Вопрос от читателей: «Добрый вечер, Мария! В комментариях к последнему посту не стала писать, возможно не для всех актуально. А мне было бы интересно узнать Ваше мнение о мотивации ребенка на ответственную учебу (т.е. самостоятельное домашнее задание и выполнение ее хорошо, а не абы как). Приравнивание пятерок к финансовому вознаграждению не считаю правильным, а чем мотивировать не знаю . Сделает тяп-ляп, но я ж сделал. Разъясняю на словах как надо делать, но результата осознанности не вижу. Вижу, что он меня слушает, но как-то понимает по своему и результат пока меня не радует.»
Отвечая на данный вопрос, который, думаю, волнует большинство родителей, я могла бы много говорить про важность отличных оценок в школе (я и сама в прошлом отличница), про учебную мотивацию (не зря же я и курсовую в институте по этой теме написала), но не буду.
Расскажу вам одну историю.
У одного подростка в школе по английскому языку были беспросветные тройки. При этом он увлекался компьютерами, программированием и мог без труда починить сломанный гаджет и установить нужные обновления или избавить ноутбук от вируса. Когда я спросила его – почему же он так плохо учит английский, ведь ему он очень пригодится в будущем, как программисту, он ответил: «А я знаю английский. Просто на уроках английского в школе мне совсем не интересно. Учитель дает какое-то задание, а сама уходит. И почти ничего не объясняет. Я сам учу английский через общение в интернете и игры» Поначалу я не очень-то поверила его словам. Но когда спросила об этом его маму, то она ответила: «Я сама удивилась, когда случайно услышала, как он в интернете общается со своими виртуальными американскими друзьями на разговорном английском! А в дневнике тройки!» Поэтому, как видите, оценки – это совсем не показатель знаний и навыков. Хорошо, что этой маме хватило мудрости поддерживать своего сына в его увлечениях, доверять ему, а не сокрушаться по поводу плохих оценок.
Большинство родителей ждут только хороших школьных оценок от своих детей, чтобы доказать самим себе, что они – хорошие родители. В нашем обществе принято хвастаться успехами ребенка, а именно пятерками. И если у мамы сын троичник, то вроде как она уже плохая мать… Вот и получается, что родители под видом того, что желают только самого лучшего детям, скрывают свои страхи и переживания. А что у ребенка в душе творится из-за очередного скандала по поводу двойки в дневнике, взрослые просто не задумываются. И все это происходит только под благими намерениями: «Я же ему только добра желаю!»
А уж чего стоят все эти ЕГЭ и ВПР! Даже звучит страшно! И главное – дети совершенно напуганы. Они забрасывают свои любимые занятия ради того, чтобы ходить к репетитору по русскому, а еще по математике. И все потому, что бояться не сдать эти переходные тесты. Доходит до того, что теперь часто приглашают в школы психологов, чтобы помочь справиться с жутким дистрессом (нарушением адаптационных свойств организма), который испытывают старшеклассники перед сдачей ЕГЭ. Учителей можно понять – у них ФГОСы, требования, отчеты по успеваемости… А родители, вместо того, чтобы поддержать и сказать своему ребенку: «У тебя все получится! Ты справишься! А я тебе в этом помогу!», еще больше страха на детей нагоняют. А ведь в состоянии сильного стресса велика вероятность как раз завалить любую контрольную.
Да, любой экзамен – это всегда переживания. Но как же надо напугать подростков, чтобы они перестали есть, мучались бессонницей и другими расстройствами организма! Тут и до депрессии и нервного срыва недалеко.
А младшим школьникам теперь тоже приходится сталкиваться со стрессом и огромным прессингом родителей. Дети, которые приходят на занятия к нам в «Студию развития личности», очень боятся того, что не смогут написать ВПР. И когда я спросила, а что же такое случится, если вдруг ты не сдашь эту ВПР, одна девочка очень серьезно ответила: «Да вы что?! Меня ж мама убьет!» Вы представляете? Это она про родителей своих говорит. Не про маньяков, не про преступников, а про самых близких и родных ей людей!
Очень волнует родителей выполнение домашних заданий и оценки, а вот про то, как себя чувствует ребенок, чем он живет, о чем мечтает, остается за бортом. А ведь именно из этого складывается весь дальнейший жизненный путь маленького человека. И вовсе не от оценок зависит его психологическое здоровье, которое в наши дни является конкурентным преимуществом в любой сфере. Хорошие оценки – совсем не залог успешного будущего. Мир сейчас настолько стремительно меняется, что то, что изучают сегодня в школе, уже устаревает на следующий день. И порой наши дети превосходят нас в каких-то кибер-навыках. Профессии, востребованные еще 5 лет назад, устаревают и вовсе исчезают. Появляются новые. Цифровой век, роботизация. В новом времени будут востребованы не знания, как таковые, потому что их легко найти в сети, а такие навыки, которые недоступны роботам и машинам. Это воображение, креативность, коммуникация, инициативность и лидерство. Именно это и нужно развивать в детях. Помогать им в их начинаниях, поддерживать интерес к любимому делу.
Я не агитирую за то, чтобы совсем не учить уроки и не сдавать ЕГЭ. Я за разумное отношение к школе с ее требованиями, за комфортное положение ребенка в школьном коллективе. И стресс необходим учащимся, чтобы мобилизовать свои силы, когда это необходимо, и справиться с трудной задачей. Но им совершенно не нужен тот дистресс, который приводит к страхам, неуверенности в себе и нервным срывам.
И только в семье, где ребенка любят и принимают таким, какой он есть, чувствуют его потребности, учитывают его интересы, занимаются общим делом, вырастет человек, способный справляться с трудностями, переживать кризисы, извлекать уроки из своих ошибок и быть уверенным в себе.
Самое главное в наш цифровой век – сохранить психологическое здоровье. Это высокая самооценка, умение общаться и адаптироваться к новым обстоятельствам, выходить из кризисов, умение высказать и отстоять свое мнение. Это способность признавать свои ошибки и делать из них правильные выводы. Любые поражения – это ступеньки на пути к успеху, на пути к самореализации.
И задача родителей – прежде всего, в том, чтобы сохранить доверительные и теплые отношения с ребенком, создав крепкий фундамент для его психологической стабильности. Не создавать излишний стресс и переживания по поводу оценок и того, самого любимого всеми родителями выражения: «А не то дворником работать пойдешь!»
И только когда в своей семье вы создадите психологически комфортные условия для развития и роста ребенка, то и учеба, и его оценки будут вас устраивать и радовать. Я в этом уверена.
Кстати дети сейчас уже другие. Они понимают, что дворником им явно не грозит быть. В то время, когда они закончат школу, такой профессии уже не будет. На то будут машины-роботы.
Мария Андреевна Верал, психолог, арт-терапевт. (При перепубликации статьи ссылка на автора и оригинал статьи обязательна!)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.