"Папа может" - так называется проект Кирилла Будкевича. Главная цель проекта: «На собственном примере показывать важность активного папского участия в жизни детей.»
А что, собственно, может папа?
Может просто присутствовать, а может принимать активное участие в развитии, воспитании и даже обучении детей.
Ты про «деланье уроков»?
Нет, я глобально. Мои дети не ходят в детский сад, и я не планирую отдавать их в школу. Однажды мне довелось побывать на открытом занятии в саду. Воспитатель десять раз сказал «надо» и пятнадцать раз – «должен». Не ясно только, кто должен и кому все это надо.
То есть ты за домашнее обучение?
Не стоит путать: домашнее обучение показано детям с ограниченными возможностями. К ним педагог ходит на дом. Но есть еще обучение по индивидуальному плану, право на которое прописано в Кодексе об образовании РБ. Правда, право это не афишируется. Еще бы, индивидуально подходить к каждому ребенку – слишком невыгодно в нашей стране.
А как насчет социализации?
Не смешите меня, в школе дети учатся, а не общаются. Социализация мало зависит от школы, скорее от темперамента, воспитания, общительности родителей. В школе никогда не научат договариваться – а это один из главных навыков гармоничной жизни.
Так что же такое индивидуальное обучение?
Это когда для вашего ребенка разрабатывается индивидуальный план, по которому он, собственно, и занимается. В связке участвует ребенок, учитель и родитель. Причем родитель тут главное действующее лицо, а не «спихнул на школу, пусть там образовывают».
В идеале схема должна выглядеть так:
- родитель сообщает директору или заучу о намерении учить ребенка по индивидуальному плану;
- учитель совместно с родителем разрабатывает для ребенка индивидуальный план. Тут учитываются увлечение ребенка, его пожелания и, конечно, способности.
- ответственность за обучение ребенка несет родитель;
- ребенок ходит только на те уроки, которые ему интересны и нужны, и периодически сдает контрольные срезы по пройденному материалу
- аттестат по окончании школы он получает наравне с другими учениками
Если все так просто, почему так мало «свободных» учеников? Я лично не знаю ни одного
Просто только на словах. С одной стороны, право на индивидуальное обучение гарантировано Кодексом всем и каждому. С другой - минские школы, готовые ввязаться в эту авантюру, можно пересчитать по пальцам.
Есть, конечно, особые случаи: когда ребенок вынужден длительно жить за границей, активно занимается спортом или творчеством. Такому ученику легче пойдут навстречу. А для среднестатистических детей за право обучаться индивидуально придется повоевать.
Как ни крути, это лишняя нагрузка для педагога: писать дополнительные бумажки, придумывать тесты.
Но разве я не могу требовать индивидуальный план по закону?
Можешь, но что хорошего выйдет из такого требования? Ребенка банально завалят на тестировании. И на законных основаниях откажут в индивидуальном обучении, как неспособному так обучаться.
Хорошо, допустим, я нашла лояльного директора, составила индивидуальный план и решила взять ответственность за образование ребенка только на себя. Но разве мне не нужно для этого педагогическое образование?
Работа по индивидуальному плану не предполагает обучение всему по чуть-чуть, как принято у нас в школе. Такое обучение призвано развивать профессиональную ориентацию. Профориентация, кстати, начинается в три года. У всех разные способности и склонности, так как можно предъявлять ко всем одни и те же требования?
Мне претит наша система, когда есть «умный педагог» и «дурак ученик». Наша система образования вообще носит пенитенциарный характер, другими словами - уголовно-наказательный. Кого может воспитать такая система? Вопрос риторический.
Чтобы уделять достаточно внимания образованию ребенка по индивидуальному плану, мне нужно уйти с работы? Или нанимать репетитора?
А кто должен заниматься твоим ребенком, если не ты? В идеале, родитель должен иметь свободный график или свой бизнес.
При работе по индивидуальному плану у родителя есть несколько вариантов:
- заниматься с ребенком самостоятельно;
- организовываться в группы с единомышленниками. Например, группы по 5-6 человек. Каждый отвечает за определенную сферу.
- метод «погружения» также предполагает занятие в группе. Его особенность в том, что в течение неделе изучается только один предмет, но очень глубоко, всесторонне. Причем в группе собираются дети разного возраста: старшие объясняют младшим, делятся знаниями между собой.
Учитель тоже есть, но он скорее наблюдатель и координатор.
А как быть с дисциплиной? Хочу - хожу в школу. Хочу – не хожу. Допустим, родитель способен взять ответственность за обучение, но как быть с ребенком? В твоих рассказах речь идет о каком-то суперсознательном ребенке, замотивированном на знания, умеющим организовать свой день…
Я убежден, что если слушать интересы ребенка, идти за его увлечениями, то не придется никого принуждать и заставлять. Дети всегда охотно делают то, что их вдохновляет. Индивидуальный план – это возможность прислушаться к своему ребенку, услышать его, принять таким, какой он есть. В общем, это возможность вырастить самостоятельную личность, а не серую безвольную массу.
Уважаемые читатели!