|
Гештальттерапия и обучение ейАвтор статьи: Штефан Екатерина Анатольевна
Я прочла много работ и статей, и популярных, и научных о гештальт-терапии, и поняла, что чаще всего они освещают лишь одну или несколько граней гештальт-подхода. Поэтому и в этой статье, я смиряюсь с тем, что напишу лишь об одном из многих, моем взгляде на гештальт-терапию. Рассказ об истории возникновения гештальт-терапии стоит начать задолго до ее появления – с возникновения первого немедикаментозного вида психотерапии- психоанализа (или психодинамической терапии). Основатель психоанализа - Зигмунд Фрейд, так же впоследствии основал огромное психоаналитическое сообщество. В этом же сообществе состоял участником ученик Фрейда, Фриц Перлз, который и стал основателем гештальт-терапии. Соответственно, гештальт-терапия - «дочернее предприятие» от психодинамического подхода. Зигмунд Фрейд утверждал, что основной инстинкт, который управляет нами – сексуальный. Его ученик - Фредерик Перлз, возразил Фрейду и обозначил основным инстинктом пищевой. Он утверждал, что человек и окружающая его среда неразделимы, так как все живые организмы постоянно контактируют с тем, что их окружает. Они что-то поглощают и что-то выделяют в окружающую среду. Наш контакт со средой такой же, как и контакт с едой – сначала вы чувствуем голод, потом ищем что-то или кого-то, кто утолил бы нашу потребность, далее следует поедание (контактирование) - усвоение «съеденного» - «выделение» отходов. Философия, теория и методология Гештальта (как называют свой подход гештальтисты) также создавались под влиянием гештальт-психологии (не путать с гештальт-терапией), теории поля Курта Левина, феноменологии, холизма и экзистенциализма. В итоге, гештальт-терапия считается экзистенциально-гуманистическим направлением психотерапии. В сравнении с другими направлениями, вы можете увидеть основные особенности Гештальта на рисунке. Основные понятия гештальт-терапии: гештальт (форма, образ, в переводе с немецкого), осознавание, контакт и цикл контакта, поле «организм/среда», фигура и фон, способы прерывания контакта (психологические защиты). Гуманистичность гештальт-подхода проявляется в том, что человек здесь рассматривается в совокупности своей животной и одновременно специфически человеческой природе, целостности. У всех живых существ есть набор потребностей, которые в ходе жизни необходимо удовлетворять. У животного это в основном физиологические потребности: в пище, воздухе, воде, безопасности, размножении и тп. У человека же потребности имеют гораздо более сложную и иерархическую структуру, наиболее точно показанные в пирамиде Маслоу: базовые (физиологические), потребности среднего уровня – отношения, принадлежность, и высшего уровня – самореализация. Все потребности мы удовлетворяем, проходя некий, один и тот же цикл этапов: преконтакт, контактирование, фул-контакт, завершение и постконтакт. Незавершенные циклы удовлетворения потребностей не забываются, а как бы стираются в памяти, периодически напоминая о себя всю жизнь, стремясь завершиться, т е потребность стремиться удовлетвориться. И в этом смысле, не удовлетворять потребности нельзя, их можно лишь откладывать. Незавершенные циклы оттягивают на себя массу энергии, которая нужна на жизнедеятельность Незавершенные гештальты, или ранее неудовлетворенные потребности, конечно, результат нашего раннего травмирующего опыта. Но гештальт, в отличии от психоанализа, например, не занимается особо прояснением этих ранних травмирующих ситуаций ( т е почему это произошло), а занимается тем, как именно, здесь и сейчас клиент умудряется не удовлетворять свои потребности, какие способы, какие психологические защиты использует (в гештальте - способы прерывания контакта), и прямо на терапевтической сессии, с помощью эксперимента, можно посмотреть на эти прерывания со стороны, и пережить другой опыт, попробовать по-другому, например, строить отношения. Незавершенные гештальты мешают человеку вовремя решать задачи каждого этапа своего развития, т е мешают ему повзрослеть в итоге. Повзрослеть - это удовлетворить свои неудовлетворенные более ранние (детские) потребности, найдя в актуальной жизни подходящие ресурсы. Экзистенциальность же гештальт-подхода выражается в глубокой философской базе. Одним из постулатов экзистенциального направления является то, что «человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений». Таким образом, одним из «ресурсов» окружающей среды, с которой мы постоянно контактируем, безусловно, выступают окружающие нас люди. Человек травмируется только в отношениях, но и излечивается, меняется, развивается тоже только в отношениях. Поэтому гештальт-терапия придает особое значение построению отношений между людьми. Когда клиент обращается за помощью, таким человеком и выступает гештальт-терапевт. Основной инструмент гештальт-терапевта – это его личность и «терапевтические отношения» между ним и клиентом. Если попытаться определить, что такое гештальт-терапия одним словом, то этим словом будет осознавание. Одновременно, осознавание является и самой главной техникой гештальт-терапии, ее инструментом. Осознавать – это значит внимательно относиться к себе и своим потребностям, обнаружить себя в своем чувственном опыте. Многие, кто выражает свое отношение к гештальт-терапии, описывают свои переживания в ходе работы в гештальт-проектах, как восторженное, эмоциональное, философски окрашенное размышление, чем повергают в недоумение приверженцев сухих научных теоретических обзоров о каких-либо подходах в психотерапии. Это и понятно, потому как эмоциональная сфера, та, что является одним из основных ориентиров в поле наших потребностей, наиболее задействована в гештальт-подходе, наиболее эффективно работает на процесс изменений. В гештальтистской теория эмоций – чувства являются «остановленными действиями» и ориентиры в мире наших потребностей. И тогда нет «красивых» или «некрасивых», плохих и хороших чувств. Все чувства: и гнев, и печаль, и зависть, и конкуренция – не являются целью, а именно способом понять себя. "Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены". (Ирвин и Мириам Польстер). Гештальт терапия помогает обнаружить (осознать) наши истинные потребности, и подобрать для их удовлетворения наиболее подходящие способы. На постсоветском пространстве впервые гештальт-терапевты, прошедшие обучение у европейских мастеров Гештальта, появились в конце 80-х. Сейчас существует ряд организаций, проводящих обучение в соответствии со стандартами EAGT – Европейской Ассоциации Гештальт-Терапии. Обучаться гештальт-терапии невозможно только изучая теорию. Необходима личная проработка терапевта, чтобы не оказаться сапожником без сапог. Иначе просто невозможно будет работать, натыкаясь на свои, еще незажившие психологические «раны» в работе с клиентом. А терапевт, как говорят гештальтисты, «лечит» своими шрамами, которые появились в ходе проработки своих «ран». Именно поэтому обучение гештальт-терапии построено в виде трехдневных тренингов, где помимо слушания лекций и обсуждения теории, будущие специалисты сами выступают в качестве клиентов, выполняя упражнения в парах и тройках и выходя работать с тренером в круг со своей личной сложностью, открываясь, рискуя, доверяя себя. Также в стандарты обучения входит прохождение определенного количества часов личной и групповой терапии в гештальт-подходе, прохождение специализаций, участие в интенсивах и работу под супервизией в своей собственной практике с клиентами. Интенсивы - это эксклюзивно организованные именно в гештальт-подходе девятидневные тренинги, где участники как бы берут на себя ролевые позиции: клиентов, терапевтов и супервизоров. И в этих ролях живут весь интенсив, получая реальный и важный клиентский, терапевтический и супервизорский опыт в учебном формате. Ну и конечно, как и в любом монументальном образовательном мероприятии, не обойдется и без самостоятельного изучения теоретической литературы, прослушивания лекций, написания эссе и кейсов в соответствии с собственным гештальт-опытом.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|