|
Что такое учебная мотивация и какова ее цель в обучении ребенка?Автор статьи: Гордиенко Юлия
Одна из главных составляющих успешного обучения ребенка — мотивация. Самое интересное, что практически каждый взрослый думает о каком-то внешнем стимуле. Некой «конфетке». Но это не совсем верный подход. Детям нужна внутренняя мотивация. То есть, удовлетворение их базовой (природной) потребности в познании. Чаще всего ребенку абсолютно фиолетово поступит он в ВУЗ или нет. Даже не так, ему страшно не поступить, потому что мама расстроится, потому что папа психанет и денег больше не даст, потому что… страшно одним словом. И дворником быть как-то не хочется… А часто обещают именно такой «конец»… Но дети в 15-16 лет чисто физически не способны мыслить рационально, планировать свое будущее на уровне взрослого человека. И дело тут не в воспитании, а в мозге и законах его формирования и созревания. Тем более перспектива стать дворником не страшат детей младшей и средней школы. Все эти угрозы − это иллюзия. Нам кажется, что мы много знаем и понимает. Мы думаем, что мы готовы утверждать, что ребенку нужно на самом деле. А что ребенку, собственно, нужно? Все! Это все, что нужно детям от родителей. Еще можно добавить финансовую составляющую – покупку книг и учебников, оплата курсов или репетиторов и т.д. Но вернемся к мотивации. Итак, мотивация – это побуждение к действию. Это психофизиологический процесс, который управляет поведением человека, влияет на его организованность, активность, успеваемость, внешний вид и т.д. Как же формируется мотивация? Когда младенец появляется на свет – мы уверенны, что он рано или поздно сядет, поползет и тем более заговорить. При условии, что ребенок здоров физически и эмоционально, и живет в благоприятных условиях. Но позже родителей просто бросает в дрожь на тему развития и обучения. Желательно раннего. И чем раньше, тем лучше. А лучше ли? Современные ученые (психологи, педагоги, нейрофизиологи и т.д.) уже давно говорят, что ранее развитие и обучение опасно. Например, вы можете поискать в сети выступление М.М.Безруких. Или почитать/послушать других людей, которые работают в данной теме. Мы боимся, что наш сын или дочка не начнут читать, писать и считать, они не освоят школьную программу и о, ужас – не поступят в ВУЗ. Чтобы ребенок учился, он должен этого захотеть. Иначе в одно ухо влетит, а в другое – вылетит. Помните, что мотивация зарождается из потребности ребенка получать знания. И у каждого человека на этой планете два вектора: И что выберет ваше чадо – зависит от Вас и Вашей активности и пассивности, Вашего вектора движения в нужном месте. Потребность в познании и понимании является когнитивной. Она очень тесно связана с потребностью человека в истине, желанием постичь необъяснимое и неизведанное. В корне мотивации всегда лежит мотив. Мотив – общий образ материальных либо идеальных предметов, которые представляют для человека ценность и определяют его ведущую деятельности. Если быть точнее, именно мотив позволяет ответить на вопрос – ЗАЧЕМ? Зачем я это учу или зачем я это делаю. И если ответа нет, то качественной деятельности тоже нет. Мотив порой путают с потребностью или целью человека, но это совершенно разные процессы. Тут нужно разобраться, что и как отличается. Потребность – неосознанное желание человека устранить дискомфорт. Цель – достижение результата. Когда человек конкретно что-то делает и знает, зачем делает. Из чего состоит учебная мотивация? 1.Потребность. Нормальное состояние ребенка – желание получать новые знания для его дальнейшего развития. Потребность – это главный источник активности детей и взрослых. Обратите внимание, что маленький годовалый карапуз постоянно что-то исследует, для него увлекательно все – и помойное ведро, и песок, и папины носки, и кошка… И с каждым годом природная потребность гасится взрослыми и социальными ограничениями, сотнями ненужных «надо» или «нельзя» и т.д. А потом, ближе к заветному ВУЗу мы пытаемся воскресить давно утерянную, забитую природную мотивацию ребенка. 2.Цель — это идеальный образ желаемого результата. Цели у ученика, учителя и родителя всегда разные. И грамотная цель, которая соответствует возрасту и интересам ребенка – это залог успеха. 3.Мотив обучения. Внутреннее побуждение личности к активности: 4.Интерес – познавательная потребность ребенка. Нет интереса – нет и внутренней мотивации. Условия формирования интереса: Дополнительно на формирование учебной мотивации влияют желание, намерение, умение ставить задачи и выполнять их. Вместо заключения Мотивация – это важный компонент (в процессе) успешного обучения ребенка. И неважно, где он будет учиться: дома с мамой, репетитором или в обычной школе. Без потребности, желания и интереса не будет качества (положительного результата). И время, которое ребенок будет тратить на образование «из под палки» он потратить впустую. (с) Юлия Гордиенко Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|