Чувства в гештальт-терапии

Автор статьи: Ольга Мошкова

Чувства в гештальт-терапии

Статья написана совместно: Ольга Кубышева (Мошкова) и Евгений Ирисов

Прежде всего, необходимо отметить, что в психологии существует множество подходов к определению чувств и эмоций. Эти два понятия могут использоваться как синонимичные или как отдельные по принципу отнесения чувств к более сложным, длительным, устойчивым процессам.

Кэррол Изард предлагает рассматривать эмоции как многокомпонентный процесс, включающий 3 аспекта:

    Первый, нейрофизиологический, - связан с работой головного мозга и нервов;Второй, экспрессивно-мышечный, включает деятельность мимической мускулатуры лица, пантомимику, висцерально-эндокринные и голосовые реакции. Третий, феноменологический, - представляет собой собственно переживания и чувства, имеющие непосредственную значимость для субъекта.

В гештальт-терапии, как и в большинстве других видов психотерапии большое внимание уделяется чувствам человека.

Для нас, гештальтистов, важно развитие в клиенте способности опознавать, осознавать, проживать, выражать свои чувства.

Один из самых частых вопросов, которые мы задаем клиенту “Что ты сейчас чувствуешь?”. К сожалению, самый частый ответ, который мы получаем - “Ничего”.

В действительности мы часто встречаем людей, которым привычней жить в сфере мыслей и поступков. Эти люди жалуются, что жизнь проходит стороной, они чувствуют себя роботами, пустыми внутри. И это понятно, поскольку жить, это значит в том числе и чувствовать. И при этом проживать весь спектр чувств: и радость, и любовь, и печаль, и гнев, и многие другие чувства.

Чувства сигнализируют нам о наших потребностях и помогают ориентироваться в окружающей среде. Потребность отражает дисбаланс организма в отношениях с окружающей средой. Осознав свою потребность, мы получаем возможность ее удовлетворить. В терминах гештальт-терапии, чувства являются маркерами фигуры.

Так, через проживание чувства радости можно подойти к желаемому, через печаль — встретиться с осознанием потери чего-то важного, через раздражение — к осознанию того, что нас фрустрирует.

Сигнализируя нам о потребности и характере окружающей среды, чувства играют большую роль не только в запуске деятельности по ее удовлетворению. Одновременно с этим чувства и сопровождают процесс удовлетворения потребности (как я переживаю насколько у меня получается получать желаемое) и являются вторичным итогом этой деятельности, так как оценка имеет эмоциональный окрас (я получил то что хотел - радость, не получил - разочарование).

До этого мы говорили преимущественно об отдельно взятом человеке и его взаимодействии с абстрактной средой. Но гештальт-подход ориентирован в том числе и на работу с проживанием отношений и осознаванием взаимодействия с другим. И тогда мы обращаем внимание, что ощущение наполненности или пустоты в отношениях с другим человеком также связано со способностью участников отношений проживать и размещать свои чувства.

Говоря об отношениях, мы не имеем ввиду конкретный вид отношений. Это может быть любой вид отношений, будь то любовные, дружеские, деловые, партнерские, детско-родительские. Говоря о чувствах в отношениях, мы имеем в виду весь спектр чувств. Выражение и размещение чувств в них делает наши отношения живыми, питательными, помогает участникам разглядеть границы свои и другого. Блокировка проявления чувств в отношениях лишает эти отношения жизни, порождая запретные, слепые зоны: “в наших отношениях нельзя проявлять раздражение”, “грустить и скучать запрещено, можно только радоваться и смеяться”.

Приведем небольшой пример. Проживание и размещение раздражения в отношениях. Вася нарушает Петины психологические границы. Он регулярно опаздывает, перебивает, критикует. Петя “копит” раздражение и ничего не говорит. Вася даже не подозревает об Петиных чувствах, продолжает действовать по-прежнему. В его картине мира все нормально, это привычное для Васи поведение. Что происходит в отношениях? Накопление раздражения. Котел начинает закипать, клапан перекрыт. А давление растет и растет. Благоприятным будет тот исход, если самостоятельно, либо при помощи чуда или квалифицированного психотерапевта Петя вдруг осознает свое раздражение, позволит себе раздражаться и разместит это раздражение в отношениях: “Я раздражаюсь сейчас на то, что ты постоянно опаздываешь, перебиваешь, критикуешь”. Принципиальный момент: в этом, и только в этом случае Василий может увидеть границы Петра. Вероятный, но к сожалению редкий вариант.

Печально сознавать, но в жизни значительно чаще встречаются ситуации, когда подавляя свои чувства мы теряем саму возможность адекватного опознавания своей потребности, выделения самой заряженной фигуры в текущий момент. Как это происходит?

Есть потребность, недостаточность чего-то. Она может быть опознана по тем чувствам, которые мы испытываем. А раз есть недостача, то есть и энергия, устремленность на восполнение этой нехватки.

Как только мы запрещаем себе испытывать какое-либо чувство, возникающее при соотнесении нашей потребности с внешним миром, мы получаем “кривой рисунок”, искаженный образ желаемого. Но энергия, направленная на восстановления баланса организма никуда не девается, она продолжает нас “теребить”, провоцировать проявление фигуры потребности.

И тогда вместо исходной актуальной потребности мы по “кривому” набору чувств опознаем не ту потребность. Вместо желания поддержки, начинаем искать самоутверждения в глазах другого, вместо принятия - обожествления и т.п.

Также возможен вариант, что нереализованная энергия растворяется в фоне, создавая общее напряжение. Так, невыраженная энергия реагирования на опоздание, невысказанное раздражение, описанная в примере выше может перейти на другие действия человека или выразиться в итоге генерализованно, как общее раздражение на человека в целом. И получается как в известной песне у Гарика Сукачева:

“Ты меня давно не любишь,

Ты меня давно не ценишь,

Ты мне не купила пива, Леля,

Мотивируя, что нету денег,

Ты не станешь хорошей,

Я уже не надеюсь…”

К сожалению, в современном обществе проявление эмоций зачастую рассматривается как потеря контроля и воспитание направлено на то, чтобы человек учился контролировать себя и выражение своих чувств.

Кроме того, человек может стараться избегать болезненных чувств, непереносимых для себя горя или презрения, ярости или печали. Он уходит от проблемной ситуации, не завершает ее для себя. Необходимо отметить и те случаи, когда для человека более привычно жить в злобе и раздражении, защищаясь от непереносимых тепла и близости.

Проглоченные обиды, невыплаканные слезы, подавленные радость и злость как будто защищают нас и окружающих от наших чувств. Но прерванное, остановленное сознательно или бессознательно чувство никуда не исчезает, оно - есть! Только теперь оно сдерживается растущим напряжением. Опять паровой котел и опять клапан перекрыт...

Эта накопившаяся эмоция может “сдетонировать” в любой момент и не по “тому” поводу. Например, мужчина не выразил злость критикующему начальнику, а дома вызверился на ребенка, вылил накипевшую злость на жену и т.п.

И приходя в терапию, наши клиенты постоянно возвращаются к незавершенным, прерванным ситуациям, а вернее, к тем людям, в отношениях с которыми они не прожили до конца какие-либо сильные чувства. Эти прерванные, незавершенные ситуации продолжают оттягивать энергию человека, вырывая человека из здесь-и-сейчас, возвращают его снова-и-снова в прошлую ситуацию.

И здесь важно понимать, что эмоции и чувства - непроизвольный психофизиологический феномен. Мы не имеем возможности решать испытывать нам те или иные чувства или нет, да и за возникновение чувств мы ответственности не несем. Нам лишь до некоторой степени доступен выбор переживать ли свое чувство в полной мере или нет, и что еще важнее - осознавать свое переживание или отстраняться от него.

И по сути, мера взрослости, сформированности личности напрямую связана с тем, насколько сильные эмоции и чувства мы можем проживать, удерживаясь в напряжении, порождаемом ими. И конечно, только от нас зависит, в какой степени и в какой форме мы будем предъявлять свои чувства окружающим, и насколько мы берем на себя ответственность за резонанс, возникающий в окружающей среде.


Авторы статьи: Кубышева (Мошкова) Ольга и Ирисов Евгений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Булюбаш И. Клиентам о гештальт-терапии 
    2. Кэррол Э. Изард  Психология эмоций (Мастера Психологии), СПб, 2007
    3. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика/ Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. - СПб.; М.: Речь, 2015. - 400 с.
    4. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии - М.: - Институт общегуманитарных Исследований, 2015 - 320 с. Серия: “Современная психология: теория и практика”


Просмотров: 836
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Как не терпеть в отношениях и проявлять свои чувства.
  • Про чувства. Часть I. Без чувств.....
  • «Придите в чувства» - о том, как работает канал чувств
  • Разум без чувств - Чувства без разума. Новый Бич современности
  • Насколько я принимаю свои эмоции и чувства?
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Нужно ли мне слушать свои чувства? Или же я не могу разрешать себе их проживать?
  • «Мне плевать на твои чувства! И я жила много лет без всяких чувств!» Случай из практики
  • Вместилище души или Как проживать свои чувства
  • Почему важно принимать и проживать любые эмоции и чувства
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • Мои потребности и чувства обижают других людей
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Как быть собой и проявлять свои чувства.
  • Зачем осознавать свои чувства
  • Какую роль играют наши чувства во взаимодействии. Чувство злости.
  • О том, почему так важно переживать свои чувства
  • Об опоре на себя, свои ощущения и чувства
  • Запрет на чувства. Гештальт с детьми.
  • Что такое чувства? Взгляд гештальт-терапевта.
  • Танец вдвоём. Как сохранить чувства в отношениях
  • Чувства Женщины, живущей в проблемных отношениях
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?
  • Чувства всякие нужны, чувства разные важны



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь