|
Домашнее обучение: за и противАвтор статьи: Ольга Ткачук
В последнее время родители стали более критично относиться к процессу обучения их детей, чаще брать на себя ведущую роль в его организации. Это происходит как через активное участие и вмешательство в школьные дела ребенка, так и через полный или частичный отказ от школьного обучения и переход на домашнее образование (речь не идет от случаях, когда ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья). В соцсетях, на родительских форумах и интернет-площадках тема домашнего обучения в последнее время поднимается все чаще и чаще. Конечно, если бы школьное образование удовлетворяло все запросы и потребности детей и родителей, тема хоумскулинга (с англ. – обучение дома) не возникла бы. Но школьная система все-таки рассчитана больше на среднестатистического ребенка и не всегда гибко может подходить к индивидуальным проблемам, возникающим в процессе обучения. Да и, что тут таить, наша школа довольно медленно адаптируется к современным реалиям и не всегда готовит детей к нынешним требованиям социума. А все дети разные. Есть чувствительные, ранимые, творческие, трудно вступающие в контакт дети, которым действительно сложно адаптироваться к большому коллективу и требованиям учителей. Есть родители, которые успешно справляются с обучением своих детей различным наукам. Для них домашнее обучение может стать хорошим вариантом. В психологии нет однозначного мнения по поводу того, какая система образования лучше – школьная или домашняя. Как и везде, здесь есть как свои плюсы, так и минусы. Рассмотрим их более подробно. Плюсы домашнего обучения: - ребенок учится в своем темпе, режиме с учетом его темперамента, характера, интересов и увлечений в подходящей для его возраста форме. - поддерживается и развивается естественная внутренняя познавательная мотивация ребенка – он учится потому, что хочется узнавать новое, а не из-за отметок или похвалы. Что делается с удовольствием, то легче и надежнее усваивается. - нет домашних заданий, а есть качественная проработка материала в процессе усвоения. Соответственно остается больше свободного времени для другой активности, важной для ребенка (ведь школа – это не вся жизнь ребенка) - развивает самостоятельность, навыки планирования и целеполагания - происходит поддержка хороших детско-родительских отношений, контакта с ребенком, эмоциональной привязанности, что очень важно для полноценного формирования личности. Минусы домашнего обучения: - требуются достаточные волевые усилия и навыки планирования и целеполагания у ребенка; - требует больших затрат для родителей: времени, внимания, знаний по всем предметам школьной программы либо финансовых ресурсов в случае занятий с педагогами или в альтернативных системах образования. - это достаточно серьезное испытание для детско-родительских отношений. Быть все время с ребенком, оставаясь при этом спокойным и позитивным, под силу не всем родителям. Для этого взрослые должны обладать хорошей осознанностью и навыками заботится о себе, восполнять свои внутренние ресурсы. - возможные проблемы с социализацией. Школа – это модель общества. И ребенок в ней учится отстаивать свое мнение, общаться, видит разные модели поведения. Есть ли различия между детьми, которые обучаются в школе и дома? Основные проблемы и страхи родителей, выбирающих домашнее обучение, касаются 2-х вопросов – качество знаний и социализация ребенка. Однако здесь все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Если ребенок все время один на один с родителями в четырех стенах, его «охраняют» от всех жизненных трудностей и неприятных контактов, то конечно, у него будут проблемы с социализацией. Но если он имеет возможность посещать разнообразные секции и кружки, ездить в лагеря, играть в компании сверстников во дворе, общаться с различными взрослыми из круга общения семьи – этого более чем достаточно для того, чтобы научиться взаимодействовать с людьми, развивать лидерские качества и способность справляться с жизненными проблемами. Многие родители отмечают, что дети, находящиеся на домашнем обучении, более независимы от оценок, от чужого мнения, они более ориентированы на результат и более самостоятельны. Они умеют слушать себя, свои желания и потребности, им проще найти свой путь в жизни, они вырастают яркими индивидуальностями. Но в общении с такими детьми даже родителям сложнее приходится, чем с послушным ребенком, привыкшим жить в системе. Что касается качества знаний, то в нынешний век информационных технологий важнее научить ребенка не самим знаниям, а способам их добывания. Познакомить детей с образовательными ресурсами по различным предметам, создать разнообразную среду, стимулирующую познавательный интерес – это по плечу многим родителям. Кроме того, на рынке образовательных услуг существуют программы дополнительного образования, позволяющие ребенку успешно усваивать материал по школьным предметам вне школы и сильно облегчающие жизнь родителям хоумскулеров. Да и не секрет, что практически все учащиеся в старших классах школы дополнительно занимаются с репетиторами. Поэтому разницы в качестве знаний у школьников и хоумскулеров не будет. И однозначно утверждать, что взрослый человек, выросший без школьного коллектива, уступает по тем или иным параметрам тому, кто прошел школьный путь, нельзя. Как принимать решение о домашнем обучении?
Итак, в выборе типа обучения ребенка самое главное, чтобы у родителей были альтернативы, закрепленные на законодательном уровне, а решение о выборе формы обучения было принято осознанно, с учетом возможностей родителей (временных и финансовых) и индивидуальных особенностей и мнения ребенка в каждый конкретный момент времени. Вариант статьи в форме комментария опубликован в газете "Комсомольская правда в Беларуси" за 04.10.2017 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|