Особенности поведения гендеров в конфликтной ситуации.

 

           Поведение гендеров в обществе имеет свои особенности (специально обозначаю не «мужчины» и «женщины», так речь идет не о «полах», а именно о гендерах, а гендер означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин. Хотя, конечно, именно половые отличия стали основополагающим для изучения и отделения гендерной психологии). Так как именно в настоящее время постоянных перемен в экономических и политических отношениях, и изменений соотношений социальных и гендерных ролей, проблема гендерных различий является особенно актуальной, а конфликт — это один из индикаторов ( даже можно сказать - «лакмусовая бумажка») особенностей поведения, то это определило направление моего исследования. Предметом исследования стало поведение гендеров в конфликте. Целью исследования я определила выявление существования взаимозависимости особенностей поведения в конфликтной ситуации от степени проявления гендерных признаков. Так же было выдвинуто предположение о том, что определённые различия в поведении (стилях поведения) гендеров в конфликтных ситуациях существуют.

О том, что поведение мужчины и женщины отличается в целом, говорили и писали многие ученые и философы. Артур Шопенгауэр (1788-1860), например, обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины: для мужчин характерна абстрактность, для женщин – конкретность. Эта идея была подтверждена современными исследованиями. При этом Шопенгауэр подразумевает, что мужская реакция – норма, а женская – отклонение от неё, а такая позиция неприемлема для современной науки. В 1899 г. выходят две книги русского автора П.Е. Астафьева – «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки». По фактору "время" он различает психические типы мужчин и женщин. Женщин отличает более быстрый психический темп, мужчин – замедленный. Работа, вызывающая по сей день массу дискуссий – это работа 23-летнего австрийского ученого Отто Вейнингера (1880-1903). Мысли, высказанные в ней, были новы, нарушали общепринятые нормы морали. Кое-какие из них были продуктивны для дальнейшего развития гендерной психологии. Например: а) о бисексуальности и андрогинии; б) о половых различиях в психике; в) о гендерных сексуальных взаимоотношениях. Но настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать голландского ученого Г. Гейманса. Его книга «Психология женщины» (1911) отличалась от предыдущих произведений своей научностью: стилем, аргументацией, ссылкой на реальные исследования других авторов. К тому же он сам провел два масштабных исследования. Некоторые положения из книги Г. Гейманса актуальны и для современной гендерной психологии. Среди авторов экспериментальных исследований, проводившихся на тот момент были: Хелен Томпсон, Лета Холлингворс, Хелен Дойч, Джоанна Лампл де Грут. В своих экспериментах они смогли продемонстрировать, что интеллектуальное подобие между мужчинами и женщинами намного превосходит различие. В нашей стране попытки разработки гендерной проблематики были сделаны в 1920-х и в начале 1930-х г.г. Этот важный для отечественной психологии момент связан с именами Е.А. Аркина и П.П. Блонского. В конце 1960-х г.г. в отечественной психологии была создана достаточно продуктивная атмосфера для разработки гендерной проблематики. Огромная заслуга здесь принадлежит Б.Г.Ананьеву. Принцип полового диформизма был объявлен одним из основополагающих принципов психологического исследования. Б.Г. Ананьев организовал эти исследования и дал им глубокую теоретическую оценку. До сих пор в зарубежной гендерной психологии нет работ с таким уровнем теоретического обобщения. Половые различия исследовались в широком смысле: от зоопсихологии и психофизиологии до социальной психологии, разрабатывалась проблема половых различий. Были накоплены эмпирические факты и заложена теоретическая база для осмысления – установлены глобальные различия между мужчинами и женщинами.(2)

По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом. Социальные нормы – это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются гендерными ролями. Роберт Чалдини в книге «Влияние» (1993 г.) увлекательно аргументирует мысль о том, как велика роль социальных норм в упрощении нашей жизни и сокращении объема необходимых мыслительных операций. Часто так происходит и с гендерными нормами. Большинство людей принимают их бессознательно, даже не ставя под сомнение. В этом проявляется конформность как экономия мысли. Так же при рассмотрении подчинения гендерным нормам выделяют следующие типы: 1) Уступчивость; 2) Одобрение, интернализация; 3) Идентификация.(5, 11)

Люди в разной степени привержены традиционным половым ролям. Каган в 1964 г. и Колберг в 1966 г. отметили, что некоторые люди в высшей степени соответствуют физиологическим нормам для соответствующего пола – полотипизированы. Например, предельно женственные женщины и крайне мужественные мужчины. Они подавляют в себе любое поведение, которое может быть расценено окружающими как несвойственное этому гендеру.(1, 3, 14)

Личностные отличия и разные способности не меньше влияют на приверженность к традиционным гендерным ролям, строящихся на гендерных сходствах и различиях. До середине 1960 г.г. в западной культуре преобладала теория «естественной взаимодополнительности полов» Т. Парсона и Р. Бейлза:

мужская роль считалась инструментальной (добытчик, глава семьи, ответственен за дисциплинирование детей), а женская – экспрессивной (хранительница домашнего очага, ориентирована на взаимоотношения в семье, обеспечивает теплый эмоциональный климат). В целом поведение мужчин варьируется от проявлений жесткости в конкурентной борьбе до нежной заботы. Но то же самое верно для женщин. Соглашаясь с этим фактом, психологи Нэнси Ходороу, Джин Бейнер Миллер, Кэрол Гиллиган (исследования 1978-1990 г.г.) утверждают, что женщины чаще мужчин отдают приоритет близким отношениям между людьми. Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки – к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше участников, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше открытой агрессивности, больше соучастия, чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются ещё шире. Женщины более склонны описывать себя как людей, проявляющих эмпатию. Данные, касающиеся гендерных различий в эмпатии, на первый взгляд кажутся непоследовательными, а при ближайшем рассмотрении становится ясно, что они меняются в зависимости от используемого в каждом конкретном случае метода измерения эмпатии. Американские психологи, проводя метаанализ в данной области, обнаружили, что, чем менее очевидно было, что тест измеряет уровень эмпатии, тем меньшие гендерные различия выявлялись. Это ещё раз подтверждает, что мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными потому, что это не соответствует гендерной роли. Ведь, прежде всего, немалая часть опыта социализации развивала в мужчинах способность подавлять эмпатичную отзывчивость. Одна причина состоит в том, что мужчины часто оказываются в ситуациях, требующих от них поведения с проявлением силы, независимости, властности, стремления к соревнованию (соперничеству), то есть тех качеств, которые едва ли сочетаются с эмпатичной отзывчивостью. Проявление эмпатии у женщин в основном объясняют тем, что женщины обычно лучше интерпретируют эмоции окружающих. Проведя 125 исследований восприимчивости невербальных команд, Джудит Холл в 1984 году обнаружила следующее: в целом женщины превосходят мужчин в расшифровке сообщений, заложенных в эмоциях окружающих. Женщины более искусны в невербальном выражении эмоций. По словам Игли и Кроули (1986), проведенный ими метаанализ подтвердил, что мужчины не отличаются от женщин в готовности помочь, однако существуют половые различия в оказании помощи, которые зависят от типа помогающих действий. (5, 6, 10, 11)

При рассмотрении вопроса социального доминирования сделан абсолютно определенный вывод: во всех современных сообществах доминируют мужчины. Выступая в качестве лидеров в ситуациях, где нет жесткого распределения ролей, мужчины более склонны к авторитарности, женщины – к демократичности (Игли, Карау, 1991 г.). Конечно, очень важную роль в стиле поведения играют личностные качества. Так, например, встречаются и нерешительные мужчины, предпочитающие подчиняться, а не командовать, и решительные, самоуверенные женщины. (11, 13)

Гендерные различия проявляются и в сексуальных отношениях. Между тем очевидно, что в своих физиологических и субъективных ответных реакциях на сексуальные раздражители женщины и мужчины, как выразился Гриффит в 1987г., «скорее похожи, чем не похожи». Сьюзан Хендрик и её коллеги сообщают, что множество исследований, включая их собственные в 1987г., показали, что женщины – умеренно консервативны по отношению к

случайному сексу, а мужчины – умеренно снисходительны.(3, 4, 7)

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но и они должны быть ещё лучше

изучены, чтобы в полной мере утверждать об их значительности. В своем знаменитом обзоре литературы по гендерным различиям Маккоби и Джеклин (1974г.) сделали вывод, что агрессия - это единственное социальное поведение, для которого существуют доказательства, говорящие о совершенно явных гендерных отличиях. Вместе с тем Игли и Штеффен (1986г.) пришли к заключению, что для взрослых эти различия весьма невелики. Отчасти наше искаженное восприятие гендерных различий в агрессии можно объяснить тем фактом, что преобладающее большинство насильников и убийц - именно мужчины. Однако, как совершенно справедливо отмечено у Бербэнк (1994г.), подобные действия совершает очень малая часть мужчин. Принимая во внимание эти крайние варианты, поведение большинства мужчин сходно с поведением большинства женщин. Другая причина, которая заставляет нас считать мужчин более агрессивными,- это устоявшаяся в нашей культуре вера в то, что такими их делает более высокий уровень тестостерона в крови. На самом деле пока не существует убедительных экспериментальных доказательств наличия у человека связи "тестостерон- агрессия". Хотя по мнению Эриха Фромма именно в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением находит подтверждение концепция агрессии как самоутверждения. (6, 7, 13)

Бьйорквист и Ньемела (1992г.) пришли к выводу, что существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен - мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация. Например, Лагерспец (1988г.), исследуя финских детей 11-12 лет, учащихся в школе, обнаружил, что девочки предпочитали использовать косвенные формы агрессии (распускали слухи, заводили нового друга "в отместку" старому), в то время как мальчики чаще открыто выражали агрессию (толкались, кричали, дрались). Бьйорквист и его коллеги (1994г.) предположили, что женщинам, из-за того что они более слабы физически, нет смысла применять физическую агрессию, и поэтому они прибегают к вербальной или косвенной агрессии. Целый ряд ученых в своих кросс-культурных исследованиях говорили о том, что стратегии косвенной агрессии в целом чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, хотя и отмечали некоторые вариации (1994г.). (8)

К тому же сильнейшей предпосылкой для обнаружения гендерных различий в агрессии, по результатам метаанализа Игли и Штеффен (1984г.), был такой ситуационный контекст, который провоцировал проявление скорее физической, чем психологической агрессии (в ситуациях, требующих применения физической агрессии, мужчины с большей вероятностью выдавали агрессивное поведение).

На поведение в кофликте, помимо рассмотренных характеристик, так же влияет конформность. Несмотря на то, что в исследованиях Игли и ее коллег

(1978г.;1981г.) обнаружились лишь очень малые гендерные различия в подверженности влиянию, стереотип о том, что женщины более внушаемы и конформны, чем мужчины, продолжает существовать. Причина стойкости

этого взгляда в том, что женщины в целом имеют более низкий социальный статус и дома и на работе. Игли и Вуд провели несколько экспериментов в подтверждение этой гипотезы и выяснили, что женщины не являются более подчиняющимися и уступчивыми от природы, но вести себя подобным образом обязывает их низкий статус. Унгер и Кроуфорд (1992г.) также отмечали, что гендерные различия в подчиняющемся поведении - часто не более чем результат различий в статусе между мужчинами и женщинами. Игли и Вуд (1982г.) пришли к выводу, что как только распределение социальных ролей между мужчинами и женщинами станет менее гендерно-типизированным, можно будет ожидать сокращения подобных гендерных стереотипов.(8, 9, 10)

На сегодняшний день нет абсолютно точной информации о значительности воздействия того или иного гендерного отличительного фактора на гендерные различия поведения в конфликте, хотя в совокупности влияние бесспорно присутствует.

Проведённое мной эмпирическое исследование гендерных различий поведения в конфликте имело определённую цель — это выяснение зависимости гендерного поведения в конфликте от степени проявления маскулинности-фамининности. При этом мною решалась задача показать на исследуемой выборке выявление маскулинности-фамининности и существование и природу гендерных различий в стилях поведения в конфликте. Использовались методики: 1. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности-фамининности и 2. тест К.Томаса адаптированный Н.В.Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. Выборка: исследовалась группа людей в количестве 20 человек – 10 женщин, 10 мужчин, в возрасте от 28 до 34 лет. Все испытуемые являлись офисными работниками.

При выявлении степени маскулинности-фемининности у женщин у всех испытуемых была выявлена степень андрогинности, что является срединным показателем по шкале «маскулинность-фемининность». В данном случае можно разделить показатели андрогинности на две группы: 1) андрогинность «отрицательная» (ближе к «маскулинности») - в 40%-х рассмотренных случаев; 2) андрогинность «положительная» (ближе к «фемининности») - в 60%-х. Взаимозависимости результатов от возраста испытуемых в рассматриваемом возрастном диапазоне не замечено. Таким образом, данном случае просматривается тенденция андрогинности в сторону «фемининности», что бесспорно может являтся показателем проявления гендерных признаков.

При выявление степени маскулинности-фемининности у мужчину испытуемых в 90%-х случаев была выявлена степень андрогинности, и в 10% - степень фемининности. В группе испытуемых 60% показали степень андрогинности «положительной», 30% - степень андрогинности «отрицательной». Взаимозависимость результатов от возраста испытуемых не прослеживается, данном случае выражена тенденция в сторону андрогинности «положительной» (60%), хотя в качестве испытуемых выступали мужчины. Многие причины могут объяснять неожиданность полученных результатов, в том числе:

1) соблюдение конфиденциальности при проведении исследования (мужчины искренне отвечали на вопросы);

2) особенности культуры;

3) вопросник С.Бэм не адаптирован для настоящего времени;

При анализе сводных результатов выявленной степени «маскулинности-фамининности» у мужчин и женщин можно сделать определенный вывод о том, что из представленной выборки в совокупности мужчины показали большую тенденцию в сторону проявления признаков андрогинности «положительной» и фемининности, чем женщины.

При работе с выборкой были учтены важные влияющие факторы (социальный статус, возраст, вид деятельности, принадлежность к типу культуры), но, для более объективных выводов необходимо учитывать и многие другие факторы, например, личностные качества каждого испытуемого. К тому же малочисленность выборки не дает возможности делать глубокие выводы. Проведенной к вопроснику Сандры Бэм адаптации недостаточно, так как должны более глубоко рассматриваться и учитываться особенности культуры определенного типа, её мораль и ценностные ориентации. Нашей культуре свойственна тенденция воспитания в любом человеке, независимо от половой принадлежности, таких качеств, как преданность, умение сочувствовать, забота о людях, сострадание наравне со многими другими. Поэтому будет неправильным присутствие вышеперечисленных качеств в человеке считать проявлением признаков того или иного гендера. В общем, по результатам исследования можно сделать вывод о достаточно справедливой критике в адрес данной методики.

При определении стиля поведения в конфликте у мужчин выявлено следующее соотношение стилей поведения: 1)компромисс– 40%, 2)соперничество–30%; 3) приспособление – 20 %, 4)сотрудничество–10%; ; 5)избегание – 0%.

Таким образом, в данной выборке преобладающим у мужчин является стиль компромисса, при котором мужчины готовы немного уступить в своих интересах при согласии оппонента сделать то же самое. Стиль соперничества, при котором мужчины стараются в первую очередь удовлетворить свои интересы, вынуждая оппонентов полностью отказаться от своих решений, проявился в 30%. Поведения в стиле избегания у мужчин не выявлено.

При определении стиля поведения в конфликте у женщин выявлено следующее соотношение стилей поведения у женщин: 1)соперничество – 10%; 2) сотрудничество – 0%; 3)компромисс – 50%; 4)избегание – 20%; 5)приспособление – 20 %.

Таким образом, у женщин прослеживается преобладание поведения в конфликте – стиль компромисса, при котором женщины уступают в своих интересах при готовности оппонента сделать то же самое. Стиль избегания, при котором женщины не отстаивают свои права, свои позиции, просто уклоняются от разрешения конфликта, и стиль приспособления, при котором женщины тоже не пытаются отстаивать своих интересов, действуют совместно с оппонентом, выявлены в одинаковой степени (в 20% случаев). Стиль соперничества, при котором женщины в первую очередь стараются удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, отмечен только в 10%. Стиль сотрудничества не проявился.

В результате обработки полученных данных выявлено, что примерно в равной степени и у мужчин, и у женщин проявились стили компромисса и приспособления. Довольно важный момент: стиль избегания отмечен только у женщин, а сотрудничества – только у мужчин.

Стиль соперничества (конкуренции) в основном проявили испытуемые , имеющие в большей степени характеристики маскулинности (по методике С. Бэм). К тому же мужчины проявили большую тенденцию к стилю соперничества, чем женщины. Что указывает на явные различия гендерного поведения в кофликте, основанные на гендерных различиях в целом.

В процессе проведенной работы (изучения теоретического материала и проведенного эмпирического исследования) были выявлены важные гендерные различия на примере следующих характеристик: агрессивность, конформность, доминирование, эмпатия, сексуальные отношения. Конкретно рассмотрено и исследовано поведение гендеров в конфликтных ситуациях (выявлены преобладающие стили поведения). Можно сделать вывод о том, что у различия в поведении присутствуют. Проявились определенные тенденции: у мужчин намного чаще, чем у женщин, встречается наклонность к соперничеству (конкуренции), то есть желание в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других. Этот факт подтверждает многие исследования поведения гендеров (в различных ситуациях). Тенденции к компромиссу и приспособлению проявились примерно в равной степени и у мужчин, и у женщин. В свою очередь, стиль избегания проявился только у женщин, а стиль сотрудничества – только у мужчин.

По результатам проведенных исследований определенно видно, что гендерные различия в конфликтном взаимодействии имеют место быть. Необходимость более глубокого изучения в данном направлении обоснована следующим рядом причин: недостаточность разработки вопросов социальных и производственных взаимодействий, истоков и причин конфликтных ситуаций в этих взаимодействиях, обилие фактического материала, заставляющего считать фактор пола одним из составляющих любого психологического исследования, без учета которого эти исследования, по мнению Ф.Е. Гарай, не имеют серьезной научной ценности, развитие гендерного (gender - социальный пол) направления гуманитарных наук, объектом исследования которых так или иначе является человек, практическая значимость и интерес в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе и управленческой, к половым и гендерным аспектам в поведении человека, включая и конфликтное взаимодействие.

Список используемой литературы:

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии, 1991, № 4.

2. Бендас Т.В. Гендерная психология. – Спб.: Питер, 2007.

3. Берн Шон «Гендерная психология». – Спб, «Прайм-Еврознак», 2001.

4. Ворожейкина И.Е., Кибанов А.Я., Конфликтология: ИНФРА-М, 2002.

5.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер-Пресс, 2002.

6. Клецина И. С. Гендерная социализация. – СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

7. Клецина И. С. Психология гендерных отношений.: Теория и практика.- СПб.: Алетейя, 2004. (серия «Гендерные исследования»). 343-349с.

8. Леонов Н.И. Конфликтология. – 2-е издание, Москва – Воронеж, 2006.

9. Некрасов С.Н., Возилкин И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. Свердловск, 1991.

10. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. Учебное пособие. М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2006, с.14-18.

11. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клецкиной. Спб.: Питер, 2003. С.277-280

12. Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста; Вопросы психологии, 2002, №6, стр. 23-31. 28. Скворцов В.В. Способы разрешения конфликтов. — М., 1986.

13. Токарева М.Ю., Донцов А.И. «Меньшинство как источник социального влияния»-Вопросы психологии, 1996, №1,стр.50-61.

14. Фромм Эрих. Типы агрессии: Психология человеческой агрессивности (Библиотека практического психолога). – Мн.: Харвест, 2003, (стр.354-383).

 

 

 

 



Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не думайте, что женщины зависят от мужчин больше, чем мужчины от женщин.
  • Особенности поведения мужчин и женщин в конфликте
  • Различия в мышлении и поведении у мужчин и женщин
  • Различия ролей мужчин и женщин закладывается воспитанием
  • 3 типа поведения женщины, которая всегда очаровывает мужчин
  • Различия мужчин и женщин
  • Мужчины и женщины в поисках психотерапевта: общее и различия
  • Роль фона для мужчины женщин больше не устраивает. Нравятся ли мужчинам доминирующие женщины?
  • Быть человеком: женщины, истребляющие мужчин, истребляющих женщин
  • Гнев у мужчин и женщин: удивительные различия
  • Без мужчины - тоска! Каких мужчин хотят женщины?
  • Почему уже женатые мужчины и замужние женщины некоторым кажутся более привлекательными, чем свободные?
  • Стратегии устройства личной жизни мужчин и женщин после развода. Опыт одного лонгитюдного исследования
  • Мужчины ,которые ненавидят женщин, и женщины,которые их любят.
  • 5 основных различий в понимании отношений у женщин и мужчин.
  • Гендерные различия. Как понять женщин
  • Гендерные различия. Как понять мужчин
  • Различия в подготовке спортсменов-мужчин и спортсменов-женщин
  • Отношения мужчины и женщины - нужно ли понимание психологии
  • Отношения мужчины и женщины с разницей в возрасте. Когда мужчина значительно старше женщины (10+)
  • Эмоция женщины = поведение мужчины.
  • Мужчины, женщины, гендер, феминизм. Или чего хотят женщины?
  • 3 опасных "В" в поведении женщины, которые отталкивают большинство мужчин
  • Почему мужчины перестали быть мужчинами, а женщины женщинами. Психоаналитический взгляд.
  • 8 марта, праздник гендерных стереотипов или светлый день солидарности женщин в борьбе за равные права ?
  • 8 причин, почему женщины чаще мужчин прощают измену
  • Импотенция. Проблемы с эрекцией. Поведение женщины формирует сексуальные проблемы у мужчин
  • Депрессия. Мужчины или женщины, кто чаще болеет?
  • Чего хотят мужчины?Отношения мужчины и женщины.Заметки психолога.
  • Типы женщин, которые отпугивают большинство мужчин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь