|
Как помочь ребенку учитьсяАвтор статьи: Кривомазов Павел Тимофеевич
Беседа для родителей «Как помочь ребенку учиться».
Общаясь и консультируя семьи, в которых растут дети школьного возраста, я очень часто слышу однотипные претензии родителей по поводу проблем, связанных со школьным обучением: - ребенок не хочет учиться, его ничего кроме развлечений не интересует; - ребенок неусидчив, у него не хватает терпения для того, чтобы делать уроки; - ребенка не заставишь читать. Причем, сталкиваясь с подобными проблемами, родители склонны обвинять в них только ребенка, злясь на него и срывая на нем свои эмоции, обвиняя ребенка в преднамеренности его поведения. Однако практика зачастую показывает, что ребенок сам находится в крайне затруднительном состоянии и не может самостоятельно исправить собственное поведение и справиться со своими трудностями. И задача родителей состоит в том, чтобы не усиливать критику по отношению к ребенку, а в том, чтобы найти способ помочь ему. Первое, на чем хотелось бы остановиться, это вопрос о мотивации к учебе у ребенка. Что делать родителю, если ребенок не хочет учиться, предпочитая заниматься играми и развлечениями. Давайте рассмотрим этот вопрос с учетом возрастных особенностей детей. И так, младший школьный возраст – это возраст, в котором учебная деятельность, в норме, является для ребенка ведущей. У ребенка достаточно высок уровень любопытства, и ему интересно узнавать все новое. Что здесь может снизить уровень мотивации к обучению. Во-первых, это характер взаимоотношений между ребенком и учителем. Существует одно незыблемое правило продуктивного обучения: мы учимся только у того человека, которого уважаем. Если у ребенка не сложились отношения с учителем, то логично предполагать и снижение уровня его заинтересованности к обучению. Поэтому, для родителей крайне важно поддерживать у ребенка уважительное отношение к его учителю: никогда не критикуйте учителя при ребенке, затратьте усилия и наладьте личные, хорошие контакты с учителем вашего ребенка, активно участвуйте в жизни класса, тем самым повышая авторитет вашего ребенка в глазах учителя. Во-вторых, ребенок склонен часто копировать поведение родителей, и если родители сами не видят и не демонстрируют в домашней среде значимости интеллектуальной деятельности (предпочитают телевизор и компьютер чтению книг), то и у ребенка, скорее всего, тяга к данному виду деятельности будет постепенно ослабевать. Что можно сделать для того, чтобы поддержать и развить познавательную активность ребенка. Прежде всего, самим заниматься собственным интеллектуальным развитием. Устраивать дома различные интеллектуальные викторины и соревнования и игры с определением победителя, установлением рейтингов (игра и соревнования всегда будут привлекательны для ребенка). Причем, подготовку к еженедельной викторине можно организовать в виде проектной деятельности, когда родители заранее определяют тему викторины, готовят литературу, из которой ребенок может подчерпнуть информацию, а ребенок готовится к викторине самостоятельно. Можно вспомнить и замечательный опыт прежних поколений, когда в семьях было заведено правило, устраивать семейные литературные вечера, когда члены семьи по очереди читают для остальных книги. В-третьих, облегчить ребенку учебную деятельность можно, выработав у него устойчивую привычку, регулярно заниматься уроками. Для этого можно с успехом использовать жетонную систему. С ребенком составляется его план на день, в котором четко указывается время, когда он должен сесть за уроки и сколько именно времени потратить на них. Этот план в виде табеля вешается над рабочим столом ребенка. Родитель в дальнейшем вместе с ребенком отмечает в нем условными знаками характер выполнения плана – выполнено или не выполнено. Вводится система поощрений за выполнение условий плана. Здесь надо отметить, что поощрения должны быть значимы для ребенка, то есть с ним надо предварительно условиться о поощрениях. В течение первого месяца родитель ежедневно контролирует выполнение плана, поощряя ребенка за его выполнение. Со второго месяца контроль становится выборочным, то есть родитель контролирует не каждый день, а два раза в неделю. Но при этом проверка будет носить неожиданный характер, то есть ребенок заранее не будет знать, когда родитель будет его проверять. На втором месяце поощряется общий результат недели, то есть награда выдается или нет в конце недели. С третьего месяца проверка полностью становится неожиданной – родитель может проверить тогда, когда сам захочет (но не реже двух раз за месяц). Поощрения выдаются по результатам проверки. Для поддержания и закрепления привычки у ребенка можно на третьем месяце устроить «джек-пот» для ребенка, когда обычное вознаграждение утраивается. Но «джек-пот» устраивается только один раз! Теперь давайте рассмотрим, как сохранять интерес к учебе у подростка. Здесь надо также учитывать возрастные особенности ребенка, а именно то, что родительский авторитет в этом возрасте значительно уменьшается, зато возрастает авторитет сверстников. Постараемся использовать эту особенность в свою пользу. Для этого можно записать ребенка (лучше это сделать еще в начальной школе) в какие-нибудь интеллектуальные кружки или группы по интересам: робототехника, моделирование, театральные студии и т.д. Также можно использовать значимость мнения сверстников - когда ваш ребенок не прислушивается к вам, он склонен слушать других взрослых: «вот у Васи родители классные, а мои только и могут все запрещать». Приглашайте друзей вашего подростка к себе домой, и устраивайте с ними доверительные беседы об их планах на будущее, о том, как учеба и знания могут повлиять на исполнение этих планов. Ваш подросток может вас и не услышит, но если вы впечатлите его друзей, то они донесут до него ваши мысли своим языком. Рассмотрев вопросы мотивации к обучению, перейдем к проблеме низкой работоспособности ребенка, низкого уровня его внимания, что мешает его учебе. Эта проблема не такая уж редкая – количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперреактивности только растет. Как помочь такому ребенку. Здесь важно, опять же, выработать у ребенка привычку к выполнению уроков, но выработка привычки должна учитывать особенности ребенка. Опишу один случай из своей практики, который хорошо описывает способ увеличения усидчивости и работоспособности ребенка при выполнении уроков с использованием методов поведенческой терапии. На консультацию обратилась семья с ребенком второклассником, у которого был выставлен диагноз СДВГ. Основные жалобы родителей сводились к тому, что ребенка не усадишь за уроки, что, выполняя уроки, он постоянно отвлекается и капризничает, что выполнение уроков становится каторгой, как для ребенка, так и для родителей. Еще одно маленькое дополнение, у ребенка была аллергия на шоколад, и ребенку его давали крайне редко. Дополнение важное, так как эта особенность в дальнейшем помогла нам в работе. Для начала мы измерили время активного внимания ребенка, в течение которого он мог спокойно сидеть и выполнять уроки, не капризничая. Время равнялось 5 минутам. На большее он был не способен. Именно эта временная характеристика явилась начальной точкой нашей работы. Для того чтобы уменьшить количество отвлекающих факторов были введены ряд условий: перед тем как сесть за уроки, ребенок вместе с родителями наводил порядок в комнате и на рабочем столе, убирая с него все лишнее. Для того чтобы снизить негатив ребенка на момент начала выполнения уроков, ребенка начинали предупреждать о том, что ему нужно сесть за уроки за час, повторяя напоминания каждые пять минут: «через 40 минут тебе садиться за уроки». Когда ребёнок садился за уроки перед ним на стол ставили песочные часы, рассчитанные на 5 минут и 10 кусочков шоколада (максимальная доза, разрешенная ребенку в день). Ребенку ставилось условие, что если он выполняет уроки и не отвлекается, пока сыплется песок в песочных часах, то кусочки шоколада остаются на месте, а за каждое отвлечение убирается один кусочек (весь свой шоколад он мог получить только после выполнения всего домашнего задания). После пяти минут работы ребенку устраивался трехминутный перерыв. Затем цикл повторялся, пока все домашнее задание не выполнялось. Такое режим поощрения называется отрицательным поощрением. В конце занятий ребенок получал весь свой оставшийся шоколад. Постепенно время активного внимания ребенка удалось увеличить до 30 минут. Истерики у ребенка сами собой прошли. В качестве поощрения использовать шоколад не обязательно. Сейчас очень удобно использовать компьютер. С одним подростком получилось решить проблему его уроков следующим образом. Время работы за компьютером в его режиме дня было поставлено сразу же после времени, которое отводилось на уроки, и если он затягивал выполнение уроков, то он сам себе уменьшал время работы за компьютером (время работы за компьютером было жестко лимитировано – 1 час в день). За 1,5 месяца парень научился быстро и качественно выполнять уроки. Для увеличения мотивации к быстрому и качественному выполнению домашнего задания время работы за компьютером для ребенка можно разбивать на два отрезка: 15 минут до уроков и 45 минут после уроков. Подобный «аванс» иногда помогает значительно увеличить рвение к учебе. Теперь рассмотрим последний вопрос, как приучить ребенка читать. И здесь речь уже будет идти не только о личном примере. Что делать если ребенок боится интеллектуальных нагрузок в форме чтения? Говоря слово «боится», я ничуть не преувеличиваю. Часто приходится слышать от детей – «Ага! Я столько не прочитаю! Там 15 страниц в параграфе!». В этом случае также можно применить техники поведенческой терапии. Та техника, которую я опишу дальше, была заимствована мной у коллег бихевиористов. Когда ребенок садится за чтение, ему на страницу через равные промежутки текста кладут три очень маленькие конфеты (драже). Прочитав текст до конфеты, ребенок ее съедает и продолжает читать дальше. Таким образом, удается избавиться от страха перед чтением у ребенка. Но только от него. Любви к чтению данный метод не прививает. Для выработки любви к чтению необходима потребность, которая вырабатывается за счет личного примера родителей. Данный метод был отработан мной на практике в работе с подростком. Результативность его подтверждаю. Правда, надо отметить, что при использовании этого метода контроль со стороны родителей обязателен. В своей статье я постарался отразить некоторые моменты помощи детям в обучении. Те методы, что я описал, отработаны мной на практике, и я могу подтвердить их эффективность. Родителям же могу сказать следующее: не воспринимайте проблемы обучения ребенка как личную катастрофу, примите на себя роль исследователя и помощника для ребенка, экспериментируйте вместе с ним, и тогда решение проблем ребенка станет для вас приключением, а не каторгой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|