Домашнее обучение: за и против

Автор статьи: Ольга Ткачук

Домашнее обучение за и против

В последнее время родители стали более критично относиться к процессу обучения их детей, чаще брать на себя ведущую роль в его организации. Это происходит как через активное участие и вмешательство в школьные дела ребенка, так и через полный или частичный отказ от школьного обучения и переход на домашнее образование (речь не идет от случаях, когда ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья). В соцсетях, на родительских форумах и интернет-площадках тема домашнего обучения  в последнее время поднимается все чаще и чаще. 

Конечно, если бы школьное образование удовлетворяло все запросы и потребности детей и родителей, тема хоумскулинга (с англ. – обучение дома) не возникла бы. Но школьная система все-таки рассчитана больше на среднестатистического ребенка и не всегда гибко может подходить  к индивидуальным проблемам, возникающим в процессе обучения. Да и, что тут таить, наша школа довольно медленно адаптируется к современным реалиям  и не всегда готовит детей к нынешним требованиям социума. А все дети разные. Есть чувствительные, ранимые, творческие, трудно вступающие в контакт дети, которым действительно сложно адаптироваться к большому коллективу и требованиям учителей. Есть родители, которые успешно справляются с обучением своих детей различным наукам. Для них домашнее обучение может стать хорошим вариантом. 

В психологии нет однозначного мнения по поводу того, какая система образования лучше – школьная или домашняя. Как и везде, здесь есть как свои плюсы, так и минусы. Рассмотрим их более подробно.

 Плюсы домашнего обучения:


- ребенок учится в своем темпе, режиме с учетом его темперамента, характера, интересов и увлечений в подходящей для его возраста форме.

- поддерживается и развивается естественная внутренняя познавательная мотивация ребенка – он учится потому, что хочется узнавать новое, а не из-за отметок или похвалы. Что делается с удовольствием, то легче и надежнее усваивается.

- нет домашних заданий, а есть качественная проработка материала в процессе усвоения. Соответственно остается больше свободного времени для другой активности, важной для ребенка (ведь школа – это не вся жизнь ребенка)

- развивает самостоятельность, навыки планирования и целеполагания

- происходит поддержка хороших детско-родительских отношений, контакта с ребенком, эмоциональной привязанности, что очень важно для полноценного формирования личности.

Минусы домашнего обучения:


- требуются достаточные волевые усилия и навыки планирования и целеполагания у ребенка;

- требует больших затрат для родителей: времени, внимания, знаний по всем предметам школьной программы либо финансовых ресурсов в случае занятий с педагогами или в альтернативных системах образования.

- это достаточно серьезное испытание для детско-родительских отношений. Быть все время с ребенком, оставаясь при этом спокойным и позитивным, под силу не всем родителям. Для этого взрослые должны обладать хорошей осознанностью и навыками заботится о себе, восполнять свои внутренние ресурсы.   

- возможные проблемы с социализацией. Школа – это модель общества. И ребенок в ней учится отстаивать свое мнение, общаться, видит разные модели поведения.

Есть ли различия между детьми, которые обучаются в школе и дома?



Основные проблемы и страхи родителей, выбирающих домашнее обучение, касаются 2-х вопросов – качество знаний и социализация ребенка. Однако здесь все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Если ребенок все время один на один с родителями в четырех стенах, его «охраняют» от всех жизненных трудностей и неприятных контактов, то конечно, у него будут проблемы с социализацией. Но если он имеет возможность посещать разнообразные секции и кружки, ездить в лагеря, играть в компании сверстников во дворе, общаться с различными взрослыми из круга общения семьи – этого более чем достаточно для того, чтобы научиться взаимодействовать с людьми, развивать лидерские качества и способность справляться с жизненными проблемами.

Многие родители отмечают, что дети, находящиеся на домашнем обучении, более независимы от оценок, от чужого мнения, они более ориентированы на результат и более самостоятельны. Они умеют слушать себя, свои желания и потребности, им проще найти свой путь в жизни, они вырастают яркими индивидуальностями. Но в общении с такими детьми даже родителям сложнее приходится, чем с послушным ребенком, привыкшим жить в системе.

Что касается качества знаний, то в нынешний век информационных технологий важнее научить ребенка не самим знаниям, а способам их добывания. Познакомить детей с образовательными ресурсами по различным предметам, создать разнообразную среду, стимулирующую познавательный интерес – это по плечу многим родителям. Кроме того, на рынке образовательных услуг существуют программы дополнительного образования, позволяющие ребенку успешно усваивать материал по школьным предметам вне школы и сильно облегчающие жизнь родителям хоумскулеров. Да и не секрет, что практически все учащиеся в старших классах школы дополнительно занимаются с репетиторами. Поэтому разницы в качестве знаний у школьников и хоумскулеров не будет. И однозначно утверждать, что взрослый человек, выросший без школьного коллектива, уступает по тем или иным параметрам тому, кто прошел школьный путь, нельзя.

Как принимать решение о домашнем обучении?


Как и во всем, все плюсы и минусы относительны. И некоторые моменты для одних будут плюсами, а для других – минусами (например, постоянный контакт с ребенком одних родителей будет подпитывать, а других истощать). Каждый случай домашнего обучения индивидуален. Разнятся и мотивы, по которым родители выбирают этот путь. Иногда бывает, что родители за счет ребенка компенсируют свои детские травмы - «Мне было в школе плохо, значит и моему ребенку нечего там делать». Или используют это как способ стать одним из избранных, быть «в тренде», доказать свою родительскую состоятельность – «Я ничего не жалею для своего ребенка». Некоторые начальную школу проходят дома, закладывают основы знаний, умение учиться, а потом понимают, что ребенку уже готов «выйти» в социум, у него  возрастает потребность в общении со сверстниками, и «домашний» ребенок спокойно и с радостью  идет в средние классы школы. Важно быть гибкими и постоянно мониторить, пересматривать ситуацию развития ребенка

Итак, в выборе типа обучения ребенка самое главное, чтобы у родителей были альтернативы, закрепленные на законодательном уровне, а решение о выборе формы обучения было принято осознанно, с учетом возможностей родителей (временных и финансовых) и индивидуальных особенностей и мнения ребенка в каждый конкретный момент времени.

Вариант статьи в форме комментария опубликован в газете "Комсомольская правда в Беларуси" за 04.10.2017 



Просмотров: 697
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Выбор стиля единоборства для детей как система обучения, зависящая от ожиданий родителей
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Феномен Билли Айлиш. Синдром Туретта. Плюсы домашнего обучения.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • Как Помочь Первоклашке или « Подводные камни» школьного обучения для родителей.
  • 10 советов по организации обучения гиперактивных детей в школе
  • Как помочь ребенку во время дистанционного обучения
  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Один путь для всех - Круг обучения в НЛП.
  • Опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе Ярославля
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Вспомните того ребенка, которым был каждый из нас
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь