Мотивации посвящено множество литературы. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. В педагогической психологии выделяется несколько уровней мотивации:
Высокий - ребенок с удовольствием ходит в школу. Ему нравится узнавать что-то новое, нравится учиться.
Средний – ребенка привлекает не сам процесс учебы, а общение с одноклассниками, учителем.
Низкий – ребенку не нравится ходить в школу: его не привлекает ни учеба, ни общение с одноклассниками.
От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Очень важно сформировать у ребенка внутреннюю мотивация, когда он хочет учиться ради новых знаний, хочет учиться, потому что ему нравится узнавать новую информация, а не потому что «так сказала мама», или «ели плохо учиться, дома будут ругать». Сформированная внутренняя мотивация к учебе позволяет получать удовольствие от учебы.
Как же это сделать? Безусловно, мотивация к учебе – это полимодальный процесс, на который влияет большое количество факторов, одним из которых является работа учителя, его отношение к ребенку и своему делу. Но сейчас разговор о том, что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку с учебной мотиваций.
Итак, что можно посоветовать родителям младших школьников:
Воспринимайте своего ребенка, как человека, который может устать и имеет право чего-то не хотеть. Достаточно часто школа и родители предъявляют ребенку постоянные требования, забывая о том, младшие школьники еще дети и часто хотят играть, общаться и так далее. Во всем хороша золотая середина. Если Ваш ребенок постоянно учится и делает уроки по нескольку часов – его усталость вполне закономерна. Постарайтесь не раздражаться на ребенка, не требовать от него «учиться, учиться, и еще раз учиться», а постараться понять его потребности.
Будьте внимательны к своему ребенку . Наблюдайте за ним. Постарайтесь понять, как они думают, размышляют, как они чувствуют. Это поможет Вам оптимизировать приготовление тех же уроков. Может быть ваш ребенок лучше воспринимает на слух? Тогда учите с ним стихотворение, зачитывая его. Учить «визуально» ребенку будет сложно. Ваш ребенок сверхподвижный? Может стоит устные предметы делать с движением.
Создайте вокруг ребенка среду, которая будет помогать ему развиваться, вызывать интерес и положительные эмоции (книги, фильмы, развивающие игры). Во время каникул предложите ребенку вести «Вахтенный журнал» - альбом или блокнот, в который Вы вместе с ребенком будете записывать интересные события и места, в которых вместе побывали. Тема «Растения жарких стран» по окружающему миру прекрасно изучается в Ботаническом саду, а по прочитанной книге можно нарисовать ряд рисунков или поставить семейный спектакль!
Избегайте любых оценок, оставьте это школьному учителю. Лучше скажите: «Ты сегодня хорошо справился с домашними задачами по математике».
Не сравнивайте ребенка ни с кем, кроме его самого! Ваш ребенок – это Ваш ребенок, а не Петя из соседнего подъезда или Вы сами в далеком детстве. Ваш ребенок имеет право быть самим собой, со своими способностями и возможностями, он не обязан быть на кого-то похожим. А слова: «Вот я в твои годы» вообще признак старости. Вы же не собираетесь еще стареть?
Учитывайте зону ближайшего развития ребенка, а не зону «через пару лет». Мы хотим, чтобы наш ребенок был самым-самым. Самым умным и учился на отлично. Из этих благих побуждений родители часто «задирают» планку для ребенка. Но получается обратная ситуация тому, на что надеются родители. Чрезмерно завышенная планка может оказаться не по силам Вашему малышу, он не справляется, и, как следствие, теряет интерес к учебе.
Предложите ребенку поставить цель и обсудите с ним способы ее достижения. Цель должна быть конкретной, видимой, измеримой, достижимой и отвечающей потребностям ребенка. Варианты на тему: «Будешь хорошо учиться, сможешь потом купить себе яхту» не сработают с младшим школьником. Они и со страшим школьником не особо работают, потому что очень размыты во времени. Цель может быть «Получить пять по математике» или «Правильно писать словарные слова», «Научиться делать 10 отжиманий» и т.д. Цель лучше ставить по тему предмету, по которому у Вашего ребенка есть трудности.
Помогите детям увидеть связь между усилиями, которые они прилагают и результатами их труда. Поинтересуйтесь, что было трудно при выполнении и что помогло справиться.
Обсуждайте с ребенком причины его побед и поражений. Это поможет в дальнейшем анализировать ситуации и находить пути решения.
Хвалите Вашего ребенка! Обязательно делайте маленькие сюрпризы за его победы. Лучшим сюрпризом будет не что-то новое (игрушка, диск с игрой и т.д.), а впечатления. Порадуйте своего ребенка вылазкой на природу, походом в интересное место, посещением развлекательного центра. Эти впечатления останутся с ним на гораздо большее время, чем очередная игрушка.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.