|
Моя граница с клиентом... Или - можно ли быть «друзьями» в терапевтическом контактеАвтор статьи: Кожина (Репейкова) Екатерина Львовна
Личная психологическая граница — это одно из самых важных понятий в нашей жизни. Ведь благодаря ей мы простраиваем отношения с окружающими людьми, с миром. Если я не выставляю «руку перед собой», общаясь с людьми, то мою границу не замечают, предпочитая общаться так, как удобно другому человеку. Если я выставляю «руку слишком далеко», то другой человек не сможет со мной контактировать, так как я далека от него, а я и не буду замечать или чувствовать его. Поэтому гибкость использования нашей границы очень важна. В процессе терапии, в частности, гештальт-терапии, обучение построению конструктивной и безопасной границы для человека происходит всегда — косвенно или прямо. При этом у самого терапевта с границами «должно быть все отлично» — с ними он должен быть на ТЫ. В процессе обучения для нас основными правилами являются: принцип конфиденциальности; принцип прагнанза; принцип не навреди, а также важность неведения с клиентами личных и деловых отношений помимо психологических терапевтических. Это ни для кого ни секрет, что какой бы клиент не был классным, а мы какими бы классными не были для клиента — дружить мы не можем, так как находимся в других друг для друга отношениях. Это не мешает выражать тепло и признательность в процессе работы. Есть клиенты, к которым мы привяываемся более сильно, чем к другим. Срабатывает механизм переноса или просто некоторые клиенты чем-то нас цепляют, есть в них что-то, что близко для нас. Многие терапевты говорят о том, что в промежутке между сессиями не стоит поддерживать контакт с клиентом, а все стоит обсуждать на сессии, чтобы эмоциональный запал «не расплескался». Я соглашусь с этим, с одной стороны. Но с другой стороны, я понимаю, что у клиента может возникнуть инсайт или очень сильное переживание, с которым ему необходимо поделиться прямо сейчас. Ведь, возможно, именно это желание поделиться и высказаться, а также ваша готовность принять клиента не только в заранее оговоренное и оплаченное время — поможет построить более открытый контакт. А как же быть с поздравлениями на день рождения? Может ли терапевт позволить себе поздравить своего клиента, написав сообщение или позвонив. А клиент? Может ли клиент поздравить терапевта, возможно даже подарив ему шоколадку? В плане взаимоотношений с клиентами наши границы должны быть четкими и прозрачными — в смысле понятными. Но при этом не стоит забывать, что наша профессия отличается именно тем, что мы работаем с помощью технического и методологического инструментария, но все таки собой — личностью. И чтобы работа задалась, нам необходимо простроить с клиентом диалогические отношения — встретится на открытом и осознанном уровне. Каждый раз, когда я сталкиваюсь с тем, правильно ли я простраиваю границу с клиентом, я задаюсь вопросами. Для чего я это делаю? И — а что это даст клиенту? Именно отвечая на эти вопросы, я привношу для себя в наши с ним отношения осознанность. Нельзя бездумно писать или звонить — в любом случае — мы должны понимать цель наших действий. Важно также прогнозирование дальшейних наших действий — а к чему это может привести? Также один из важных вопросов. Ведь мы не можем не оправдать доверие нашего клиента, так как с клиентом мы создаем на пару наш микромир, наш маленький социум, в котором не только мы влияем на клиента, но и он влияет на нас. В данных отношениях нам бывает трудно оставаться беспристрастными. Но в любом случае — мы должны понимать, что для нас первоочередным является запрос клиента, а также его эмоциональное и психологическое благополучие, которое в важной мере приобретается посредством нашего с ним взаимодействия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|