|
Не знать (про теорию в гештальт-терапии)Автор статьи: Швец Алена Андреевна
Мысли, которые меня крепко держат в последнее время- как преподавать гештальт-терапию, как эффективно строить обучающий процесс, что я хочу передать людям, чему хочу обучить. Я в первую очередь хочу передать любовь к этому методу. Хочу показать его красоту. Хочу, чтобы люди вдохновлялись, несли его в жизнь, могли опираться на себя, свои чувства, верили себе. Не только, много чего, но это главное. А дальше, чем больше я думаю о том, что мне важно передать и как я могу это делать, чем больше вспоминаю свой опыт ученика, студента, сопоставляю с тем, который я получаю в роли преподавателя, тем больше я склоняюсь, что начинать обучение с упором на теорию - Познавать - путь незнания и это путь совсем в другую сторону. И стоит вкладываться в обучение именно этому способу взаимодействия с миром, подчёркивая его ценность и аутентичность и право на существование без подкрепления знаниями. Но это очень смелый путь. У меня складывается впечатление, что в случае с гештальт-терапией теория всегда призывалась, чтобы сделать гештальт-терапии репутацию, чтобы она не выглядела голожопой девицей, и те, кто это делали, а они бесспорно проделывали колоссальную, но неоднозначную по отношению к методу и его поддержке, работу, - Но с появлением всё более стройной теории, их уже ученики могли сталкиваться со скрытым «родительским» посланием- «без опоры на теорию мы никто в научном мире». И таким образом оказаться в переданном от родителей стыде из-за «не аристократичного происхождения метода», нуждаться в признании в аристократичной научной тусовке и от этого отходить от сердцевины, философских основ, терять свободу, но продолжать мастерски наращивать панцырь через укрепление теоретической базы. При этом мне лично становиться очень жаль, я сама была в этой постыдной ловушке- что можно не видеть или забыть, что сила метода в другом способе обучения - в прямой, невербализированной передаче знаний. Оставаться в процессе позволяет как раз не называние, а развитие внимательности к происходящему, включённость в настоящее, а не в то, чтобы дать этому название. Обучать гештальт- терапии с упором на теорию - это путь не в метод, а к другим методам, чтобы им что-то доказать. Но это сложно видеть, если быть в проживании подросткового этапа развития и воспринимать сам метод как подростка - бросаться в доказательства собственной и его состоятельности, не замечая, что именно этот метод уже какое-то время обслуживает запрос современности в обучении поиска опоры на что- то более стабильное, чем сама реальность. И что это, если не человек с его «антинаучной субъектностью»? А сам метод по природе своей атеоретичен - Мне кажется одной из основных задач преподавателя гештальт-терапии есть создание такой обучающей атмосферы, где не нужно знать, можно познавать. Это путь в метод, от стыда недостаточности к поиску полноценности, ценности того, что есть. Да, можно искать слова и подкреплять, поддерживать познание знаниями, рассказывать о людях, которые вкладывались в развитие таким образом, через построение теоретической базы, но незнание, познание - первично. Попутно развивая этот навык познания, что в первую очередь значит забыть всё, оголиться, опустеть, а с ним и чувствительности к миру, к себе, чтобы он мог стать опорным. Мне кажется безумием продолжать стоять на китах знаний в мире, в котором узнанное и названное вчера сегодня уже не актуально. (с)Алёна Швец фото, как я люблю- не про знания, но про жизнь, её впечатляющие моменты- ISRAEL. Near Haifa. 1950. Child at the Sha'arHa'aliya transit camp for new immigrants. (Robert Capa/ICP/Magnum Photos) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|