|
Современные проблемы учебной мотивация младших школьниковАвтор статьи: Всеволод Ушаков
Работая в школах, от педагогов я часто слышал и слышу распространенное мнение о том, что «раньше было лучше», а именно ученики учились с большей охотой, к учителям относились с большим уважением, и вообще трава была зеленее. С одной стороны, видя как ужасается старшее поколение поколению младшему, по опыту своего обучения в школе, вспоминаю, что ангелами мое поколение точно не было, а в некоторых вопросах и вытворяли покруче нынешнего. Это, конечно, никого не красит, но позволяет объективно взглянуть на ситуацию – никаких коренных изменений в развитии детей не произошло. С другой стороны, всем налицо социокультурные изменения, экономические и политические, прогресс, подаривший нам множество полезных (и не очень) вещей. Изменения, происходящие в обществе не могли не затронуть и детское поколение. Во-первых, стала доступнее информация, причем вся, как полезная, так и, возможно, вредная. И родительский контроль чаще всего не препятствует ребенку узнать то, что он хочет. Дети стали быстрее знакомиться с миром, а, значит обладать той информацией, которой мы, в их возрасте, возможно, не обладали. Да и сам мир, отчасти меняется, живое общение опосредуется все большим количеством способов, и нынешнее поколение смотрит на мир уже совсем через другие призмы. Во-вторых, появились новые способы времяпрепровождения. В этом вопросе, у меня часто возникают смешанные чувства, когда родители жалуются на то, что их ребенок много времени проводит за компьютером и прочими гаджетами, но при этом всем совершенно понятно, что именно родители их ребенку и предоставляют. И выход, конечно же, не в том, чтобы просто лишить детей возможности получения положительных эмоций и расслабления, не дав ничего взамен. Подходя к вопросу о мотивации, думаю можно вспомнить многочисленные возрастные периодизации, например, Д.Б.Эльконина, в которых граница младшего школьного и подросткового возраста находиться на грани 10-11 лет. У девочек, как известно, взросление идет с небольшим опережением. Одной из основных характеристик подросткового возраста является переориентация ведущей деятельности с учебной на общение со сверстниками, основной мотив – быть принятым реферетной группой. Но ведь при переходе из 4-го класса в 5-й, в психике ребенка не просто же что-то перещелкивает и он больше не хочет учиться, успеваемость падает и т.д. Очевидно, что этому предшествует определенный «переходный период», подготавливающий данные изменения. Исходя из этого, мы можем сделать вполне обоснованный вывод, что падение учебной мотивации в 4-м классе – в принципе норма. Но, принимая во внимание то обилие информации, которая сваливается на ребенка как только он знакомиться с Интернетом и социальными сетями и, которая, часто ставит под сомнение авторитет учителей и родителей, этот переход, падение ценности учебы может произойти еще раньше. И способствует этому далеко не только Интернет, но и еще ряд факторов:
Факторов этих гораздо больше, здесь обозначены лишь те, которые на практике видны наиболее ярко. Но все это так или иначе приводит к тому, что уже ко 2-3 классу учебная мотивация начинает падать. Таким образом, по физиологическому, интеллектуальному и личностному развитию дети, еще не являясь подростками, уже переориентируются на общение, потеряв интерес к учебе. Обобщая вышесказанное, хотелось бы сказать, что современные реалии можно называть какими-то «плохими», но нельзя их игнорировать, не принимать во внимание и делать вид, что обучение за 10, 20, 30 лет совсем не должно было измениться. И наша общая задача как взрослых – адаптироваться к этим изменениям. Список литературы Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Ред. -сост. Б.Д. Эльконин. М., 2008. – 384 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|