Не знать (про теорию в гештальт-терапии)

Не знать про теорию в гештальт терапии

Мысли, которые меня крепко держат в последнее время- как преподавать гештальт-терапию, как эффективно строить обучающий процесс, что я хочу передать людям, чему хочу обучить.

Я в первую очередь хочу передать любовь к этому методу. Хочу показать его красоту. Хочу, чтобы люди вдохновлялись, несли его в жизнь, могли опираться на себя, свои чувства, верили себе. Не только, много чего, но это главное.

А дальше, чем больше я думаю о том, что мне важно передать и как я могу это делать, чем больше вспоминаю свой опыт ученика, студента, сопоставляю с тем, который я получаю в роли преподавателя, тем больше я склоняюсь, что начинать обучение с упором на теорию -
путь дезориентирующий,
путь, который запускает внутри мощное расщепление - обучать методу, в котором нужно обучиться «не знать», заново научиться познавать...
через знания.

Познавать - путь незнания и это путь совсем в другую сторону. И стоит вкладываться в обучение именно этому способу взаимодействия с миром, подчёркивая его ценность и аутентичность и право на существование без подкрепления знаниями. Но это очень смелый путь.
Лучшее, что я могу сказать в сторону поддержки теории, вернее скорее труда людей, которые ею занимались это озвучить свои мысли по этому поводу.

У меня складывается впечатление, что в случае с гештальт-терапией теория всегда призывалась, чтобы сделать гештальт-терапии репутацию, чтобы она не выглядела голожопой девицей, и те, кто это делали, а они бесспорно проделывали колоссальную, но неоднозначную по отношению к методу и его поддержке, работу, -
на мой взгляд, они это делали, чтобы избежать стыда перед научным миром, чтобы защитить себя и метод от обвинений в безосновательности, шарлатанстве, недоказуемости.

Но с появлением всё более стройной теории, их уже ученики могли сталкиваться со скрытым «родительским» посланием- «без опоры на теорию мы никто в научном мире».

И таким образом оказаться в переданном от родителей стыде из-за «не аристократичного происхождения метода», нуждаться в признании в аристократичной научной тусовке и от этого отходить от сердцевины, философских основ, терять свободу, но продолжать мастерски наращивать панцырь через укрепление теоретической базы.
Это путь защиты, не свободы.

При этом мне лично становиться очень жаль, я сама была в этой постыдной ловушке- что можно не видеть или забыть, что сила метода в другом способе обучения - в прямой, невербализированной передаче знаний.
Ведь кто сказал, что знания можно передавать только через слово или через называние процесса? Там, где появляется называние, процесс завершается. Феноменологам это хорошо известно.

Оставаться в процессе позволяет как раз не называние, а развитие внимательности к происходящему, включённость в настоящее, а не в то, чтобы дать этому название.
Стыд незнания, долженствование каким-то быть может долго не позволять развиваться тем терапевтическим качествам, которые как воздух важны гештальт-терапевту-
интуитивности, опоре на чувствительность, спонтанности, свободомыслию. Стыд незнания и расщепление между аналитическим требованием «будь экспертом» и гештальтистским « будь в диалоге, будь собой, откажись от экспертной позиции».

Обучать гештальт- терапии с упором на теорию - это путь не в метод, а к другим методам, чтобы им что-то доказать.
При этом можно не видеть, что научный мир сейчас сам в большом кризисе, не способен сам себя обслуживать из-за скорости меняющейся реальности, пробует опираться на свои же старые ценности, методологию, способы познания, пути, схемы, протоколы доказуемости, валидности, но уже очень нуждается в новом ветре.

Но это сложно видеть, если быть в проживании подросткового этапа развития и воспринимать сам метод как подростка - бросаться в доказательства собственной и его состоятельности, не замечая, что именно этот метод уже какое-то время обслуживает запрос современности в обучении поиска опоры на что- то более стабильное, чем сама реальность. И что это, если не человек с его «антинаучной субъектностью»?

А сам метод по природе своей атеоретичен -
любая статика убивает его живую суть, агностичен - не отрицает познания, но указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью -
он как дух без привязки к месту, без одежд, и в этом его особенная красота и сила, но и неуловимость...

Мне кажется одной из основных задач преподавателя гештальт-терапии есть создание такой обучающей атмосферы, где не нужно знать, можно познавать. Это путь в метод, от стыда недостаточности к поиску полноценности, ценности того, что есть.

Да, можно искать слова и подкреплять, поддерживать познание знаниями, рассказывать о людях, которые вкладывались в развитие таким образом, через построение теоретической базы, но незнание, познание - первично. Попутно развивая этот навык познания, что в первую очередь значит забыть всё, оголиться, опустеть, а с ним и чувствительности к миру, к себе, чтобы он мог стать опорным.

Мне кажется безумием продолжать стоять на китах знаний в мире, в котором узнанное и названное вчера сегодня уже не актуально.

(с)Алёна Швец

фото, как я люблю- не про знания, но про жизнь, её впечатляющие моменты- ISRAEL. Near Haifa. 1950. Child at the Sha'arHa'aliya transit camp for new immigrants. (Robert Capa/ICP/Magnum Photos)



Просмотров: 357
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Путь к Богу через познание себя самого
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Про отношения (которые можно изменить, чтобы началась другая жизнь).
  • Одиночество рожденного. Развитие через бегство. Трудный путь к себе.
  • Хочу, чтобы он вернулся! Хочу, чтобы он мучился и страдал! Как разлюбить? Техника НЛП в помощь
  • Чтобы найти свой путь, надо идти
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Хочу больше денег. Как сделать, чтобы он давал мне деньги? Как убрать ревность? Как перестать ревновать?
  • Путь к себе через тело
  • Путь к себе через буддизм
  • Бизнес как путь познания себя!
  • Другой как путь познания Себя
  • Хочу, чтобы меня любили такую, какая я есть.
  • Панические атаки - как путь познания себя.
  • «Не будь таким, какой ты есть! Будь таким, как я хочу!» Нарциссическая травма.
  • Что я должна сделать, чтобы понять, кто я и никогда больше в этом не сомневаться?
  • Путь к себе, или можно ли стать взрослым, не выходя на улицу
  • Деньги. Что можно сделать прямо сейчас, чтобы стать богаче
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Шаг к себе через сновидения: как встать на путь позитивных изменений
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь