Сегодня мы продолжим рассматривать тему детских капризов.
Факты “непослушания” ребёнка замечаются в начале 2-го года жизни. В это время малыш начинает проверять своих родителей «на прочность»: иногда он что-то делает «назло», а затем смотрит на реакцию окружающих, а иногда игнорирует советы или замечания.
- Не пытайтесь многократно повторять ваше требование. Выберите момент, когда ребенок вас слышит и слушает, встретьтесь с ним взглядом и озвучьте свое требование. Предъявляйте требования настойчиво, твёрдо (не обязательно делать это с «металлом» в голосе и строго, можно обычным тоном, но требовательно). Можно сначала сказать: “Посмотри на меня”, чтобы привлечь внимание малыша. Заведите «правило трех», повторяйте свое требование не более трех раз и акцентируйте на этом внимание. Если малыш плачет длительное время, спокойным тоном скажите ему «Сейчас я сосчитаю до трех и ты перестанешь плакать, договорились, а потом мы с тобой сделаем кое что очень интересное. Так, пока плач, но как только я досчитаю до трех, вытирай слезки. И так раз, два, три…» тем самым вы дадите малышу возможность выразить свои чувства доступным для него способом, покажите свое участие и сопереживание, а так же прекратите плач и сможете переключить его внимание на что ни будь занимательное. Постарайтесь считать медленно и сохранять внутреннее спокойствие.
До 2-х, 3-х лет ребёнка достаточно легко отвлечь, заинтриговать ведь его внимание еще совсем не устойчиво. Кроме того, есть масса интересных пальчиковых игры (они же помогут развить моторику, что в этом возрасте просто необходимо), стихи, считалочки: так что пополните свои знания, чтоб в любой момент иметь возможность выдать ребёнку 2-3 интересных идеи для игры: “капризулю” они отвлекают, он успокаивается.
Отмечайте для себя случаи, в которых капризничает ваш ребенок. Постарайтесь проанализировать, с чем они связаны и чего добивается, таким образом, ваш ребенок. Вы обязательно найдёте причину, причём не только в ребенке, но и в себе.
Если ребенок после 4-х летнего возраста продолжает капризничать и упрямиться, — это значит, что он “научился манипулировать” родителями, и, вероятно, вам может потребоваться консультация опытного специалиста по детскому воспитанию. Будьте в поведении с ребенком последовательны, настойчивы.
Три «не…»
Не пытайтесь во время истерики что–либо внушать ребенку — это бесполезно. Повышение голоса не имеет смысла, шлепки еще сильнее возбуждают нервную систему ребенка. Подобные приёмы могут вызвать и легко закрепить истеричность.
Не говорите ребенку: “Ай–ай–ай! На тебя все смотрят и говорят: “Какая плохая девочка!” или “О-о-о! Мальчик, и так плачет! Вон на тебя девочки смотрят!” — этим вы можете развить в ребёнке комплексы и подорвать доверие к себе! Ведь в этих фразах звучит подтекстом, что такой ребенок хуже чем остальные, и вам бы хотелось другого который так делать не будет, а будет куда больше достоин родительской любви.
Нестесняйтесь сами окружающих людей, не бойтесь того, что о ребёнке или вас плохо подумают. Ведите себя спокойно и естественно: сконцентрируйтесь на том, что сейчас некомфортно ребёнку, а не вам. Если окружающие начнут вмешиваться в процесс воспитания, делать замечания, уговаривать, стыдить, сделайте им мягкий знак, что это нежелательно. Ведь маленькому капризе нужны «зрители» и уговоры. Ведь, заметьте, когда нет ни одного «зрителя» (включая родителей), ни о каких капризах речи не идет.
Принципы воспитания маленького капризули.
Дайте ребенку возможность побыть наедине с самим собой. Прежде всего, необходимо научиться внешне спокойно реагировать на крик малыша. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние. Нужно понимать, что бурная сцена рассчитана ребенком на зрителей и сочувствующих. Если же малыш постоянно будет убеждаться в том, что вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.
Различайте капризы и потребности.
В случае если ваш малыш может спокойно объяснить, зачем ему понадобилось «то-то», то это во все не каприз, а потребность. Здесь родителям следует помнить, что потребности взрослых и детей различны в корне. Например задержка зарплаты воспринимается нами как практически вселенская трагедия, а для ребенка это просто пустой звук, и на оборот то, что для вашего ребенка является архиважным кажется для вас пустяком.
Старайтесь не кричать на ребенка.
Даже если начинает казаться что у вас уже не хватает сил, слушать крики и наблюдать подобное не радостное поведение своего малыша, постарайтесь сдержать себя ( ведь вы все-таки старше) и спокойно объяснить свое решение. Здесь полезно вспомнить о «правиле трех» о котором мы подробно говорили в предыдущей статье. Помните что вы пример для своего ребенка, он копирует ваше поведение.
Объясняйте свои отказы.
Зачастую бывает довольно сложно объяснить малышу почему он не получит эту прекрасную на его взгляд игрушку. Он начинает плакать и упрашивать, а родители говорят просто «нет». Постарайтесь (хоть это и сложно) максимально объяснять свои отказы..
Расскажите о том что есть «свое» и «чужое» В этом возрасте дети начинают активно познавать мир. У них начинают формироваться внутренние границы. Им интересно все, что их окружает в том числе и ваши или чужие вещи. Постарайтесь, объяснить ребенку что есть «свое» и «чужое». И что чужое брать не надо. Если же ребенок взял какую-то из ваших вещей, не нужно отбирать ее у него, нужно постараться предложить альтернативу. Например взять какую-либо из его вещей или любимых игрушек и предложить обмен. В 90% случаев ребенок соглашается. При этом не забудьте объяснить, что «это мамино» и нельзя брать это без разрешения. Акцентируйте внимание на разрешении. Чуть позже привычка спрашивать разрешение сослужит вам и вашему малышу добрую службу и избавит от многих проблем в дальнейшем воспитании.
Не потакайте капризам ребенка.
Иногда ребенку позволяется больше, чем нужно. И он очень быстро начинает считать, что ему можно все. Прощая ребенку все, вы его балуете. Если ребенок делает, что-то что вам не нравится, нужно обязательно сказать ему об этом. Объяснить, почему вы против, чтобы он это делал. Помните что «Я сказала, не делай так!» это немного сомнительный аргумент. Если вы отказали ребенку в выполнении его желания, то стойте на своем. Если обещали – выполняйте, как бы трудно не было.
Подавайте хороший пример. Если Вы сами все-время капризничаете и ругаетесь с любимым, манипулируете близкими людьми и часто кричите, не ждите, что ваш ребенок будет паинькой. Если Вы обладаете большим темпераментом, старайтесь направить его в позитивное русло. Ребенок смотрит на Вас, и как бы это не звучало банально Вы главный для него пример.
Приветствуйте и поощряйте его самостоятельность. Начните с ним совместную игру, которая не вызывала у него интереса, когда ребенок увлечется – оставьте его играть самостоятельно на некоторое время. Помнитечто ваш ребенок суверенная личность, у него, как и у вас, есть свои права… но не большие! А главное, не забывайте о хоть и тоже не больших, но все таки обязанностях.
Дорогие родители, помните, что наказание ребенка– это вовсе не панацея в решении проблем воспитания. Дело в том, что малышу тяжело уловить, какая существует взаимосвязь между поступком и его результатом. Можно обсудить ситуацию, постараться максимально доступно объяснить, что именно не так сделано, и что могло бы произойти. Всегда стоит искать золотую середину: пожурили – дали время на размышление – обсудили. Не стоит забывать и о поощрениях, ведь они чрезвычайно важны для самооценки малыша, его веры в себя и вас. А за частую поощрениями можно объяснить гораздо больше чем запретами и наказаниями. Ведь нам всем и взрослым и детям намного приятнее делать то, за что нас хвалят, чем то, за что нас не будут ругать.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.