Особенности самооценки в период средней зрелости

Автор статьи: Широкая Анжелика

Особенности самооценки в период средней зрелости

Самооценка - это оценка личностью самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.  Итоговым измерением «Я», формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности.

Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.  Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью.

Уровень притязаний - это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция—это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Мы рассмотрим границы средней зрелости приблизительно от 40 лет до времени фактического ухода на пенсию, то есть прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60 лет.

Зрелость играет существенную роль, как наиболее значимый возрастной период, определяющий и характеризующий жизнь человека в целом. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения – как в профессиональной и общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. 



Просмотров: 539
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Самооценка личности: как повысить и особенности
  • Заниженная самооценка или по какой структуре личности себя измеряем?
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • Самооценка как составляющая личности
  • Зависимая самооценка личности.
  • Зависимая самооценка личности.
  • Как самооценка влияет на урожайность личности
  • Самооценка и уровень притязаний.
  • Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Как формируется человек в футляре? Анализ психотипа личности
  • Ключи от своего дома: как быть собой в собственной личности?
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Пограничный уровень организации личности. Быть или бить.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь