Интерактивные формы работы с родителями младших школьников

Интерактивные формы работы с родителями младших школьников



В последние годы практически в каждом нормативно-правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества образовательной организации с семьей, повышения психолого-педагогической компетентности родителей, которые  давно и безоговорочно признаны главными воспитателями. Практика показывает, что дети, окруженные родительским вниманием, поддержкой и любовью, обладают коммуникативными навыками, адекватной самооценкой, эмпатическими способностями, отличаются уверенным поведением и положительными личностными качествами (доброта, доверительность, открытость и др.).

В законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ говорится, что «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных  способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [2].  В ходе  реализации Федерального закона необходимо создать условия для взаимодействия образовательного учреждения и семьи, а также построения отношений в триаде: педагоги – дети – родители.   В настоящее время в образовательных организациях все еще неэффективно используется потенциал семьи. К сожалению, быть родителем нигде специально не учат, поэтому процесс воспитания происходит стихийно, у некоторых матерей и отцов нет четких представлений о возрастных, психических особенностях и потребностях ребенка, они не всегда анализируют свои слова и действия по отношению к нему. Ошибочные подходы во многом связаны с поверхностной компетентностью и недостаточным участием взрослых в познавательной жизни детей. У родителей возникает много вопросов о том, как общаться, взаимодействовать,  поощрять детей и надо ли их наказывать. Задача педагогов и психологов – помочь им в этой непростой  деятельности, создав условия для реализации партнерских отношений.

Перед изложением практических результатов проведенной нами работы, коснемся ряда теоретических аспектов. Существует большое количество психологических исследований, в которых доказывается принципиальная роль родительского отношения в личностном, когнитивном, регулятивном и коммуникативном развитии ребенка. В  структуре детско-родительских  отношений  принято выделять несколько компонентов: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [1]. Кратко охарактеризуем их.

 Когнитивный компонент родительского отношения включает представления о познавательном, личностном и социальном развитии ребенка, а также  осознание своей роли в процессе его взращивания и понимание собственных установок относительно процесса воспитания. Эмоциональный компонент  – это степень проявления принятия либо неприятия (отвержения) ребенка. Положительный контакт в диадах мать – ребенок, отец – ребенок рассматривается как базисная психологическая модель, необходимая для развития его личности. Поведенческий компонент  представляет  родительские требования (обязанности, запреты), различную степень заботы и контроля.

В настоящей публикации мы  поделимся опытом взаимодействия учителя начальных классов с родителями. Речь пойдет о диалоге двух партнеров в общем деле  воспитания младших школьников. Результаты такой работы  показывают, что целенаправленное включение родителей в совместный с педагогами процесс образования и развития ребенка позволяет значительно улучшить детско-родительские  отношения, повысить эффективность воспитательного процесса.

Первый учитель – это особая фигура в жизни не только детей, но и их родителей. От него   многое зависит в судьбе каждого ученика (багаж знаний,  отношение к своему здоровью, духовно-нравственное развитие и др.).  Осознанно вовлекая матерей и отцов во внеурочную деятельность, учитель тем самым влияет на их чувства, установки, поведенческие реакции, связанные с восприятием и воспитанием ребенка. Сотрудничество школы и семьи – это очень непростой процесс, от успешности которого зависит качество детско-родительских отношений.

Совместная работа начинается с первого родительского собрания, основной задачей которого является знакомство и  планирование внеурочной деятельности. Здесь же создаются предпосылки для возникновения запросов и желаний родителей участвовать в жизни класса. Уже на первой встрече уместно подчеркнуть значимую роль взрослого в расширении кругозора детей, формировании у них стремления к познанию и активной жизненной позиции.

Наш  многолетний педагогический опыт  включения родителей в образовательно-воспитательный процесс свидетельствует о том, что  на начальных этапах школьной жизни у них не возникает желание  вникать в дела детского коллектива. Наблюдая за младшими школьниками и родителями, проводя беседы, анкетирования, консультации, мы выявили проблемы в некоторых семьях: ограниченность в общении, незаинтересованность делами и успехами детей, отчужденность в детско-родительских отношениях или неумение выстроить доверительные отношения, психологическая и педагогическая неграмотность родителей в вопросах воспитания, гиперопека или гипоопека. Таких родителей следует дополнительно информировать и повышать их психолого-педагогическую компетентность.

Другая часть родителей, наоборот, вовлечена во все дела школьников  I – IV классов, является  активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Эти родители не только поддерживают своих детей в любых начинаниях, но и проявляют инициативу в планировании и подготовке внеурочных мероприятий, личным примером показывают, как можно интересно и ярко организовать жизнь в детском коллективе.

Учитывая разную степень включенности родителей в сотрудничество со школой, мы стараемся  дифференцировать работу с ними. Достаточно эффективным является прием объединения родителей с разным участием в судьбе детей. В результате происходит положительное влияние на пассивных родителей, которые на первых порах занимают роль сторонних наблюдателей или демонстрируют отношение к делам класса по типу «моя хата с краю, я ничего не знаю».  Для создания партнерских отношений учитель ставит следующие цели:

1) углублять  психолого-педагогические знания родителей;

2) оказывать помощь в  улучшении  отношений детей и родителей;

3) предоставлять родителям  возможность делиться опытом воспитания детей.

Традиционное взаимодействие родителей и педагога проходит в основном в односторонней форме общения: один говорит, остальные слушают. Призывы учителя высказать свое мнение, предложить свои идеи, варианты, как правило, остаются безрезультатными. В обычной ситуации сделать это бывает достаточно сложно, поэтому интерактивные («inter» – взаимный, «act» – действовать, т.е. взаимодействие) формы помогают выстраивать партнерские отношения, когда родители проявляют инициативу, чувствуют ответственность, показывают готовность к диалогу и сотрудничеству.

На протяжении многих лет мы применяем  разные формы работы с родителями:  коллективные (групповые), индивидуальные, наглядные,  Интернет-технологии. Хорошо зарекомендовали себя педагогические мастер-классы по обмену опытом на темы «Как поощрять ребенка в семье?», «Как помогать в выполнении домашних заданий?», коллективные творческие дела (например, проект «История русского костюма»), защита творческих семейных проектов («Осень богата хлебами», «Мы в ответе за тех, кого приручили»). Приведем примеры использования интерактивных форм работы с родителями младших школьников. 



Родительское собрание

На первом родительском собрании (в конце августа) можно использовать  прием, который мы назвали «От сердца к сердцу». Обращаясь к родителям, педагог говорит:  «Уважаемые родители! Вы  доверили нам самое дорогое –   ваших детей. Теперь они уже и наши дети. Проводя уроки, классные часы, экскурсии, учитель обучает и развивает их, но без вашего участия наш труд не будет по-настоящему завершенным. Дети будут дружить и общаться в этих стенах  11 лет – это большой  отрезок жизни, который должен быть наполнен радостью совместных дел, открытий и побед, приятных приключений, приобретением друзей. Давайте совместно улучшим их пребывание в стенах нашей школы. Если каждый из вас предложит  хотя бы  одну идею по проведению совместных дел,  поучаствует в  общем мероприятии – это оставит большой след  в душе каждого ребенка,  сделает его добрее и умнее».

Учитель  схематично изображает на доске  дерево без листвы и раздает родителям   вырезанные из бумаги разноцветные осенние листья. Родители пишут на них  свои предложения об организации  какого-либо мероприятия  в классном коллективе (организовать экскурсию, заказать автобус, вести  летопись класса и др.) и прикрепляют листья к нарисованному дереву. Так дерево облачается в разноцветную листву с идеями и предложениями от родителей. Затем они озвучивают и обсуждают свои идеи, которыми педагог может дополнить  план внеурочных мероприятий.

Эффективность данного приема заключается в том, что каждый родитель чувствует причастность к коллективу класса своего ребенка и берет на себя часть ответственности, а ученик,  чьи родители участвуют в делах  класса, переживает чувства радости, гордости и  сопричастности. Младшие школьники  становятся инициативнее, отзывчивее, они более открыты к диалогу между сверстниками и взрослыми,  у них повышается интерес к учебной и творческой деятельности, они не боятся ошибиться, и – что очень важно – родители  приобретают уважение и укрепляют свой авторитет в глазах ребенка.

                      

Тематический классный час

Для знакомства с особенностями профессии медицинских работников  мы организовали классный час на тему «В гости к тете Гигиене, или Тайны грязных рук». Мама ученика нашего класса, которая работает врачом, пришла в класс  в спецодежде, познакомила школьников  с микроскопом, через  который они  рассматривали микробы, научила  их правильно мыть руки и чистить зубы,  рассказала о гигиенических правилах  ухода за одеждой. В результате встречи с мамой-врачом у учеников  расширился кругозор и словарный запас, они познакомились со словами «гигиена», «микроскоп», «микроб» и др. Полученные знания закрепили, составив памятку о правилах личной гигиены для грязнуль и нерях.




Тематическая экскурсия

Папа одного из учеников нашего класса – военнослужащий. Он провел экскурсию по территории воинской части, которая включала в себя посещение культурных, бытовых и военно-спортивных объектов.  Учащиеся познакомились с  военной техникой и посмотрели  показательные выступления служебных собак.  Одна собака задержала и обезвредила «нарушителя», другая – приняла участие в поиске взрывчатки, огнестрельного оружия и наркотиков. Закончилось знакомство с жизнью военных   в полевой кухне, где школьников угостили вкусной выпечкой и напоили горячим чаем.

Папа, мама, я – спортивная семья

Данное спортивное мероприятие проходило в   несколько этапов.         Предварительный этап  включал  составление программы праздника, написание сценария, подготовку музыкального сопровождения и наградных материалов. На втором этапе   формировались  команды (выбирали капитана, название, девиз, форму команды), болельщики писали  плакаты в поддержку команд, репетировали номера  художественной самодеятельности. Третий этап – это  проведение эстафеты   между 4-5 семьями в  спортивном зале. Таким образом, весь класс был задействован в проведении спортивного мероприятия: кто-то участвовал в соревнованиях эстафеты вместе с  родителями, а кто-то был болельщиком и артистом.

                          

По мере перехода из первого класса в четвертый  число родителей – участников внеурочных мероприятий возрастает.   Одни сопровождают учащихся  в поездках и экскурсиях, другие  участвуют в тематических мероприятиях.  Интенсивность их деятельности  зависит от учителя, который  создает условия и помогает осваивать  важные правила взаимодействия родителей и детей, семьи и образовательной организации.

Многолетний опыт применения интерактивных форм  работы во внеурочной деятельности не только сплачивает детский коллектив, развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,  но и показывает положительные изменения в структуре детско-родительских отношений  в сфере когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

Изменение когнитивного компонента сказывается в укреплении чувства родительской ответственности и компетентности в вопросах воспитания, обогащении  родительских представлений о собственных детях, в частности,  их нравственных и социальных качествах.  В общении детей с родителями происходит усвоение жизненно важных знаний, умений и навыков.

Улучшение эмоционального компонента проявляется в более тесном контакте между взрослыми и детьми. Родители становятся более терпеливыми, демократичными, эмпатийными. Взрослые начинают лучше понимать потребности детей, стремятся не только одеть и накормить их, но и приласкать, поощрить, удивить, учатся говорить о своих чувствах, контролируют слова-посылы, адресованные  ребенку.

Также наблюдаются изменения деятельностного компонента в диаде родитель – ребенок, т.е. стиля взаимодействия. За счет привлечения родителей во внеурочные мероприятия они больше времени уделяют ребенку, тем самым проявляя внимание, заботу и любовь. У родителей изменяется понимание о мере адекватности их требований и контроля поведения,  деятельности ребенка, о значимости детских обязанностей в семье.

Таким образом, показателем эффективности проводимой совместной работы образовательной организации и родителей является улучшение внутрисемейной атмосферы, детско-родительских отношений и стремление родителей быть партнерами для учителя в общем деле воспитания и развития младших школьников.

 Использованная литература:

  1. Савина Е.А. Структура детско-родительских отношений. М., 2008.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

Материал опубликован:
Заиграева Н.В., Богомолова М.И.  Интерактивные формы работы с родителями младших школьников // Начальная школа. – 2017. –  №10. –  С. 14–17.



Просмотров: 658
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости: диалог в детско-родительских отношениях
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • Для родителей младших школьников (книги рекомендует психолог)
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Авторитет родителей и современные дети. Из опыта работы с родителями
  • Об эмоциях родителей в процессе воспитания детей
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Для родителей, заинтересованых в успешности своих детей
  • Развод родителей - глазами родителей и детей
  • Мотивация младших школьников. Ошибки родителей.
  • Принципы здоровой жизни для родителей и детей
  • Мама плохого не посоветует? Или вредные советы для хороших родителей и их взрослых детей.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Безопасность детей: что зависит от родителей
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Сказкотерапевтическая помощь для детей и их родителей
  • дети в поисках родителей, родители в поисках детей
  • Плохие руки или программа разрушения. Про детей для родителей.
  • Авторская техника «Компромисс в семье» совместно для родителей и детей (Мкарты «Хабитат»)
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Как любить детей (памятка для родителей)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь