|
Запрет на чувства. Гештальт с детьми.Автор статьи: Макшанцева Екатерина Алексеевна
То, что детство счастливая пора, к сожалению, не самое верное утверждение. Детям часто трудно. И родителям. Кому-то чаще, кому-то реже. Но всем далеко не безоблачно – это точно. С детками я работаю давно, с 2003 года (правда с перерывами), а в прошлом году я начала изучать модель работы с детьми психолога Вайолет Оклендер и нашла столько сокровищ для себя как родителя, как психолога, что мне хочется делиться. И я решила завести рубрику #гештальт_с_детьми. Надеюсь будет Вам полезна) И начать я хочу с непростой темы – запретных чувств. Я хочу рассказать не столько о сильных по интенсивности переживаниях, связанных с драматическими событиями, а о повседневной эмоциональной жизни ребенка, семьи. Эмоции и чувства важны: - Злость позволяет заявлять о себе, чувствовать и отстаивать свои границы, позволяет запускать изменения. - Страх дает возможность учитывать риски, становиться чувствительным к своим возможностям и ресурсам, заботиться о себе и других. - Благодаря грусти и радости мы понимаем, что для нас ценно, важно, учимся выбирать… Каждое из чувств, без исключения, выполняет важную функцию в жизни и выпадение одного из категории нормальных и естественных приводит к развитию различных невротических механизмов защиты (вплоть до соматических проявлений: астма, всд, энурез, энкопрез и т.д.) и лишает возможности обучиться с этим чувством обходиться. Редко кто из родителей осознанно решает: «Так! у нас нельзя злиться, бояться и грустить. А радоваться можно не более 3 минут и тихо». В основном все происходит неосознанно и родители, сами не наученные чувствовать что-то не могут переносить это чувство у ребенка и выдают на автомате запрещающие реакции (нападение или отвержение), постепенно лишая его возможности пользоваться ресурсами того или иного чувства. Что делать? Если кратко:
В завершении предлагаю простое упражнение, которое я часто использую в работе с детьми и родителями. Оно помогает обратить внимание на некоторые важные моменты в эмоциональной жизни семьи и плюс дает возможность обсудить то, что происходит. Предлагаю делать его совместно с ребенком. Возьмите по листу белой бумаги и что-то чем будете рисовать (карандаши, фломастеры, краски) и нарисуйте каждый по 4 крана, из которых будут литься ваши чувства. Первый кран – злость. Второй – страх. Третий – грусть, и четвертый – радость. Постарайтесь абстрактно изобразить, как они льются. Какого они цвета, интенсивности? Что-то еле капает, что-то брызжет в разные стороны? Может быть, это вообще не жидкость, а различные предметы? Доверьтесь себе, рисуйте свободно. Не концентрируйтесь на рисунках друг друга. После того как закончите, предлагаю подумать над следующим: Что получилось? Какие чувства вызывает ваш рисунок? Рисунок вашего ребенка? Что было рисовать труднее? Что легче? На что, прежде всего, обратили внимание? Есть ли что-то, что вас удивило в своем рисунке, рисунке ребенка? Как вы что-то чувствуете? Как хотели бы? Какой кран надо чинить? И т.д. обсудите это вместе. Успехов! Продолжение следует) P.S. А какие вопросы детской психологии вас волнуют? О чем бы хотели поговорить? https://www.instagram.com/e_makshantseva/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|