Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности

Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности

   Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству завершенных суицидов. Сегодняшний день показывает, что такой способ выхода выбирает все большее количество людей, разных возрастов и социального положения. С каждым витком цивилизации проблема суицида актуализируется  Государственные системы, кочующие из ситуаций экономического кризиса  в политические баталии, сотрясаемые терактами и внутренними разборками, оказываются не в состоянии обеспечить своим гражданам надежной опоры. Высокие технологии проникают в частную жизнь индивида, оставляя человека   наедине с собой. Происходит подмена духовных ценностей, человеческих отношений, материальными и экономическими целесообразностями и отсюда повышаются социальные амбиции, болезненный страх и чувство вины за собственное несоответствие ситуации, несостоятельность.  Люди погружаются в свою тревожность, находя все новые и новые поводы для усиления чувства беспомощности, безнадежности. И суицид для многих выглядит единственным возможным решением сложностей жизни.

Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности

   С суицидами работают специалисты разных направлений: психологи, психиатры, спасатели…. Психологи неоднократно обращались к этой проблеме,  рассматривая  психологические особенности суицидальной личности,  защитные механизмы, паттерны поведения, особенности реагирования. Одной из целей этих работ, как правило, становится одно - понять, как предотвратить появление суицидального риска и как наиболее эффективно действовать в контакте с потенциальным самоубийцей в острой ситуации. В этой статье я сделаю попытку   рассмотреть суицидальную личность с психоаналитической точки зрения,  которая дает возможность прикоснуться к бессознательным мотивам суицида как поиску «волшебного» преобразования ситуации из замкнутой в текущую и психологически здоровую. Понимание бессознательного аспекта открывает другой путь в контакте с суицидальной личностью, основанный не только на осознаваемом проживании реальности. Глубинное понимание  дает человеку возможности осознать сокровенную потребность психики, придти к решению через принятие детского инфантильного желания и таким образом удержаться от ритуального отыгрывания в суицидальной форме.    

   Обычно суицид рассматривается как бегство – от боли, от отчаяния.  Однако в этом бегстве есть другие смыслы кроме как избавиться от чего-то непереносимого. Суицид, суицидальные мысли, попытки суицида – можно рассматривать как инфантильную, относящуюся к младенческой грандиозности, попытку реализовать Желание,   которое субъективно не может быть достигнуто зрелыми способами. Таким образом, суицид можно рассматривать и как уход от сложностей жизни, боли, и как реализацию Желания, как сделку, ради возвращения субъективно или реально потерянного, приобретение недостающего (отношений, достижений, значимости, того, в чем потенциальный суицидент чувствует себя не реализованным)

   Суицид, с моей точки зрения, можно рассматривать как  некий торг, ритуал предваряющий получение Желаемого. Проблема в том, что суицидант  не воспринимает  сам акт самоубийства  как остановку существования, он в суицидальном акте достигает Желаемого, приобретает недостающее, не осознавая, что возвращение и продолжение невозможно. Суицидальную личность, в этом смысле, можно рассматривать как человека понесшего потерю и работать с ним в терапевтической ситуации на помощь в прохождении траектории скорби, рассматривая его актуальную суицидальную готовность как блок на фазе торга. (Кюблер-Росс, Боулби)

    У личности склонной к суициду присутствует ряд психоэмоциональных особенностей – его психическая структура складывалась под воздействием множественных травмирующих факторов и привела к определенной деформации. Наблюдаются высокие показатели личностной тревожности, эмоциональная нестабильность, сниженный эмоционально-волевой компонент, неустойчивая или низкая самооценка.

    В подавляющем большинстве случаев суицидальная личность имеет в анамнезе патологизирующее семейное воспитание, испытывает пролонгированную травматизацию, которую впоследствии можно обозначить как не пережитую потерю (идеализированного объекта, значимых отношений, самоощущения, ощущения безопасности). В одних случаях ребенок сталкивался с гиперопекой, в других с отвержением, в одних семьях был строжайший контроль и навязывание своих желаний, в других – потворствование и бесконтрольность. Объединяет все эти стили то, что в любом случае ребенок не был услышан. Родители были в контакте со своими фантазиями о себе как родителях и ребенке, как абстрактном ребенке. И ребенок живущий с ними рядом оказывался в абсолютном одиночестве, внутренней изоляции. При этом, не будучи отраженными от своих родителей, такие дети не научились оказываться в контакте с собой, давать себе разрешение на удовлетворение своих потребностей. Им давали то, что необходимо было для выживания, запретив, что-либо,  ДЕЛАТЬ для удовлетворения своих потребностей. У ребенка формируется пассивная позиция – желание и потребность «брать» при неспособности пройти зрелый путь к реализации своих Желаний. Так как если бы родители решали за ребенка жить ему или умереть, а для него самого такого вопроса не существовало, так как находясь в пассивной позиции он практически и не живет.  Отсюда такие особенности мотивационной сферы как фрустрированность потребностей; высокий уровень притязаний при неспособности его удовлетворения; невозможность опоры на опыт для реализации желаемого; характерна внешняя мотивация с постановкой «ложной» цели; сформированная мотивация к избеганию неудач;   мотивация к аффелиации при страхе отвержения. Это так же объясняет неспособность к сепарации, потребность в сохранении симбиотических отношений. Кроме того, становится понятной способность использовать уход из жизни как способ реализации желания, без риска полностью прекратить существование, так как жизнь сама по себе не стала той ценностью, которой стоит дорожить.

    Оценивая лиц с суицидальным риском с точки зрения их характерологических, психо-эмоциональных, мотивационно-потребностных особенностей  и сопоставляя эти данные с особенностями межличностного общения, склонности к симбиозу, магичностью мышления, можно сделать вывод о том, что эти лица находятся в рамках пограничной структуры личности, а значит для них характерна поляризация отношений к ситуациям.   Идея о сопоставлении пресуицидального поведения, суицидальной попытки и фаз проживания потери по Э. Кюблер-Росс, может дать таким пациентам ощущение не уникальности их ситуации (фаза торга проживается многими понесшими потерю, а способы выхода из нее бывают разными) для нормализации состояния. А идея о том, что суицид – ритуал, совершаемый с целью возвращения утраченного, преподнесенная в качестве своевременной интерпретации может позволить выйти из тупика и продвинуться в терапевтической работе к совместному движению через фазы переживания потерь, с подробным анализом фазы торга и возможностью отказа от инфантильного желания в пользу зрелого роста Личности.



Просмотров: 604
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как предупредить суицид. Что можно делать, чтобы угроза суицида миновала наших близких?
  • Как стать структурнее и организованнее для реализации своих желаний в любом возрасте?
  • КИНОПСИХОТЕРАПИЯ: «Бобер» как способ выхода из суицидальной депрессии.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Что дает трансцендентный опыт и как можно к нему прикоснуться?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как укрепить свою устойчивость в ситуации неопределённости и найти точки внутренней и внешней опоры?
  • Как можно?! или О том, как психологическая консультация поможет вам стать здоровее и красивее. ч.2
  • Как можно?! или О том, как психологическая консультация поможет вам стать здоровее и красивее. ч.1
  • Подростковый суицид: как быть и что делать родителю?
  • Похвала как инструмент для формирования самодостаточной личности
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда или что нельзя делать при депрессии
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Когда желание становится целью или как исполняются желания....
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Рисуночные тесты. Что в них можно увидеть и как ними работать
  • Как зрелая женщина ведет себя в контакте с мужчиной. А что если вы травмированы, и все наоборот?
  • Как найти мужчину для серьезных отношений? Как выйти замуж и стать счастливой? Практические советы
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь