Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Это переживание, связанное с ответственностью за себя и близких, умение сочетать права и обязанности, самостоятельность выбора и включенность во множество иерархий и систем общения. Но взрослость – это не "продукт созревания", а продукт социального научения, основным механизмом которого является социальное подражание.
Поэтому актуальным запросом при оказании психологической помощи подросткам и их родителям, является противоречие между желанием и стремлением подростков к самостоятельности и психологической неготовности родителей принять и поддержать эту новую форму поведения своих детей.
Формирование ответственного поведения - длительный и постепенный процесс, требующий от родителей создания условий для проявления самостоятельности в зависимости от возможностей в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Поэтому очень эффективно, если ответственная модель поведения – норма поведения всех членов семьи, в которой воспитывается ребенок. Следовательно, если навыки самостоятельных и ответственных поступков не смогли сформироваться, то подросток не сможет начать использовать эту модель поведения с наступлением .... (какого-либо возраста, наиболее подходящего для проявления самостоятельности, по мнению родителей).
Можно привести несколько примеров причинно-следственных связей:
Если решения принимают за подростка родители, то они не только не способствуют развитию его самостоятельности, но часто приводят к развитию чувства неполноценности и неуверенности в себе.
Родители могут только декларировать свое желание в "независимости подростка", но сами же не давать ему возможность эту независимость проявить (несоответствие между желанием родителей и реальными моделями поведения, не позволяющими развиваться самостоятельным формам поведения у подростков).
Родители так же могут недооценивать свое влияние на подростков. Воспитание – это всегда двусторонний процесс, который накладывает и на родителей определенные требования - соответствие образцам этики и культуры поведения (т.е. дети копируют и положительные и отрицательные ментальные и поведенческие модели родителей).
При поддержке психолога родители так же могут осознать и увидеть следующую особенность: они используют модели поведения, которые применяли к ребенку в предыдущие периоды его жизни (но в данном периоде они неактуальны и неэффективны).
Таким образом, когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым. Поэтому параллельно с уменьшением родительского контроля (и увеличением самостоятельности подростка) важно установить рамки дозволенного. Например:
Хорошим способом показать подростку, чего от него ждут в семье, считается установление семейных правил. Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность. ·
Научно доказано, что у подростков рассеянное внимание. Поэтому, когда вам нужно ему о чем-то напомнить, говорите только одно слово, например: «Стирка!» Это подростку услышать и усвоить легче, чем пятиминутную лекцию о необходимости общественного полезного труда и о том, что вы в его годы... Запомните: одно слово эффективнее нотации.
Доверяйте подростку небольшие серьезные дела (помощь по дому (поручения), покупка продуктов и вещей и проч.), а так же "разрешите" ему самого себя обслуживать (для некоторых родителей это действительно трудно сделать). Человек взрослеет тогда, когда делает что-то без страховки. Если же подростку всегда есть на кого понадеяться, то и ответственность будет формоваться медленнее.
Таким образом, помощь родителей подростку может быть в поддержке конструктивных форм поведения, демонстрации готовности оказать поддержку в случае необходимости, соблюдения границ и уважение к сфере общения подростка с окружающими его людьми. Для этого родителям нужно принять ситуацию, что их ребенок имеет право на самостоятельные выборы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.