О теме сепарации подростков от семьи, развитие их самостоятельности и психологической зрелости

Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Это переживание, связанное с ответственностью за себя и близких, умение сочетать права и обязанности, самостоятельность выбора и включенность во множество иерархий и систем общения. Но взрослость – это не "продукт созревания", а продукт социального научения, основным механизмом которого является социальное подражание.

Поэтому актуальным запросом при  оказании  психологической помощи подросткам и их родителям,  является   противоречие  между желанием и стремлением подростков к самостоятельности и психологической неготовности родителей принять и поддержать эту новую форму поведения своих детей.

О теме сепарации подростков от семьи развитие их самостоятельности и психологической зрелости

Формирование ответственного поведения - длительный и постепенный процесс, требующий от родителей создания условий для проявления самостоятельности в зависимости от возможностей в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Поэтому очень  эффективно, если ответственная модель поведения – норма поведения всех членов семьи, в которой воспитывается ребенок. Следовательно, если навыки самостоятельных и ответственных поступков  не смогли сформироваться, то подросток не сможет начать использовать эту модель поведения с наступлением .... (какого-либо возраста, наиболее подходящего для проявления самостоятельности, по мнению родителей).

Можно привести несколько примеров причинно-следственных связей:

  • Если решения принимают за подростка родители, то они не только не способствуют развитию его самостоятельности, но часто приводят к развитию чувства неполноценности и неуверенности в себе.  
  • Родители могут только декларировать свое желание в "независимости  подростка", но сами  же не давать  ему возможность эту независимость проявить (несоответствие между    желанием родителей и реальными моделями поведения, не позволяющими развиваться самостоятельным формам поведения у подростков).
  • Родители так же могут недооценивать свое влияние на подростков. Воспитание – это всегда двусторонний процесс, который накладывает и  на родителей определенные требования  - соответствие образцам этики и культуры поведения (т.е. дети копируют и положительные и отрицательные ментальные и поведенческие  модели родителей).
  • При поддержке психолога родители так же могут осознать и увидеть следующую особенность: они используют модели поведения, которые применяли к ребенку в предыдущие периоды его жизни (но в данном периоде они неактуальны и неэффективны).
  • Таким образом, когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым. Поэтому параллельно с уменьшением родительского контроля (и увеличением  самостоятельности подростка) важно установить рамки дозволенного.  Например:

  • Хорошим способом показать подростку, чего от него ждут в семье, считается установление семейных правил. Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность. ·
  • Научно доказано, что у подростков рассеянное внимание. Поэтому, когда вам нужно ему о чем-то напомнить, говорите только одно слово, например: «Стирка!» Это подростку услышать и усвоить легче, чем пятиминутную лекцию о необходимости общественного полезного труда и о том, что вы в его годы... Запомните: одно слово эффективнее нотации.
  • Доверяйте подростку небольшие серьезные дела (помощь по дому (поручения), покупка продуктов и вещей и проч.), а так же "разрешите" ему  самого  себя обслуживать (для некоторых родителей это действительно трудно сделать). Человек взрослеет тогда, когда делает что-то без страховки. Если же подростку всегда есть на кого понадеяться, то и ответственность будет формоваться медленнее.  
  • Таким образом, помощь родителей подростку  может быть в поддержке конструктивных форм поведения, демонстрации готовности оказать поддержку в случае необходимости, соблюдения границ и уважение к сфере общения подростка с окружающими его людьми. Для этого родителям нужно  принять  ситуацию, что их ребенок имеет право на самостоятельные выборы.



    Просмотров: 634
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Принципы психологической профилактики аддиктивного поведения у подростков в ОУ
  • Почему родителям трудно помочь ребёнку-подростку?Аналитическая таблица для родителей.
  • Часть 2. Профессия "Консультант по быстрому решению проблемного поведения подростков"
  • Регулирование мужской модели поведения. "Вам всем одно и тоже надо"
  • Воспитание родителей- одна из причин зависимого поведения
  • Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей
  • о взаимосвязи поведения родителей и профессионального самоопределения детей
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Три типа поведения родителей
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Кризис 3 лет: симптомы и стратегия поведения родителей
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Решение проблемы детского поведения разведённых родителей
  • "Ответы академика - 2": о любви, о созависимом поведения, о психике и не только…
  • Формирование пищевого поведения: путь от младенчества до подростка. Обзор зарубежных исследований
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • На тему суицидального поведения подростка
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • Сколько консультаций необходимо для улучшения поведения подростка
  • Самостоятельный ребенок. Развитие самостоятельности.
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Новая модель поведения или работа с МАК "PERSONA"
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь