О ТЕРМИНАХ и умных словах
Меня окружают умные и интересные люди. Такие люди, с которыми можно обсуждать искусство на кухне, разговаривать о поэзии, рассуждать об архитектуре и устройстве человеческого мышления.
В одном из таких разговоров мы затронули тему терминов и стоит ли упрощать свою речь, когда мы хотим что-то донести. Мнения разделились от «Ира, будь проще!» до «Упрощая, ты показываешь людям, что сомневаешься в их интеллектуальных способностях».
Нам свойственно опускать из виду неизвестные слова. А в школе учат, что «стыдно не знать». Поэтому если даже и возникает любопытство к какому-то термину, страх оказаться глупым в чужих глазах, не даёт нам прямо спросить значение у собеседника. Знакомо? Я и сама так делала. И хорошо, если запишешь и спросишь у гугла, но чаще не тратишь на это силы и время.
А ВАЖНЫЙ момент в том, что учиться мы начинаешь с «точек незнания»! Именно тогда, когда акцентируешь своё внимание на неизвестном! Узнаешь обозначение и прикладываешь усилия, чтобы запомнить.
Именно поэтому в статьях и выступлениях я стала проще относиться к сложным словам. Мне кажется, это даёт людям дополнительную возможность узнать что-то новое. При этом довольно ненавязчивую: я верю, что эта возможность нужна не всем, а кто испытает необходимость, тот возьмёт)
Не стоит забывать про баланс и цели. И здорово, если можно быть гибким.
Баланс. В студенческие годы этого очень не хватало. Когда есть живой интерес к науке и хочется узнавать новое, открываешь учебник по общей психологии, кишащий страшными словами, пыхтишь, чтобы хоть что-то понять, а потом плачешь перед экзаменом, потому что это же как-то нужно донести преподавателю.
Слона невозможно съесть целиком. Также и с терминами. Люблю, когда дозировано. А от умных и негибких людей веет одиночеством.
В вечернем платье - на вечеринку. С узкопрофессиональным языком - на конференцию к коллегам. Но если цель стоит чему-то научить молодых людей, подходы и языки меняются.
И да - говорить на языке читателя (если цель не показать, какой ты умный, а действительно что-то донести) - это важно! Но перед этим было бы неплохо понять, кто ваши читатели и для кого вы хотите вещать.