|
Как приучить ребенка к... Часть 1 - МотивацияАвтор статьи: Александр Евгеньевич Мусихин
Этот цикл статей я задумал, когда в очередной раз в сентябре получил от клиентов вопрос о ребенке и уроках. За несколько лет работы у меня уже сложился собирательный образ такого вопроса: - Александр, помогите, не знаю, что делать с дочкой. Ей 9 лет, не делает уроки ни в какую. Если я не проверю, то вообще не возьмется за уроки. Усаживается только из-под палки. Сколько у нас уже скандалов было, ничего не помогает! Сидит часами над тетрадкой, мается и занимается всякой фигней. Проверю вечером, а ничего не сделано, что сидела, что нет. Когда я слышу такой вопрос, я весьма живо представляю себе измученного ребенка и беспомощного родителя. Родитель от беспомощности начинает ругаться и наказывать. Потом, когда силы иссякнут, опускает руки. Это происходит от того, что родитель не знает, как организовать процесс учебы. А ведь при правильном подходе проблема обычно легко решается. Да, на такую организацию уйдет некоторое время. Зато вы сэкономите время на скандалах и попытках заставить ребенка делать то, то он не хочет. Вы сэкономите свои нервы и силы. Возможно, вы даже удивитесь, что учеба может укреплять привязанность ребенка к родителям, а не разрушать отношения. Возможно, вы удивитесь, что любой ребенок любит учиться и готов сотрудничать со взрослыми. Да-да, это именно так. Даже если ваш ребенок сейчас от слов «садись за уроки» морщится и пытается сбежать, поверьте, он любит учиться. Для этого нужно освоить несколько правил, о которых я расскажу в этом цикле статей. Просто попробуйте использовать эти правила в общении с детьми и вы увидите, что ситуация быстро меняется к лучшему. Итак, эта статья о том, как мотивировать детей. Правила мотивации: 1. Позитив вместо негатива 2. Награды и похвала вместо угроз и наказаний Тут все просто. У нас есть 2 способа мотивации: «кнут» и «пряник». «Кнут» – это угрозы, обещания лишить чего-то, наказать. «Пряник» - это обещания поощрения, награды. Представим, что нам нужно, чтобы ребенок что-то сделал (собрал игрушки, сделал уроки, подмел, вынес мусор). Что происходит, когда мы применяем "кнут" или "пряник". Кнут: «Делай так, а не то я тебя накажу...» Что получается, когда мы мотивируем ребенка «кнутом»? Ребенок испытывает массу «отрицательных» эмоций:
Они собираются в одно большое отвращение. Это отвращение переносится на дело, к которому мы приучаем ребенка (например, ему становится неприятно собирать игрушки, делать уроки, подметать, выносить мусор), и постепенно – на фигуру родителей. Родители, мотивирующие детей наказаниями и угрозами, получают в итоге детское непослушание и протест, отвращение к делам и к приказам родителей. Дело не делается или делается каждый раз из-под палки и со скандалом, потому что все отвратительное и неприятное ребенок откладывает на самый последний момент (а вдруг пронесет?), старается не делать. Если ребенок тянет до последнего, это значит, у него нет желания, а есть отвращение к делу, в основном его мотивируют кнутом. Пряник: «Делай так, и я тебя награжу…» Что получается, когда мы мотивируем ребенка «пряником»? Ребенок испытывает массу позитивных эмоций: удовольствие, радость, предвкушение, восторг, восхищение, азарт. Они собираются в одно большое желание. Это желание переносится и на дело, к которому мы приучаем ребенка (то есть ребенок с удовольствием собирает игрушки, делает уроки, подметает, выносит мусор), и постепенно – на все просьбы родителей. Родители, мотивирующие детей наградами, получают желание сотрудничать и выполнять просьбы. Ребенок в таком настроении делает максимум того, на что способен. Потому что делать это – приятно. Если ребенок с удовольствием сотрудничает и делает максимум того, на что способен, это значит, у него есть желание, в основном его мотивируют пряником. Формулируйте «пряники» А теперь – самое главное в этой статье: Любое наказание можно сформулировать как награду, и наоборот, любую награду можно сформулировать как наказание. Сравните 2 высказывания:
Родитель озвучивает одни и те же факты, но эмоциональное восприятие этих двух фраз кардинально различается. В первом случае это кнут, а во втором – пряник. Вот еще несколько примеров.
Даже если ребенок выполнил задачу на 10%, он быстрее и с бОльшим удовольствием сделает дело, если его похвалить, что он сделал 10%, чем, если его отругать, что он не сделал 90%. В левом столбике родитель – препятствие для ребенка, он отнимает радости. От него хочется держаться подальше. Делать то, что он говорит, не хочется. Во втором родитель – помощник, с помощью которого ребенок удовлетворяет свои потребности. Ребенок получает одобрение даже за мелочь. Родитель не ругает ребенка за то, что тот не сделал 90% задания, а хвалит его за то, что тот сделал 10%. Возможно, даже в таком варианте ребенок не способен сделать 100%, но он точно сделает максимум того, на что способен, если его поддерживать в нужном направлении, а не ругать. Если хотите, чтобы дело делалось на максимуме возможностей, найдите за что похвалить
Какие бывают награды? Самая лучшая награда, как для детей, так и для родителей – это время, проведенное вместе, когда родитель играет с ребенком, занят его потребностями. Она остается крайне ценной даже для больших детей. Для родителей эта награда хороша уже тем, что она абсолютно бесплатна. Вторая по значимости награда – это похвала и поддержка. Часто бывает, что родители не знают, чем заняться с детьми или у них нет времени. И родители приучают детей к материальным наградам: купим, дадим, заплатим… Тогда дети привыкают, что контакт с родителями осуществляется через вещи, и степень любви начинают оценивать через количество и стоимость вещей: купили – любят, не купили – не любят. Настоящей любви дети в такой семье получают мало и потребность в заполнении пустоты вещами сильно растет. Но сколько бы ребенок ни пытался заменить любовь вещами, он не насыщается и требует все больше игрушек, они становятся все более дорогими. Но насыщения это опять не приносит. Такое воспитание чревато несколькими проблемами:
Чтобы выйти из такого порочного круга, необходимо перейти снова на любовь в виде внимания и времени, проведенного вместе: - Ты меня не любишь, ты не купила мне игрушку! - Я тебя люблю, но игрушку не куплю. Можем с тобой погулять подольше, если хочешь, или дома поиграем.Такое поведение снимает поводы для манипулирования родителями и насыщает детскую потребность во внимании и заботе. В заключение:
Успехов вам! Продолжение следует… Александр Мусихин, [email protected]
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|