Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности

Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности

   Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству завершенных суицидов. Сегодняшний день показывает, что такой способ выхода выбирает все большее количество людей, разных возрастов и социального положения. С каждым витком цивилизации проблема суицида актуализируется  Государственные системы, кочующие из ситуаций экономического кризиса  в политические баталии, сотрясаемые терактами и внутренними разборками, оказываются не в состоянии обеспечить своим гражданам надежной опоры. Высокие технологии проникают в частную жизнь индивида, оставляя человека   наедине с собой. Происходит подмена духовных ценностей, человеческих отношений, материальными и экономическими целесообразностями и отсюда повышаются социальные амбиции, болезненный страх и чувство вины за собственное несоответствие ситуации, несостоятельность.  Люди погружаются в свою тревожность, находя все новые и новые поводы для усиления чувства беспомощности, безнадежности. И суицид для многих выглядит единственным возможным решением сложностей жизни.

Человек в тупике или особенности формирования суицидальной личности

   С суицидами работают специалисты разных направлений: психологи, психиатры, спасатели…. Психологи неоднократно обращались к этой проблеме,  рассматривая  психологические особенности суицидальной личности,  защитные механизмы, паттерны поведения, особенности реагирования. Одной из целей этих работ, как правило, становится одно - понять, как предотвратить появление суицидального риска и как наиболее эффективно действовать в контакте с потенциальным самоубийцей в острой ситуации. В этой статье я сделаю попытку   рассмотреть суицидальную личность с психоаналитической точки зрения,  которая дает возможность прикоснуться к бессознательным мотивам суицида как поиску «волшебного» преобразования ситуации из замкнутой в текущую и психологически здоровую. Понимание бессознательного аспекта открывает другой путь в контакте с суицидальной личностью, основанный не только на осознаваемом проживании реальности. Глубинное понимание  дает человеку возможности осознать сокровенную потребность психики, придти к решению через принятие детского инфантильного желания и таким образом удержаться от ритуального отыгрывания в суицидальной форме.    

   Обычно суицид рассматривается как бегство – от боли, от отчаяния.  Однако в этом бегстве есть другие смыслы кроме как избавиться от чего-то непереносимого. Суицид, суицидальные мысли, попытки суицида – можно рассматривать как инфантильную, относящуюся к младенческой грандиозности, попытку реализовать Желание,   которое субъективно не может быть достигнуто зрелыми способами. Таким образом, суицид можно рассматривать и как уход от сложностей жизни, боли, и как реализацию Желания, как сделку, ради возвращения субъективно или реально потерянного, приобретение недостающего (отношений, достижений, значимости, того, в чем потенциальный суицидент чувствует себя не реализованным)

   Суицид, с моей точки зрения, можно рассматривать как  некий торг, ритуал предваряющий получение Желаемого. Проблема в том, что суицидант  не воспринимает  сам акт самоубийства  как остановку существования, он в суицидальном акте достигает Желаемого, приобретает недостающее, не осознавая, что возвращение и продолжение невозможно. Суицидальную личность, в этом смысле, можно рассматривать как человека понесшего потерю и работать с ним в терапевтической ситуации на помощь в прохождении траектории скорби, рассматривая его актуальную суицидальную готовность как блок на фазе торга. (Кюблер-Росс, Боулби)

    У личности склонной к суициду присутствует ряд психоэмоциональных особенностей – его психическая структура складывалась под воздействием множественных травмирующих факторов и привела к определенной деформации. Наблюдаются высокие показатели личностной тревожности, эмоциональная нестабильность, сниженный эмоционально-волевой компонент, неустойчивая или низкая самооценка.

    В подавляющем большинстве случаев суицидальная личность имеет в анамнезе патологизирующее семейное воспитание, испытывает пролонгированную травматизацию, которую впоследствии можно обозначить как не пережитую потерю (идеализированного объекта, значимых отношений, самоощущения, ощущения безопасности). В одних случаях ребенок сталкивался с гиперопекой, в других с отвержением, в одних семьях был строжайший контроль и навязывание своих желаний, в других – потворствование и бесконтрольность. Объединяет все эти стили то, что в любом случае ребенок не был услышан. Родители были в контакте со своими фантазиями о себе как родителях и ребенке, как абстрактном ребенке. И ребенок живущий с ними рядом оказывался в абсолютном одиночестве, внутренней изоляции. При этом, не будучи отраженными от своих родителей, такие дети не научились оказываться в контакте с собой, давать себе разрешение на удовлетворение своих потребностей. Им давали то, что необходимо было для выживания, запретив, что-либо,  ДЕЛАТЬ для удовлетворения своих потребностей. У ребенка формируется пассивная позиция – желание и потребность «брать» при неспособности пройти зрелый путь к реализации своих Желаний. Так как если бы родители решали за ребенка жить ему или умереть, а для него самого такого вопроса не существовало, так как находясь в пассивной позиции он практически и не живет.  Отсюда такие особенности мотивационной сферы как фрустрированность потребностей; высокий уровень притязаний при неспособности его удовлетворения; невозможность опоры на опыт для реализации желаемого; характерна внешняя мотивация с постановкой «ложной» цели; сформированная мотивация к избеганию неудач;   мотивация к аффелиации при страхе отвержения. Это так же объясняет неспособность к сепарации, потребность в сохранении симбиотических отношений. Кроме того, становится понятной способность использовать уход из жизни как способ реализации желания, без риска полностью прекратить существование, так как жизнь сама по себе не стала той ценностью, которой стоит дорожить.

    Оценивая лиц с суицидальным риском с точки зрения их характерологических, психо-эмоциональных, мотивационно-потребностных особенностей  и сопоставляя эти данные с особенностями межличностного общения, склонности к симбиозу, магичностью мышления, можно сделать вывод о том, что эти лица находятся в рамках пограничной структуры личности, а значит для них характерна поляризация отношений к ситуациям.   Идея о сопоставлении пресуицидального поведения, суицидальной попытки и фаз проживания потери по Э. Кюблер-Росс, может дать таким пациентам ощущение не уникальности их ситуации (фаза торга проживается многими понесшими потерю, а способы выхода из нее бывают разными) для нормализации состояния. А идея о том, что суицид – ритуал, совершаемый с целью возвращения утраченного, преподнесенная в качестве своевременной интерпретации может позволить выйти из тупика и продвинуться в терапевтической работе к совместному движению через фазы переживания потерь, с подробным анализом фазы торга и возможностью отказа от инфантильного желания в пользу зрелого роста Личности.



Просмотров: 678
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как предупредить суицид. Что можно делать, чтобы угроза суицида миновала наших близких?
  • КИНОПСИХОТЕРАПИЯ: «Бобер» как способ выхода из суицидальной депрессии.
  • Можно ли предотвратить суицид?
  • Почему у одних людей в сложной ситуации возникают суицидальные мысли, а у других нет
  • Чего мы хотим от своих отношений на самом деле – 7 потребностей в паре
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Как укрепить свою устойчивость в ситуации неопределённости и найти точки внутренней и внешней опоры?
  • Особенности проживания горя у эмоционально-зависимой личности
  • Психологические особенности человека, связанные с различными представлениями о ситуации развода
  • Как стать структурнее и организованнее для реализации своих желаний в любом возрасте?
  • Проблема детско-родительских отношений с точки зрения младшего поколения
  • Особенности построения контакта, предотвращающего суицид
  • Особенности формирования личности в избранном виде спорта. Плавание.
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Особенности поведения гендеров в конфликтной ситуации.
  • Особенности работы с людьми, чьи близкие совершили суицид
  • Психологические особенности людей, переживших экстремальные ситуации
  • Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности
  • Можно ли отдавать ребёнка в садик до 3 лет с точки зрения нейропсихологии
  • 3 особенности сексуального поведения женщин с пограничным расстройством личности
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
  • Можно ли начать жизнь с чистого листа. Психология личности.
  • «Пограничная» семья. Особенности пограничной организации личности.
  • Особенности виртуальной зависимости у подростка с точки зрения психологии.
  • Моя граница с клиентом... Или - можно ли быть «друзьями» в терапевтическом контакте
  • Визуализация – как лёгкий способ достижений своих целей по жизни
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Самооценка личности: как повысить и особенности
  • Можно ли простить своих родителей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь