Чувства. что это и что с этим делать?

Чувства что это и что с этим делать

Чувства

  Хочу предложить еще одно размышление на тему чувств (эмоций),  в чем  же проблема с ними? Эта статья не претендует на истину, это просто размышление психолога работающего в ключе телесно-ориентированной психотерапии. В работе с людьми, все чаще обращаю внимание на не умение осознавать или понимать свои чувства, это привело к мысли обобщить свой опыт в работе с чувствами.

   От непонимания вопроса: «что вы сейчас чувствуете?»,  я прихожу к выводу что, чувства (эмоции) -  это стало настолько не интересным, не серьезным или приземленным, что на чувства обращают внимание,  только когда, их нет или когда «болит где -  то здесь».

  Для многих понять свои чувства это незнакомое дело. Большинство современных людей "головастики", то есть они  думают,  что знают, что надо чувствовать.
- Что вы сейчас  чувствуете?
- Ничего или я думаю, все будет хорошо и т. п.

Ничего? Ничего не чувствует – труп. Пока человек жив, он чувствует и переживает разные эмоции!

  Чаще всего человек пытается думать, что он чувствует, тем самым окончательно отрывается от реальности. Возможно от этого, поддерживается запрет из детства испытывать «плохие» чувства.  «На маму нельзя злиться», «не обижайся на папу, он просто устал», «бабушка обиделась, потому,  что ты ее не нарисовал» и т.д.

 Давайте попытаемся очередной раз понять,  что это такое эмоции? В этой статье я не буду разделять чувства и эмоции пояснять, в чем разница,  об интенсивности  и длительности этих процессов  не трудно узнать  самому, сидя за компьютером.

  По разным авторам существуют от 4  до 10 базовых чувств: ГНЕВ, СТРАХ, РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ, ГРУСТЬ, ИНТЕРЕС, ВИНА, ЖАЛОСТЬ, ОБИДА,  все остальное, так называемые производные от основных или оттеночные чувства. Их насчитывают  несколько сотен! Одни помогают общению (коммуникационные), они движут нас по жизни (мотивационные), сохраняют нашу безопасность (защитные),  заявляют о наших потребностях (сигнальные).

  Можно обратить внимание, что негативных чувств больше, чем позитивных. Вывод: что бы радоваться нужно это хотеть, стараться и делать что-то для того чтобы радоваться. 

  Даже анатомически, чтобы улыбаться или выражать радость необходимо напряжение от 30 до 50 мимических мышц, а при выражении негативных чувств 17 – 25,  в два раза меньше. Чтобы радоваться нужно, потратить энергии в 2 раза больше, нежели просто себя пожалеть!

Еще один важный фактор в понимании эмоций. Существуют две  основные модели мотивации к действиям (движениям): 

- «От ….» негативная модель (отрицательная) от чего «Я» хочу уйти.

- « К …» позитивная (положительная) к чему я хочу прийти, что хочу получить.

И как бы этого не хотелось, негативная мотивация, нам, нам как биологическому виду, более чем понятна и действенна. Принцип «кнута и пряника» основа дрессуры, воспитания и  принцип манипулирования социальным сознанием. 

«Приходит еврей в синагогу.

— Ребе! Дай мне совет! Живу я с четырьмя детьми, с женой, с тещей, повернуться негде…

Как дальше жить?

Ребе спокойно говорит:

— Купи козу.

Совет раввина — закон, еврей пошел и таки купил козу.

Проходит некоторое время. Он опять приходит к раввину.

— Ребе, что ты наделал?! В комнатке у меня сумасшедший дом: дети на голове ходят, теща старая, больная, да тут еще и коза стоит — почти всю комнату занимает, блеет… Что делать, ребе?

— Продай козу.

— Ребе, я не понимаю: то «купи козу», то «продай козу…».

— Слушай меня: немедленно продай козу.

Проходит еще некоторое время. Этот же еврей опять приходит к раввину.

— Дорогой ребе! Как я тебе благодарен! Я и не знал, что я такой счастливый человек!…»

   Думаю поэтому чаще всего при социальном не равенстве, «перегибы» с толерантностью  приводят к негативной реакции тех, кто находятся рядом с «объектом толерантности». Возникает желание выразить свое недовольство и возмущение.

  Работая с пациентами, в том числе и с зависимым поведением, часто встречаюсь с тем, что серьезные изменения в поведении всегда начинаются с мотивации «ОТ…».  Уйти от «отдышки при подъеме на лестницу», «от лишнего веса», «от слез жены и скандалов с ней из-за алкоголя»  и т.д. И в процессе работы помогает разбор, где чувства, где мысли и почему это (поведение) происходит.

    Почему важно понимать свои чувства и работать с ними, что бы уметь выражать свои чувства без ущерба для других, социально доступным образом.

  Человек имеет ментальную (мысли), эмоциональную (чувства), физическую (тело) сферы.
  Самый «гармоничный» человек это ребенок, только он может находиться во всех этих сферах одновременно! Он учится, наблюдает (ментальная), переживает (эмоциональная)  и реагирует (физическая сфера). Он постоянно в движении и все это в одну единицу времени. Взрослее мы, то и дело находимся, то в одной, то в другой. Чаще, не более двух сферах одновременно. Например:  «иду и думаю, как быть дальше, не осознавая красоту природы», «слушаю, любимую, улыбаюсь и не понимаю, о чем говорит». Возможно «отрыв» от одной или двух сфер и есть причина того, что происходит в связи с этим. Возникновение психосоматических проблем со здоровьем, нарушение сна и пр. Мы разучились находиться  здесь и сейчас. Чаще всего мы в ментальной сфере («головастики») в ожидании (в будущем) или в памяти (в прошлом). Помните слова Ипполита из фильма «Ирония Судьбы»? « Мы перестали делать маленькие, большие глупости. ...». В настоящем (здесь и сейчас) находится только ТЕЛО!

  Не просто думаю сказано: «БУДЬТЕ КАК ДЕТИ» перефразирую на современный язык: будьте гармоничными.  Для этого важен  осознанный контакт с телом мыслями и чувствами.

Теперь о том, что же «ближе» к сфере эмоциональная, ментальная или физическая?(голова или тело)

Для примера возьмем многим известное, колесо эмоций Роберта Плутчика, оно начинается с восьми основных или базовых чувств: восторг, восхищение, ужас, изумление, горе, отвращение, гнев, настороженность.

Для того чтобы попытаться понять "эволюцию" эмоций и почему, как вариант пришли именно к  этим основным эмоциям,  я предлагаю рассмотреть этот вопрос через теорию Станислова Грофа и его взгляд на им предложенные базовые перинатальные матрицы (БПМ). Где рассматривается внутриутробное развитие плода. Как такого сознания еще нет, но описанные Грофом внутриутробные переживания, говорят о разных чувствах,  которые в дальнейшем подтверждаются в опытах с холотропным дыханием.

  Вывод напрашивается сам собой, в первую очередь окружающий мир  воспринимаются именно через ощущения. То есть через тело, через ощущения тела (физическую сферу).  Запомним этот факт,  существует прямая связь между эмоциями и телесными ощущениями. Условно можно сказать, что первые чувства оценочны «хорошо - плохо».

  Дальше идет рождение. Да,  нас не спрашивали, хотим ли,  мы родится на свет? По сути, мы живем, что бы жить, а для этого нам приходится выживать! Поэтому на следующем этапе  будет "включение" сознание (ментальной сферы) в жизненные процессы.  Это социальный вектор направления, «для выживания» и приобретения опыта: «ОТ...», «К...», «ПРОТИВ..». Где важны осознание, опыт, память,  воображение, мотивация. Благодаря этому формируются (образуются или осознаются) чувства (эмоции).

Получается  что -  то подобное: ОЩУЩЕНИЕ => ПЛОХО, ХОРОШО => ОТ… , К… , ПРОТИВ… => ГНЕВ, РАЗОЧАРОВАНИЕ, ИНТЕРЕС, ВОСТОРГ.

Дальше, можно предположить, что в процессе «деления», «сложения» и «уточнения» основных (базовых) эмоций. Другими словами благодаря взрослению (росту зрелости),  происходит восприятие различных оттенков базовых чувств или эмоций.

   Вильгельму Райху приписывают выражение: «человек любит и умеет врать, тело врать не умеет». Будучи учеником Фрейда, понимая выдвинутую им теорию о бессознательном,  он один из первых обратил внимание и обозначил на то что, не умение проживать свои чувства, приводит или образует «мышечный панцирь».

   Эмоции, это реакция на окружающий мир и следствие работы сознания. Но в первую очередь это энергия текущая своим путем в теле, вызывая напряжение разных групп мышц и это нужно просто помнить для полноценной, гармоничной жизни. 

Знакомство с чувствами (эмоциями)?

Вариант первый, через ментальную сферу, МЫСЛИ: знакомимся с эмоциями, «решаем» задачу и учимся. Это задание требует время и отсутствия спешки. Не обязательно выполнять задания сразу, есть возможность подумать или вспомнить ситуации, где вы испытывали, могли испытывать эти чувства (эмоции).

РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ВИНА, СТРАХ, ЗЛОСТЬ, ИНТЕРЕС – это основные чувства. Условно они обозначены 100%. Необходимо указать, насколько %  вы понимаете выражение оттеночных чувств по отношению к основному чувству?

СТРАХ 100% а БЕСПОКОЙСТВО? Больше, меньше? Цифры это условность.

Условие задачи: одной цифрой не может быть выражено обозначение чувств. ВОСТОРГ не равен ВОСХИЩЕНИЮ. Что-то может быть и больше, чем основная эмоция.  СТРАХ 100%,  а УЖАС?

ПРИМЕР:

ИНТЕРЕС 100%

Безразличие  - 10%

Зависть  70%

Изумление 30%

Любопытство 110%

Ожидание  10%

Озабоченность 30%

Отвращение -110%

Примечание: это субъективное мнение автора.

 

РАДОСТЬ

100%

ПЕЧАЛЬ

100%

ВИНА

100%

СТРАХ

100%

ЗЛОСТЬ

100%

ИНТЕРЕС

100%

возбуждение

 

апатия

 

жалость к себе

 

беспокойство

 

бешенство

 

безразличие

 

восторг

 

безразличие

 

неловкость

 

испуг

 

возмущение

 

брезгливость

 

восхищение

 

грусть

 

раскаяние

 

нерешительность

 

гнев

 

зависть

 

доверие

 

надежда

 

растерянность

 

обеспокоенность

 

недовольство

 

изумление

 

облегчение

 

одиночество

 

робость

 

озабоченность

 

ненависть

 

любопытство

 

подъем духа

 

отчаяние

 

смущение

 

опасение

 

нетерпение

 

ожидание

 

приподнятость

 

равнодушие

 

стеснение

 

отчаяние

 

обида

 

озабоченность

 

спокойствие

 

разочарование

 

стыд

 

паника

 

презрение

 

отвращение

 

тепло

 

скука

 

угрызение совести

 

сомнение

 

раздражение

 

равнодушие

 

уверенность

 

тоска

 

ущербность

 

тревога

 

сарказм

 

удивление

 

удовлетворенность

 

уныние

 

 

 

ужас

 

ярость

 

 

 

Это задание делает возможность понять, познакомится с чувствами через ментальную сферу (голову)

Вариант второй  НАБЛЮДЕНИЕ и ОЩУШЕНИЕ:

Отсутствие контакта с телом приводит к проблеме как понимать свои чувства?

Дневник чувств, который взят из работы в реабилитации с химический зависимостью. Особенность этой работы это взаимодействие ментальной, эмоциональной и физической сфере одновременно!

 

 

СИТУАЦИЯ

МЫСЛИ

ЧУВСТВА

РЕАКЦИЯ ТЕЛА

ВИД СО СТОРОНЫ

Конкретное событие способное в единицу времени вызвать субъективную реакцию (мысли, чувства)

Мысли относящиеся к этой конкретной ситуации.

Эмоциональная реакция на события или мысли, связанные с этой ситуацией. Три – четыре чувства, относящиеся к состоянию, ситуации и своим мыслям или потребностям.

Как в теле отражаются именно эти чувства? (дыхание, напряжение, расслабление в руках, груди, животе, в ногах)

Как я мог бы выглядеть, проживая эти чувства или погруженный в эти мысли, если бы была возможность взглянуть на себя со стороны? Прилагательное, какой я?

За завтраком зазвонил телефон.

«Кто это? что то случилось.»

Раздражение, страх, волнение.

Дыхание замерло на вдохе, сама замерла на мгновение (напряжение в мышцах живота).

Растерянная.

Попробуйте работать с этим инструментом несколько дней по 5-7 ситуаций в день.

После знакомства со своими эмоциями важно понимать, что с чувствами нужно правильно поступать. Не существуют неправильных эмоций, существует неверное их выражение! Все эти способы могут, переплетаться и быть взаимно дополняемыми.

Работа с чувствами.

  1. Проговаривать.

   Этот способ предлагает называть чувства, которые ты испытываешь в данный момент. Как это работает и что даёт этот инструмент? Негативные  чувства не исчезают, как хотелось бы, но теряют силу,  интенсивность! Если пытаясь объяснить этот эффект используя мифологическое, сказочное  мышление, можно сказать что,  как только ты знаешь истинное имя, ты становишься хозяином  над этим!

А в отношении позитивных эмоций наоборот, эти чувства усиливаются или скорее наполняют тело человека. «Я рад, что пришел на эту встречу, здорово тут с вами»

  Важно осознавать и выражать истинное чувство. Нужно понимать, что «плохие» или

«неправильные» чувства это то, чем нас в детстве «наградили», родительскими установками, так называемыми ракетными (запрещенными) чувствами. 

  Не « «Ну, блин опять!», а «меня расстроила новость о том, что нужно задерживаться на собрание после работы» или еще проще «обидно!».

  Еще один инструмент в проговаривании, можно отнести к способу коммуникации «Я — ТЫ послание».  Хочу сказать, что много есть информации по этому способу общаться.

Но, хочу сказать несколько слов об этом:

  1. Проговариваются чувства.
  2. Факт, который вызвал подобные чувства. Объективные, понятные обеим сторонам причины. (Разбросанные носки, не выполненное домашнее задание и пр.)
  3. Высказать свой вариант действий.

ПРИМЕР: «у меня чувства недоумения, обиды и злости, когда я вижу, что твои игрушки не убраны до сих пор. Я планировала сейчас почитать сказку, перед тем как пойдем спать».

Этот способ работает в отношении близких для тебя людей, что бы быть понятым. Между родителями и детьми, друзьями, супругами. Нет смысла высказывать свои чувства перед тем, кто тебе не важен. Хотя в сериале «интерны» был хороший пример обозначение своих границ именно этим способом работы с чувствами,  в сцене, где  Лобанов в лифте «знакомится» с психиатром. «Я потеряла интерес к этой беседе» сериал «Интерны»  сезон 2, серия 21.

 Чувства, можно не только высказать  но и выписать,  ведение дневника, сочинение стихов, письма близким.

2 . Проживать.

     Проще говоря, реагировать на эмоции, так как поступают дети.  Для взрослых все-таки нужно помнить про то, как социально адекватно уметь выражать свои чувства, не причиняя ущерба окружающим. Бежать когда страшно. Плакать когда обидно. Кается, и признавать свои ошибки, когда есть вина.

 В проживании я считаю, имеет место два момента. Первый вариант, когда чувства "на пороге", они еще не во мне, когда я могу предположить, чем закончится та или иная ситуация. Я выбираю, что хочу чувствовать контролирую процесс.

«В одной стране жил мудрец, который был всю жизнь счастливым и жизнерадостным и его никогда не видели грустным и печальным. Когда же он состарился и умирал, к нему пришёл один из учеников спросил его:
— Мы всю жизнь видели вас смеющимся, Учитель. Как вам удалось всю жизнь не грустить и печалиться?
Мудрец ответил ему так:
- Когда-то, когда я был, как и ты, молодым, я спросил у своего мастера об этом. Тогда было мне 17 лет, и я чувствовал себя несчастным, казалось, весь мир отвернулся от меня.
На что услышал такой ответ: «Мой друг! В молодости я, как и ты, был таким же печальным. И вдруг понял: «Это МОЙ выбор и это МОЯ жизнь!!!»
Просыпаясь с тех пор каждое утро, я спрашиваю сам себя:
«Что ты выбираешь печаль или радость сегодня?»
И, как-то так получается всегда, что Я ВЫБИРАЮ РАДОСТЬ!!!»

Для этого существует правило СТОП, берется пауза времени, «точка сборки» ментальной, эмоциональной и физической сферы в одно целое. Задаешь себе вопрос: Кто я? Что я сейчас чувствую? О чем я думаю? Какие чувства переживаю? Ведь только я принимаю решение, какое чувство «впускаю» в себя. Есть ситуации, когда я могу быть предупрежден привычками других или чужими стереотипами поведения.   Не впускать в себя негатив во время коммуникации, принцип амортизации «психологическое айкидо» Михаил Литвак. У кого есть проблемы в коммуникациях,  рекомендую ознакомиться.  Или техника профилактики. Например: каждое утро пятиминутка и если начальник не в духе возможны обидные фразы, сарказм с его стороны.

  Я это знаю, поэтому могу быть готовым. В моей власти впустить обиду, злость, раздражение и потом весь день самому злится  или «оставить» эти чувства на пороге своего тела и значит, не мучится с ними. Юмор вариант «засмеять» подобную ситуацию представить начальника в глупой обстановке с этими же текстом, словами, то что ты слышишь сейчас. Этот пример используется уже веками – в сказках, притчах, исторических фактах. Смех имеет сильнейшее воздействие на наше здоровье. Смехом мы можем, справляется с таким сильным чувствам как страх. «Улыбнись тому,  кто сидит в пруду» крошка Енот, помните? А ведь этой притче больше 7000 лет, она была впервые найдена в Ведах.

   Так же к профилактике можно отнести позитивное мышление, об этом часто, говорят, что надо  это развивать, а КАК?

  1. Ребёфинг метод НЛП, позволяющий изменить точку зрения на событие или предмет, как правило этому учат и применяют психологи. «Стакан пуст на половину или полон на половину».
  2. В фокусе внимания не следствие, а причина. В отношении «хама, грубияна» подумать какова его потребность, от каких чувств он так себя может вести?
  3. Честно и объективно посмотреть, в чем моя вина в сложившейся ситуации?
  4. Вынести урок из ситуации. Чему эта ситуация меня может научить?
  5. Взять «паузу времени», абстрагироватьсяот реальности.

   У тревожных людей, одним из способов профилактики проживания чувств является  выполнение ритуалов: молитва, медитация, наличие амулетов или оберегов.

Притча про судьбу

Однажды один великий японский полководец решил атаковать противника. Врагов было в десять раз больше, но он был действительно великим воином - и точно знал, как одержать победу. Его солдаты были храбры, но кое-кто сомневался в успехе, потому что десятикратное превосходство - это вам не шутки.
   Перед боем полководец остановился у одного храма и сказал своим людям: "бойцы! после того, как мы навестим святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл - мы победим, если решка - не будем вступать в битву, потому что тогда суждено проиграть. Сама судьба держит нас в своих руках, и ее могущество решит все".
  Они вошли в святыню и помолились. Выйдя, полководец бросил монетку. Выпал орёл.
В бою солдаты знали, что победят, поэтому их натиск был неудержим. Они рванулись в бой и бились настолько храбро, что одержали блистательную победу, навсегда оставшуюся в истории "никто не может изменить судьбу", - сказали солдаты своему полководцу после победы. "Конечно, нет" - ответил он. Думаю, что в этот момент на его лице была загадочная улыбка.
   Да и как же иначе? Ведь полководец - это тот, кто ведет за собой людей. Это тот, кто умеет побеждать, творя судьбу своими собственными руками.
Тот, кто всегда имеет в кармане монету с двумя орлами.

 Есть одно НО! Если амулетов слишком много или много демонстративного поведения в выполнении ритуалов, это скорее истерическое, вычурное поведение и к чувствам там, скорее всего искаженное отношение. Думаю,  тут лучше обратится к врачу. ;)

   Второй вариант, когда чувства уже в теле. Бывает ситуации, когда нет условий для выражения своих чувств напрямую. Например, в разных ролевых позициях: начальник – подчиненный, родитель – ребенок.

Играем в театр. Рассказывается история с вымышленными персонажами. В рассказе их отрицательного персонажа наделяют теми свойствами, которые вас раздражают. Заканчивая свой рассказ, вы проговариваете свои истинные чувства  «вымышленному» персонажу. Лучше если вы этот театр устроите в присутствии реального «раздражителя».

  Басни, притчи, метафоры в своей основе имеют тот же механизм и много чего еще. Как правило, эта работа с отсроченным сроком действия проживания своих чувств.

И последний вариант проживание, проекция. Как вы думаете, почему дети любят цирк? Да, именно там можно прожить огромное количество чувств. «Тот, кто в армии служил,  в цирке не смеется» поэтому смотрит бокс, бои без правил, когда накопилась злость.  Смотрит мелодраму, когда хочется пожалеть себя или поплакать или комедию когда хочется отвлечься и улыбнутся.

3. Телесно отреагировать.

   Телесное отреагирование «канализация» (от слова канал). Позволять снимать напряжение в своем теле. Это уже тот момент, когда какое-то время не осознавал свои чувства, то есть когда работала только голова. Пострелять с коллегами в страйкбол или в тире, на охоте когда накопилась злость, агрессия и есть потребность в «разрушении», уничтожении чего либо. Побить грушу или поиграть в хоккей.

  Другими словами это физический труд (колка дров), спорт, йога, медитация, танцы. Любой контакт с водой (душ, бассейн, баня), массаж, секс. Важно что бы эти способы были в удовольствие и без ущерба для  окружающих.

  Конечно это не все способы работы с чувствами. Основной принцип работы с ними, находится гармонии с телом, с мыслями и своими чувствами. Самореализация, уважение к себе, гордость, любовь к себе,  все это необходимо для этого! 



Просмотров: 610
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №4 "Чувства"
  • Нужно ли мне слушать свои чувства? Или же я не могу разрешать себе их проживать?
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Насколько я принимаю свои эмоции и чувства?
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Когда вы поняли, что ваши чувства уже угасли… Когда равнодушие партнера уже сделало свое...
  • Чувства всякие нужны, чувства разные важны
  • Не могу выражать свои чувства.
  • Когда с мужчиной не нужно говорить про чувства
  • Как «вытащить» себя из плохого настроения. Чувства, мысли, ситуации.
  • «Придите в чувства» - о том, как работает канал чувств
  • «Мне плевать на твои чувства! И я жила много лет без всяких чувств!» Случай из практики
  • Об опоре на себя, свои ощущения и чувства
  • Надо ли выражать свои чувства?
  • Надо ли женщине выражать свои чувства?
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • Для чего весь этот маскарад? Чувства истинные и ложные
  • Как быть собой и проявлять свои чувства.
  • Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия
  • Почему важно опираться на свои чувства?
  • О том, почему так важно переживать свои чувства
  • «Мои чувства не имеют значения». Почему мы стыдимся своих эмоций и держим все в себе
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Про чувства. Часть I. Без чувств.....



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь