|
Интерактивные формы работы с родителями младших школьниковАвтор статьи: Заиграева Надежда Викторовна
В законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ говорится, что «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [2]. В ходе реализации Федерального закона необходимо создать условия для взаимодействия образовательного учреждения и семьи, а также построения отношений в триаде: педагоги – дети – родители. В настоящее время в образовательных организациях все еще неэффективно используется потенциал семьи. К сожалению, быть родителем нигде специально не учат, поэтому процесс воспитания происходит стихийно, у некоторых матерей и отцов нет четких представлений о возрастных, психических особенностях и потребностях ребенка, они не всегда анализируют свои слова и действия по отношению к нему. Ошибочные подходы во многом связаны с поверхностной компетентностью и недостаточным участием взрослых в познавательной жизни детей. У родителей возникает много вопросов о том, как общаться, взаимодействовать, поощрять детей и надо ли их наказывать. Задача педагогов и психологов – помочь им в этой непростой деятельности, создав условия для реализации партнерских отношений. Перед изложением практических результатов проведенной нами работы, коснемся ряда теоретических аспектов. Существует большое количество психологических исследований, в которых доказывается принципиальная роль родительского отношения в личностном, когнитивном, регулятивном и коммуникативном развитии ребенка. В структуре детско-родительских отношений принято выделять несколько компонентов: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [1]. Кратко охарактеризуем их. Когнитивный компонент родительского отношения включает представления о познавательном, личностном и социальном развитии ребенка, а также осознание своей роли в процессе его взращивания и понимание собственных установок относительно процесса воспитания. Эмоциональный компонент – это степень проявления принятия либо неприятия (отвержения) ребенка. Положительный контакт в диадах мать – ребенок, отец – ребенок рассматривается как базисная психологическая модель, необходимая для развития его личности. Поведенческий компонент представляет родительские требования (обязанности, запреты), различную степень заботы и контроля. В настоящей публикации мы поделимся опытом взаимодействия учителя начальных классов с родителями. Речь пойдет о диалоге двух партнеров в общем деле воспитания младших школьников. Результаты такой работы показывают, что целенаправленное включение родителей в совместный с педагогами процесс образования и развития ребенка позволяет значительно улучшить детско-родительские отношения, повысить эффективность воспитательного процесса. Первый учитель – это особая фигура в жизни не только детей, но и их родителей. От него многое зависит в судьбе каждого ученика (багаж знаний, отношение к своему здоровью, духовно-нравственное развитие и др.). Осознанно вовлекая матерей и отцов во внеурочную деятельность, учитель тем самым влияет на их чувства, установки, поведенческие реакции, связанные с восприятием и воспитанием ребенка. Сотрудничество школы и семьи – это очень непростой процесс, от успешности которого зависит качество детско-родительских отношений. Совместная работа начинается с первого родительского собрания, основной задачей которого является знакомство и планирование внеурочной деятельности. Здесь же создаются предпосылки для возникновения запросов и желаний родителей участвовать в жизни класса. Уже на первой встрече уместно подчеркнуть значимую роль взрослого в расширении кругозора детей, формировании у них стремления к познанию и активной жизненной позиции. Наш многолетний педагогический опыт включения родителей в образовательно-воспитательный процесс свидетельствует о том, что на начальных этапах школьной жизни у них не возникает желание вникать в дела детского коллектива. Наблюдая за младшими школьниками и родителями, проводя беседы, анкетирования, консультации, мы выявили проблемы в некоторых семьях: ограниченность в общении, незаинтересованность делами и успехами детей, отчужденность в детско-родительских отношениях или неумение выстроить доверительные отношения, психологическая и педагогическая неграмотность родителей в вопросах воспитания, гиперопека или гипоопека. Таких родителей следует дополнительно информировать и повышать их психолого-педагогическую компетентность. Другая часть родителей, наоборот, вовлечена во все дела школьников I – IV классов, является активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Эти родители не только поддерживают своих детей в любых начинаниях, но и проявляют инициативу в планировании и подготовке внеурочных мероприятий, личным примером показывают, как можно интересно и ярко организовать жизнь в детском коллективе. Учитывая разную степень включенности родителей в сотрудничество со школой, мы стараемся дифференцировать работу с ними. Достаточно эффективным является прием объединения родителей с разным участием в судьбе детей. В результате происходит положительное влияние на пассивных родителей, которые на первых порах занимают роль сторонних наблюдателей или демонстрируют отношение к делам класса по типу «моя хата с краю, я ничего не знаю». Для создания партнерских отношений учитель ставит следующие цели: 1) углублять психолого-педагогические знания родителей; 2) оказывать помощь в улучшении отношений детей и родителей; 3) предоставлять родителям возможность делиться опытом воспитания детей. Традиционное взаимодействие родителей и педагога проходит в основном в односторонней форме общения: один говорит, остальные слушают. Призывы учителя высказать свое мнение, предложить свои идеи, варианты, как правило, остаются безрезультатными. В обычной ситуации сделать это бывает достаточно сложно, поэтому интерактивные («inter» – взаимный, «act» – действовать, т.е. взаимодействие) формы помогают выстраивать партнерские отношения, когда родители проявляют инициативу, чувствуют ответственность, показывают готовность к диалогу и сотрудничеству. На протяжении многих лет мы применяем разные формы работы с родителями: коллективные (групповые), индивидуальные, наглядные, Интернет-технологии. Хорошо зарекомендовали себя педагогические мастер-классы по обмену опытом на темы «Как поощрять ребенка в семье?», «Как помогать в выполнении домашних заданий?», коллективные творческие дела (например, проект «История русского костюма»), защита творческих семейных проектов («Осень богата хлебами», «Мы в ответе за тех, кого приручили»). Приведем примеры использования интерактивных форм работы с родителями младших школьников. Родительское собрание На первом родительском собрании (в конце августа) можно использовать прием, который мы назвали «От сердца к сердцу». Обращаясь к родителям, педагог говорит: «Уважаемые родители! Вы доверили нам самое дорогое – ваших детей. Теперь они уже и наши дети. Проводя уроки, классные часы, экскурсии, учитель обучает и развивает их, но без вашего участия наш труд не будет по-настоящему завершенным. Дети будут дружить и общаться в этих стенах 11 лет – это большой отрезок жизни, который должен быть наполнен радостью совместных дел, открытий и побед, приятных приключений, приобретением друзей. Давайте совместно улучшим их пребывание в стенах нашей школы. Если каждый из вас предложит хотя бы одну идею по проведению совместных дел, поучаствует в общем мероприятии – это оставит большой след в душе каждого ребенка, сделает его добрее и умнее». Учитель схематично изображает на доске дерево без листвы и раздает родителям вырезанные из бумаги разноцветные осенние листья. Родители пишут на них свои предложения об организации какого-либо мероприятия в классном коллективе (организовать экскурсию, заказать автобус, вести летопись класса и др.) и прикрепляют листья к нарисованному дереву. Так дерево облачается в разноцветную листву с идеями и предложениями от родителей. Затем они озвучивают и обсуждают свои идеи, которыми педагог может дополнить план внеурочных мероприятий. Эффективность данного приема заключается в том, что каждый родитель чувствует причастность к коллективу класса своего ребенка и берет на себя часть ответственности, а ученик, чьи родители участвуют в делах класса, переживает чувства радости, гордости и сопричастности. Младшие школьники становятся инициативнее, отзывчивее, они более открыты к диалогу между сверстниками и взрослыми, у них повышается интерес к учебной и творческой деятельности, они не боятся ошибиться, и – что очень важно – родители приобретают уважение и укрепляют свой авторитет в глазах ребенка. Тематический классный час Для знакомства с особенностями профессии медицинских работников мы организовали классный час на тему «В гости к тете Гигиене, или Тайны грязных рук». Мама ученика нашего класса, которая работает врачом, пришла в класс в спецодежде, познакомила школьников с микроскопом, через который они рассматривали микробы, научила их правильно мыть руки и чистить зубы, рассказала о гигиенических правилах ухода за одеждой. В результате встречи с мамой-врачом у учеников расширился кругозор и словарный запас, они познакомились со словами «гигиена», «микроскоп», «микроб» и др. Полученные знания закрепили, составив памятку о правилах личной гигиены для грязнуль и нерях.
Папа одного из учеников нашего класса – военнослужащий. Он провел экскурсию по территории воинской части, которая включала в себя посещение культурных, бытовых и военно-спортивных объектов. Учащиеся познакомились с военной техникой и посмотрели показательные выступления служебных собак. Одна собака задержала и обезвредила «нарушителя», другая – приняла участие в поиске взрывчатки, огнестрельного оружия и наркотиков. Закончилось знакомство с жизнью военных в полевой кухне, где школьников угостили вкусной выпечкой и напоили горячим чаем. Папа, мама, я – спортивная семья Данное спортивное мероприятие проходило в несколько этапов. Предварительный этап включал составление программы праздника, написание сценария, подготовку музыкального сопровождения и наградных материалов. На втором этапе формировались команды (выбирали капитана, название, девиз, форму команды), болельщики писали плакаты в поддержку команд, репетировали номера художественной самодеятельности. Третий этап – это проведение эстафеты между 4-5 семьями в спортивном зале. Таким образом, весь класс был задействован в проведении спортивного мероприятия: кто-то участвовал в соревнованиях эстафеты вместе с родителями, а кто-то был болельщиком и артистом. Многолетний опыт применения интерактивных форм работы во внеурочной деятельности не только сплачивает детский коллектив, развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, но и показывает положительные изменения в структуре детско-родительских отношений в сфере когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Изменение когнитивного компонента сказывается в укреплении чувства родительской ответственности и компетентности в вопросах воспитания, обогащении родительских представлений о собственных детях, в частности, их нравственных и социальных качествах. В общении детей с родителями происходит усвоение жизненно важных знаний, умений и навыков. Улучшение эмоционального компонента проявляется в более тесном контакте между взрослыми и детьми. Родители становятся более терпеливыми, демократичными, эмпатийными. Взрослые начинают лучше понимать потребности детей, стремятся не только одеть и накормить их, но и приласкать, поощрить, удивить, учатся говорить о своих чувствах, контролируют слова-посылы, адресованные ребенку. Также наблюдаются изменения деятельностного компонента в диаде родитель – ребенок, т.е. стиля взаимодействия. За счет привлечения родителей во внеурочные мероприятия они больше времени уделяют ребенку, тем самым проявляя внимание, заботу и любовь. У родителей изменяется понимание о мере адекватности их требований и контроля поведения, деятельности ребенка, о значимости детских обязанностей в семье. Таким образом, показателем эффективности проводимой совместной работы образовательной организации и родителей является улучшение внутрисемейной атмосферы, детско-родительских отношений и стремление родителей быть партнерами для учителя в общем деле воспитания и развития младших школьников. Использованная литература:
Материал опубликован: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|