Мы в город Изумрудный
Идем дорогой трудной,
Идем дорогой трудной,
Дорогой непрямой
Мысль собрать и систематизировать все то, что помогает мне быть мамой школьника, пришла уже под конец учебного года, но лучше поздно, чем никогда.
О сколько копий сломано о тему, помогать ли детям-школьникам с учебой. Родители разделились на два лагеря - противников помощи с уроками и тех, кто всей семьей до поздней ночи сидит над заданиями с первого класса. Сколько мемов и юмора рождается с наступлением сентября, сколько слез проливается, голосов срывается, захлопывается дверей и исписывается в дневниках и тетрадях красных ручек.
Зачем же помогать детям с учебой? Это какое-то новое веяние! Эти новые учебные программы или это дети стали другими? И в самом деле - в нашем же детстве никто и не задумывался о том, помогать ли школьникам учиться. И учились сами, и сами приходили домой, сами разогревали еду, и уроки делали сами. Родителям совершенно точно было как минимум некогда, самостоятельность детям вручалась рано и целесообразность этого никак не ставилась под сомнение.
А что теперь? Множество мам, готовых не только уделять максимум своего времени ребенку, но и переводить его на семейное обучение. Уровень тревоги за детей возрос настолько, что многие до совершеннолетия перемещаются по городу в машине родителей, школы часто выбираются далеко от дома, но получше, множество кружков и дополнительных занятий также требуют сопровождения взрослого.
По мотивам родительских чатов: Интернет, гаджеты, игры - конечно контролируем, столько всего, ребенок такой маленький ещё, точно не сориентируется и не справится сам, без помощи родителей никак. Учеба и развитие - сам-сам, мне вот в учебе не помогали, да я в его возрасте уже о-го-го, твоя жизнь - твоя ответственность.
О, времена! О, нравы! Предлагаю все же разобраться, как же это все устроено и попробовать размотать клубок противоречий и сомнений.
Что изменилось?
1. Учебные программы — помимо той самой, нашей "Школы России" появились другие учебные программы, предлагающие тот же самый объем знаний, но в другой методике и с другими учебниками. Даже основным предметам типа русского языка, математики и чтения сейчас в разных школах учат по-разному.
2. Уровень знаний, с которыми ребенок приходит в 1 класс. Большой спрос на раннее развитие, активные мамы-домохозяйки, нарциссическая (основанная на сравниванию детей друг с другом) культура в обществе – в результате многие школы рассчитывают получить первоклассника, умеющего читать и считать.
3. Изменился состав программ с начальной школы. С первых классов начинается иностранный язык, больше гимназий и школ с различным уклоном - это ощутимо усложняет состав программы.
4. Новые школьные программы рассчитаны на то, что ребенок их осваивает с обязательной помощью взрослого - и здесь не имеется в виду учитель. Да, школа открыто говорит о том, что передает часть образовательной функции в семью. С самых первых родительских собраний учитель сообщает, что учеба - это процесс совместный для детей и родителей, подразумевая ответственность за качество выполнения домашних заданий. Если раньше задача учителя была – научить, то сейчас задача учителя – дать материал в классе и задание, а задача родителей, исходя из этого, — взять ответственность за их выполнение. Учитель, сам ставший заложником современной системы образования и тонущий в море отчетов и требований, стремится снять с себя ответственность за усвоение ребенком учебного материала: не понял - ищите возможность разобраться сами. Как бы абсурдно это ни звучало, но ответственность передается именно родителям, а потом с них же и спрос через предупреждения и напоминания по телефону,
родительские чаты, родительские собрания и индивидуальные вызовы в школу.
В этом месте, я уверена, родители школьников активно кивают, а остальные вряд ли верят, что все на самом деле так.
5. Период полового созревания и сложный переходный возраст наступает раньше - уже в 9-10 лет дети демонстрируют признаки подросткового возраста.
Первой моей реакцией на все это, когда мы с сыном погрузились в особенности учебы в школе, была бессильная злоба. При этом школа была выбрана довольно удачно, и сменой школы мы точно не изменили бы всего того, что ежедневно вызывало гамму эмоций.
Сын. Мальчик. Довольно скоро мне стало очевидно, что нынешняя школьная система как минимум в первые 5 лет ориентирована на девичий тип мышления и поведения, где усидчивость, стремление к аккуратности, активный поиск одобрения взрослых и умение сосредоточиться на задании, с четким изложением своих мыслей является основными достоинствами, которые ценит младшая школа. Мальчикам же это дается сложнее, но не потому, что они хуже, просто устроены они в этом возрасте несколько иначе. У девочек быстрее созревает левое полушарие мозга (логические задачи, последовательное изложение своих мыслей),
а у мальчиков - правое (творческие задачи, воображение, эмоции). Мальчикам сложнее дается необходимость сидеть неподвижно, физиологически это воспринимается как длительная статическая нагрузка. Больше бегать и шуметь - это буквально необходимость, а вовсе не результат плохого воспитания. Учителю это как минимум не удобно, поэтому получается так, что учителя более благосклонны к девочкам, а несносные мальчишки выводят из себя. Какое там после этого ему еще и дополнительно объяснить недопонятое на уроке?
Если это возможно, при выборе первой учительницы узнайте, есть ли у нее свои дети, и выбирайте ту, у которое свой ребенок одного пола с вашим, а в идеале у нее разнополые дети.
Еще про этапы развития участков головного мозга (в среднем):
Логические способности - с 7-11 лет. Ребенок еще учится работать "на результат", учится оценивать себя и плоды своих трудов. Поддержка и поощрение взрослого в этот период обеспечат удовольствие от удачно завершенного дела.
Планирование, оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка - с 11-14 лет
Формирование стиля обучения, постановка целей и контроль их выполнения - с 12-15 лет
Толщина коры головного мозга после 11-12 лет увеличивается, постепенно достигая своего максимума. В этот период важно грамотно рассчитывать нагрузки и распределять дополнительные занятия, оставляя только самые важные, и давать ребенку максимум покоя и отдыха. Важно, чтобы нагрузки давали возможность получать удовольствие от деятельности и на становились гонкой "на выживание".
Приобретение этого периода - навык получать радость от хорошо выполненной работы и доводить начатое до конца.
Вывод, который можно сделать из этого: если ребенок не демонстрирует хорошую успеваемость в первые 5 лет учебы в школе, то его мозг может быть просто к этому не готов. А это значит, что помощь родителя в этот период сложно переоценить. Да, ровно так же, как его водили за ручку, прежде чем сделал первые самостоятельные шаги.
А что же дальше? А дальше начинает выявляться ведущее направление способностей и интересов - ряд предметов выходят в приоритет и даются ребенку легче, подрастает мозг, прибавляется самостоятельности и способностей к самоорганизации.
Чем родитель точно может помочь школьнику.
1. Принять его право быть не отличником. Еще до школы. Нынешняя система образования не учитывает многообразие типов мышления и характера детей, единая гребенка продолжает иметь место, а это значит, что кому-то в эту систему будет сложнее встроиться. Важно учитывать особенности ребенка и не ломать
его, если эти особенности влияют на оценки. Оценка вообще явление субъективное, и уж точно не стоит ориентироваться на оценки, пытаясь определить уровень развития ребенка в целом. Признаюсь, меня этот пункт порой доводит до отчаяния, принять свое бессилие маме-отличнице в этом месте невероятно трудно.
Что все же важно: наблюдать, не становятся ли средние и плохие оценки результатом непонимания тем или невыполнения заданий. Недопонятые темы можно разбирать самостоятельно - мы для этих целей используем ютуб, забивая в поиск тему, со временем уже подобрались каналы, в которых материал подается в наиболее понятной форме. Также сейчас есть ресурсы для семейного обучения - там тоже есть видео-разбор уроков по предметам. Если же задания не выполняются ребенком частично или полностью, это я разберу в отдельном пункте.
2. Принять его право на свои зоны успешности. Это то, что у него получается хорошо. Будь это рисование, физкультура или музыка - не самые главные школьные предметы - это не ерунда, а очень важная для ребенка история. Зона успешности позволяет поддерживать общую мотивацию и чувствовать себя
успешным. В зоне успешности ребенок получает свою дозу гормона дофамина, который в свою очередь является драйвером любопытства, содействует запоминанию информации, усиливается эффективность процесса учёбы. Не сравнивайте то, что хорошо получается у вашего ребенка, с другими детьми. Чем
раньше вы это выявите и примете, тем больше возможностей дадите ребенку в этом развиваться и существенно облегчите будущий выбор профессии.
3. Организовать комфортные условия для учебы. Это банально конечно, но модная ортопедическая парта может быть неудобной, а свет от настольной лампы может бить в глаза, если не отрегулирован угол наклона и высота. Изучайте эргономику рабочего места школьника вместе. Прислушивайтесь к его словам и наблюдайте. Если на первый план восприятия выходят телесные ощущения от неудобства, воспринимать новую информацию сложно. Канадский психолог Гордон Ньюфелд сказал: развитие происходит из точки покоя. Это значит, что реализовывать свои естественные потребности - учиться и развиваться - ребенку гораздо легче, если его ничего не беспокоит.
Здесь же напишу и про одежду-обувь. Я помню, как в первом классе учительница попросила не надевать мальчикам галстуки, а положенные по уставу школы рубашки (с рядом пуговиц!) заменить футболками-поло, чтобы до и после уроков физкультуры не превращать 10 минут перемены в хаос. У девочек могут быть
трудности с надеванием тонких колготок, пояс брюк может давить, неотрезанные ярлычки на швах могут натирать, состав ткани может вызывать неприятные ощущения. Исследуйте разнообразие предметов одежды вместе с ребенком, доверяйте его ощущениям. Я уверена, что в рамках требований к школьной форме можно находить удобные варианты. А вообще с требованиями к одежде можно читить, по мелочи обходить их, только тссссс.
4. Помочь с организацией процесса учебы. Ребенку может быть сложно управлять временем или выделять приоритеты при выполнении заданий и самостоятельно структурировать процесс. Ну что там сложного, казалось бы, садись и делай уроки! Но если заданий несколько по разным предметам, да еще и погулять или поиграть хочется, как быть, с чего начать? Сороконожка задумывается о том, как сделать шаг, и запутывается в собственных ногах. Моему сыну было сложно ориентироваться во времени класса до третьего - он не понимал, вот час - это много или мало, вообще время это о чем и зачем? Пытались решить по-разному, в итоге повесили циферблатные часы в разных частях квартиры. Так наглядно стало
понятнее, сколько времени уходит на завтрак, а сколько на сон.
Еще одним затыком для нас стали записи заданий в дневнике. Сын никак не мог понять, почему надо делать не то, что задано сегодня, а то, что задано на завтра. Улавливаете разницу? Вообще оказалось, что он не силен в логике. Поэтому выстраивать последовательность действий и выделять приоритеты ему давалось с трудом. Я придумала визуальные схемы с описанием типичных последовательных действий - как собраться в школу, как подогреть еду, как собрать портфель, что не забыть перед выходом из дома и т.п. - и развесила их в разных местах квартиры.
Такие напоминалки в итоге и мне облегчили жизнь - довольно рассеянная я не пропускала этапы в рутинных цепочках действий. Постепенно эти напоминалки мы
сняли, потому что все же развивается ...
5. Самостоятельность. Ребенка. Здесь у меня нет однозначных ответов или рекомендаций, так как процесс формирования самостоятельности очень индивидуален. К 13 годам мой сын легко перемещается по городу без сопровождения, но не может быстро завязать шнурки без посторонней помощи. Я по кусочкам пробовала давать ему и наблюдала, берет ли. И важно: все же пробовать давать, и все же забирать назад, если не берет, а потом снова пробовать давать. Для ребенка очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. На первый взгляд, этот пункт противоречит предыдущему, но по моим наблюдениям он является его продолжением.
Здесь же не могу не сказать про контроль освоения учебной программы с моей стороны. В нашем случае это и граница возможностей самостоятельности ребенка, и опора, на которую он может рассчитывать при необходимости. То есть своим контролем я обеспечиваю ему поддержку, как бы странно это ни звучало. Независимо от его реакции на это. В некоторых местах я понимаю, что без моего контроля процесс не идет, поэтому включаюсь и обеспечиваю сопровождение, так же, как когда его надо лечить, например, или организовывать режим питания или сна.
Важно: контроль в данном случае - не равно наказание. Контроль на шаг раньше. Потому что, все-таки мы
- ...
6. Команда. В каком-то смысле да, мы дружим против школы, но не потому что школа плоха, а потому что ребенку важно иметь безусловную поддержку на этом пути. Даже если обратная связь от учителей такая, что хочется взвыть от бессилия и немедленно родить дитя обратно, даже если страшно за его будущее (что же из него вырастет???), даже если после долгих попыток вникнуть в тему он так и остается на берегу, получая тройки или вообще маячит неаттестация.
Мы. Вместе.
Как сказала одна знакомая, работавшая школьным психологом, - школа - это такая среда, от которой ребенка надо защищать. И кому же это делать, если не родителям. Объединяясь не с учителем, с которым можно быть согласным по всем пунктам, а все-таки с ребенком. Такой парадокс.
Слушайте ребенка. Советуют: говорите с детьми на равных. Так это не взрослыми вопросами их грузить, а в первую очередь на их ещё не взрослые темы говорить с ними всерьез. Труднее всего отчаявшемуся родителю или разуверившемуся в своих способностях ребенку. Родителю важно отодвинуть свои ожидания и претензии, вспомнить про зону успешности ребенка, поискать доступный для ребенка уровень задач начать двигаться. В таких случаях ребенок часто уже и не способен сам выйти из тупика, поэтому совместная деятельность - оптимальное решение. Замените кнут на пряник, в такие моменты ребенка важно хвалить даже за мелочи и подстраховывать от крупных неудач. Если необходимо взять в союзники учителя, то это тоже задача родителя. А дальше первые успехи окрылят ребенка и придадут ему сил и уверенности.
Здесь я отвлеклась на инстаграм, где сейчас наблюдаю знакомых, идущих по Пути Сантьяго - это такая дорога, пролегающая через несколько стран, по которой пилигримы неделями идут пешком, объединенные одной идеей - дойти в финальную точку этого пути. Путь Сантьяго - своего рода метафора непростого
процесса, пути, с которого не свернуть, если уж начал, и требуется много усилий, чтобы его пройти.
Вот и у меня свой Путь Сантьяго - путь мамы школьника.