Что такое учебная мотивация и какова ее цель в обучении ребенка?

Автор статьи: Гордиенко Юлия

Одна из главных составляющих успешного обучения ребенка — мотивация. Самое интересное, что практически каждый взрослый думает о каком-то внешнем стимуле. Некой «конфетке». Но это не совсем верный подход. Детям нужна внутренняя мотивация. То есть, удовлетворение их базовой (природной) потребности в познании.

Чаще всего ребенку абсолютно фиолетово поступит он в ВУЗ или нет. Даже не так, ему страшно не поступить, потому что мама расстроится, потому что папа психанет и денег больше не даст, потому что… страшно одним словом. И дворником быть как-то не хочется… А часто обещают именно такой «конец»…

Но дети в 15-16 лет чисто физически не способны мыслить рационально, планировать свое будущее на уровне взрослого человека. И дело тут не в воспитании, а в мозге и законах его формирования и созревания.

Тем более перспектива стать дворником не страшат детей младшей и средней школы.

Все эти угрозы − это иллюзия. Нам кажется, что мы много знаем и понимает. Мы думаем, что мы готовы утверждать, что ребенку нужно на самом деле.

А что ребенку, собственно, нужно?

  • Уважение и принятие;
  • Поддержка/наставничество со стороны родителей;
  • Привязанность согласно возрасту и любовь;
  • Вера в его силы и способности;
  • Благоприятные условия для получения знаний.
  • Все! Это все, что нужно детям от родителей. Еще можно добавить финансовую составляющую – покупку книг и учебников, оплата курсов или репетиторов и т.д. Но вернемся к мотивации.

    Итак, мотивация – это побуждение к действию. Это психофизиологический процесс, который управляет поведением человека, влияет на его организованность, активность, успеваемость, внешний вид и т.д.

    Как же формируется мотивация?

    Когда младенец появляется на свет – мы уверенны, что он рано или поздно сядет, поползет и тем более заговорить. При условии, что ребенок здоров физически и эмоционально, и живет в благоприятных условиях.

    Но позже родителей просто бросает в дрожь на тему развития и обучения. Желательно раннего. И чем раньше, тем лучше. А лучше ли?

    Современные ученые (психологи, педагоги, нейрофизиологи и т.д.) уже давно говорят, что ранее развитие и обучение опасно. Например, вы можете поискать в сети выступление М.М.Безруких. Или почитать/послушать других людей, которые работают в данной теме.

    Мы боимся, что наш сын или дочка не начнут читать, писать и считать, они не освоят школьную программу и о, ужас – не поступят в ВУЗ.

    Чтобы ребенок учился, он должен этого захотеть. Иначе в одно ухо влетит, а в другое – вылетит.

    Помните, что мотивация зарождается из потребности ребенка получать знания.

    И у каждого человека на этой планете два вектора:

  • Развитие;
  • Деградация.
  • И что выберет ваше чадо – зависит от Вас и Вашей активности и пассивности, Вашего вектора движения в нужном месте.

    Потребность в познании и понимании является когнитивной. Она очень тесно связана с потребностью человека в истине, желанием постичь необъяснимое и неизведанное.

    В корне мотивации всегда лежит мотив. Мотив – общий образ материальных либо идеальных предметов, которые представляют для человека ценность и определяют его ведущую деятельности.

    Если быть точнее, именно мотив позволяет ответить на вопрос – ЗАЧЕМ? Зачем я это учу или зачем я это делаю. И если ответа нет, то качественной деятельности тоже нет.

    Мотив порой путают с потребностью или целью человека, но это совершенно разные процессы.

    Тут нужно разобраться, что и как отличается. Потребность – неосознанное желание человека устранить дискомфорт. Цель – достижение результата. Когда человек конкретно что-то делает и знает, зачем делает.

    Из чего состоит учебная мотивация?

    1.Потребность.

    Нормальное состояние ребенка – желание получать новые знания для его дальнейшего развития.

    Потребность – это главный источник активности детей и взрослых. Обратите внимание, что маленький годовалый карапуз постоянно что-то исследует, для него увлекательно все – и помойное ведро, и песок, и папины носки, и кошка… И с каждым годом природная потребность гасится взрослыми и социальными ограничениями, сотнями ненужных «надо» или «нельзя» и т.д. А потом, ближе к заветному ВУЗу мы пытаемся воскресить давно утерянную, забитую природную мотивацию ребенка.

    2.Цель — это идеальный образ желаемого результата. Цели у ученика, учителя и родителя всегда разные. И грамотная цель, которая соответствует возрасту и интересам ребенка – это залог успеха.

    3.Мотив обучения.

    Внутреннее побуждение личности к активности:

  • обучению;
  • общению;
  • деятельности (занятия спортом/хобби и т.д.)
  • 4.Интерес – познавательная потребность ребенка. Нет интереса – нет и внутренней мотивации.

    Условия формирования интереса:

  • Возможность проявить ум и самостоятельность;
  • Задания, которые требуют активной поисковой деятельности;
  • Создание «проблемных ситуаций»;
  • Разнообразие учебного материала;
  • Задания соответствуют возрасту;
  • Показ нового в обыденном;
  • Харизматичный и доброжелательный преподаватель.
  • Дополнительно на формирование учебной мотивации влияют желание, намерение, умение ставить задачи и выполнять их.

    Вместо заключения

    Мотивация – это важный компонент (в процессе) успешного обучения ребенка. И неважно, где он будет учиться: дома с мамой, репетитором или в обычной школе. Без потребности, желания и интереса не будет качества (положительного результата). И время, которое ребенок будет тратить на образование «из под палки» он потратить впустую.

    (с) Юлия Гордиенко 

     


    Просмотров: 546
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • Мотивация ребенка к учебе. Рекомендации для родителей.
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Мотивация деятельности. Или куда испаряется желание что-то делать
  • Социальная мотивация человека и социальное поведение животных. Можно ставить знак равенства.
  • Нематериальная мотивация - главный источник мотивации сотрудников
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • Мотивация или зачем все это нужно
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • Цель, как мотивация в нужном направлении
  • Развитие ребенка: зачем нужно сочувствие
  • "Инструкция по мотивации, или почему тебе на самом деле не нужна никакая мотивация".
  • Как приучить ребенка к... Часть 1 - Мотивация
  • У ребенка отсутствует мотивация. Что делать?
  • Развитие ребенка с учетом психотипов человека
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Как появляется мотивация или желание чего то?
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Потребность в любви, принадлежности и уважении у ребенка.
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • Как вырастить ребенка во взрослого человека?
  • Мотивация к эффективной деятельности
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Зачем нужна внутренняя мотивация и как ее обрести?
  • Забота или Контроль? Потребность влиять на поступки другого человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь