|
Чувства в гештальт-терапииАвтор статьи: Ольга Мошкова
Чувства в гештальт-терапии Статья написана совместно: Ольга Кубышева (Мошкова) и Евгений Ирисов Прежде всего, необходимо отметить, что в психологии существует множество подходов к определению чувств и эмоций. Эти два понятия могут использоваться как синонимичные или как отдельные по принципу отнесения чувств к более сложным, длительным, устойчивым процессам. Кэррол Изард предлагает рассматривать эмоции как многокомпонентный процесс, включающий 3 аспекта:
В гештальт-терапии, как и в большинстве других видов психотерапии большое внимание уделяется чувствам человека. Для нас, гештальтистов, важно развитие в клиенте способности опознавать, осознавать, проживать, выражать свои чувства. Один из самых частых вопросов, которые мы задаем клиенту “Что ты сейчас чувствуешь?”. К сожалению, самый частый ответ, который мы получаем - “Ничего”. В действительности мы часто встречаем людей, которым привычней жить в сфере мыслей и поступков. Эти люди жалуются, что жизнь проходит стороной, они чувствуют себя роботами, пустыми внутри. И это понятно, поскольку жить, это значит в том числе и чувствовать. И при этом проживать весь спектр чувств: и радость, и любовь, и печаль, и гнев, и многие другие чувства. Чувства сигнализируют нам о наших потребностях и помогают ориентироваться в окружающей среде. Потребность отражает дисбаланс организма в отношениях с окружающей средой. Осознав свою потребность, мы получаем возможность ее удовлетворить. В терминах гештальт-терапии, чувства являются маркерами фигуры. Так, через проживание чувства радости можно подойти к желаемому, через печаль — встретиться с осознанием потери чего-то важного, через раздражение — к осознанию того, что нас фрустрирует. Сигнализируя нам о потребности и характере окружающей среды, чувства играют большую роль не только в запуске деятельности по ее удовлетворению. Одновременно с этим чувства и сопровождают процесс удовлетворения потребности (как я переживаю насколько у меня получается получать желаемое) и являются вторичным итогом этой деятельности, так как оценка имеет эмоциональный окрас (я получил то что хотел - радость, не получил - разочарование). До этого мы говорили преимущественно об отдельно взятом человеке и его взаимодействии с абстрактной средой. Но гештальт-подход ориентирован в том числе и на работу с проживанием отношений и осознаванием взаимодействия с другим. И тогда мы обращаем внимание, что ощущение наполненности или пустоты в отношениях с другим человеком также связано со способностью участников отношений проживать и размещать свои чувства. Говоря об отношениях, мы не имеем ввиду конкретный вид отношений. Это может быть любой вид отношений, будь то любовные, дружеские, деловые, партнерские, детско-родительские. Говоря о чувствах в отношениях, мы имеем в виду весь спектр чувств. Выражение и размещение чувств в них делает наши отношения живыми, питательными, помогает участникам разглядеть границы свои и другого. Блокировка проявления чувств в отношениях лишает эти отношения жизни, порождая запретные, слепые зоны: “в наших отношениях нельзя проявлять раздражение”, “грустить и скучать запрещено, можно только радоваться и смеяться”. Приведем небольшой пример. Проживание и размещение раздражения в отношениях. Вася нарушает Петины психологические границы. Он регулярно опаздывает, перебивает, критикует. Петя “копит” раздражение и ничего не говорит. Вася даже не подозревает об Петиных чувствах, продолжает действовать по-прежнему. В его картине мира все нормально, это привычное для Васи поведение. Что происходит в отношениях? Накопление раздражения. Котел начинает закипать, клапан перекрыт. А давление растет и растет. Благоприятным будет тот исход, если самостоятельно, либо при помощи чуда или квалифицированного психотерапевта Петя вдруг осознает свое раздражение, позволит себе раздражаться и разместит это раздражение в отношениях: “Я раздражаюсь сейчас на то, что ты постоянно опаздываешь, перебиваешь, критикуешь”. Принципиальный момент: в этом, и только в этом случае Василий может увидеть границы Петра. Вероятный, но к сожалению редкий вариант. Печально сознавать, но в жизни значительно чаще встречаются ситуации, когда подавляя свои чувства мы теряем саму возможность адекватного опознавания своей потребности, выделения самой заряженной фигуры в текущий момент. Как это происходит? Есть потребность, недостаточность чего-то. Она может быть опознана по тем чувствам, которые мы испытываем. А раз есть недостача, то есть и энергия, устремленность на восполнение этой нехватки. Как только мы запрещаем себе испытывать какое-либо чувство, возникающее при соотнесении нашей потребности с внешним миром, мы получаем “кривой рисунок”, искаженный образ желаемого. Но энергия, направленная на восстановления баланса организма никуда не девается, она продолжает нас “теребить”, провоцировать проявление фигуры потребности. И тогда вместо исходной актуальной потребности мы по “кривому” набору чувств опознаем не ту потребность. Вместо желания поддержки, начинаем искать самоутверждения в глазах другого, вместо принятия - обожествления и т.п. Также возможен вариант, что нереализованная энергия растворяется в фоне, создавая общее напряжение. Так, невыраженная энергия реагирования на опоздание, невысказанное раздражение, описанная в примере выше может перейти на другие действия человека или выразиться в итоге генерализованно, как общее раздражение на человека в целом. И получается как в известной песне у Гарика Сукачева: “Ты меня давно не любишь, Ты меня давно не ценишь, Ты мне не купила пива, Леля, Мотивируя, что нету денег, Ты не станешь хорошей, Я уже не надеюсь…” К сожалению, в современном обществе проявление эмоций зачастую рассматривается как потеря контроля и воспитание направлено на то, чтобы человек учился контролировать себя и выражение своих чувств. Кроме того, человек может стараться избегать болезненных чувств, непереносимых для себя горя или презрения, ярости или печали. Он уходит от проблемной ситуации, не завершает ее для себя. Необходимо отметить и те случаи, когда для человека более привычно жить в злобе и раздражении, защищаясь от непереносимых тепла и близости. Проглоченные обиды, невыплаканные слезы, подавленные радость и злость как будто защищают нас и окружающих от наших чувств. Но прерванное, остановленное сознательно или бессознательно чувство никуда не исчезает, оно - есть! Только теперь оно сдерживается растущим напряжением. Опять паровой котел и опять клапан перекрыт... Эта накопившаяся эмоция может “сдетонировать” в любой момент и не по “тому” поводу. Например, мужчина не выразил злость критикующему начальнику, а дома вызверился на ребенка, вылил накипевшую злость на жену и т.п. И приходя в терапию, наши клиенты постоянно возвращаются к незавершенным, прерванным ситуациям, а вернее, к тем людям, в отношениях с которыми они не прожили до конца какие-либо сильные чувства. Эти прерванные, незавершенные ситуации продолжают оттягивать энергию человека, вырывая человека из здесь-и-сейчас, возвращают его снова-и-снова в прошлую ситуацию. И здесь важно понимать, что эмоции и чувства - непроизвольный психофизиологический феномен. Мы не имеем возможности решать испытывать нам те или иные чувства или нет, да и за возникновение чувств мы ответственности не несем. Нам лишь до некоторой степени доступен выбор переживать ли свое чувство в полной мере или нет, и что еще важнее - осознавать свое переживание или отстраняться от него. И по сути, мера взрослости, сформированности личности напрямую связана с тем, насколько сильные эмоции и чувства мы можем проживать, удерживаясь в напряжении, порождаемом ими. И конечно, только от нас зависит, в какой степени и в какой форме мы будем предъявлять свои чувства окружающим, и насколько мы берем на себя ответственность за резонанс, возникающий в окружающей среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|