к тому, что уже ко 2-3 классу учебная мотивация начинает падать. Таким образом, по физиологическому, интеллектуальному и личностному развитию дети, еще не являясь подростками, уже переориентируются на общение, потеряв интерес к учебе.



Обобщая вышесказанное, хотелось бы сказать, что современные реалии можно называть какими-то «плохими», но нельзя их игнорировать, не принимать во внимание и делать вид, что обучение за 10, 20, 30 лет совсем не должно было измениться. И наша общая задача как взрослых – адаптироваться к этим изменениям.

Список литературы

Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Ред. -сост. Б.ДЭльконин. М., 2008. – 384 с.



Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Современные проблемы учебной мотивация младших школьников
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Роль родителей в формировании учебной мотивации у подростков
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Самооценка подростков и типы учебной мотивации в классах с разным статусом
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Мотивация. Как часто и в какой мере вы уделяете внимание себе?
  • Как часто носить ребенка на руках
  • Про маму часто болеющего ребенка
  • Почему бизнес-обучение часто оказывается неэффективным и как можно изменить ситуацию.
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Призываю конфликтовать так часто, насколько это возможно
  • Психокоррекционная сказка для детей с низкой учебной мотивацией на уроках письма
  • Почему современные жены так часто бывают недовольны?
  • К вопросу о курице и яйце: взаимосвязь мотивации и самооценки в развитии ребенка
  • «Сравнение и сопоставление себя с другими - больше в этом беспокойства или мотивации?»
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • 18 рекомендаций по формированию мотивации и поддержке ребенка в школе.
  • «Тренд на детей» | Почему модные смыслы часто обманчивы
  • Мотивация ребенка к учебе. Рекомендации для родителей.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Новое поколение детей - "старое" поколение учителей. Как примирить
  • Ребенок часто болеет в садике! Что делать?!
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • ИЗ РАЗМЫШЛЕНИЙ. О том, как часто мы пугаем детей несуществующими трудностями жизни...
  • Мотивация младших школьников. Ошибки родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь