Обучение и психотерапия

Автор статьи: Ахметов Данир

Есть два типа умений:

1). Автономные.
Например, умение решать квадратные уравнения или умение метать топор.
Автономные они потому, что существуют достаточно независимо от жизненных контекстов человека.
Можно научиться метать топор, можно разучиться – это не особо повлияет на остальную жизнь, на отношения, на мышление, самочувствие и т.д. Немножко повлияет, но по сравнению со вторым типом умений – совсем немножко.

2). Системные
Это умения, которые вплетены во множество важных процессов в жизни человека. Умения определенным образом думать, воспринимать, действовать, строить отношения и т.д.
Каждое системное умение подобно детали двигателя летящего самолета. Ее нельзя просто так извлечь, заменить/изменить. Потому что, если полезть в двигатель летящего самолета и что-то оттуда выдернуть, то самолет начнет падать. И упадет.

Изменение способа думать/действовать/воспринимать может привести к неожиданным нежелательным изменениям. Например, научился справляться с апатией – возникла сильная тревога (выяснилось, что апатия была способом справиться с тревогой). Или научился быть смелым и преодолевать страх и выяснилось, что когда смелый – ты совсем дурак и творишь такое, что жизнь твоя рискует закончиться преждевременно.

В общем, потянешь в одном месте, что-то отвалится в другом.

Психотерапия – это работа в первую очередь с системными умениями. Именно поэтому она менее прямолинейна, ясна, проста, чем обучение автономным навыкам. Работа с системными навыками требует особых методов.

Итого, что я хотел сказать - что обучение (в привычном понимании этого слова) от психотерапии отличается тем, что работает с автономными умениями. А психотерапия – с системными.

Нельзя сказать, что психотерапия лучше, чем обучение. Но нужно понимать, где уместнее одно, а где другое. Где границы возможностей обучения, а где психотерапии.

Например, многие авторы тренингов (а тренинги — это обучение) этого не понимают и обещают результаты, которые нельзя получить с помощью обучения, без психотерапии.

С другой стороны, психотерапевты часто недооценивают возможности обучения и не умеют пользоваться этой опцией.



Просмотров: 322
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Страх общения - работа на 2 уровне или обучение навыкам
  • Психотерапия как обучение
  • Почему бизнес-обучение часто оказывается неэффективным и как можно изменить ситуацию.
  • Зачем мне психотерапия, если есть тренинги, которые обещают результат за 1-3 дня?
  • Обучение технологиям воздействия на собеседника (Онлайн-обучение)
  • Обучение расстановкам. Тревога мамы за жизнь ребенка.
  • Обучение коммуникативным навыкам
  • Обучение или жизнь?
  • Обучение настоятельно требует внимания!
  • «Когда я в гневе, хочу рвать и метать! Но, нельзя…»
  • Обучение расстановкам. Как по вашему, сколько стоит жизнь ребенка?
  • Уровни обучения, психотерапия и коучинг
  • Психотерапия - Искусство личных изменений. Результаты психотерапии.
  • Что лучше - школьное или домашнее обучение?
  • Страх, стресс и обучение.
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ЗАВИСИМОСТИ. Сравнение одномоментных методов лечения алкоголизма и психотерапии.
  • Про отношения (которые можно изменить, чтобы началась другая жизнь).
  • Нейропсихологическая диагностика и коррекционно-развивающее обучение. О сложном – просто.
  • Папа может: нестандартный взгляд отца на школьное обучение
  • Результаты психотерапии или то, что нельзя проверить
  • Обучение системным расстановкам. Что такое семейная система?
  • Что такое психотерапия? Концептуальные метафоры психотерапии
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Психотерапия: изменить жизнь или оставить все, как есть?
  • Обучение системным расстановкам. Что же делать, если вы не знаете предков, если человек был усыновлен?
  • Умение отстаивать свое мнение — одно из основных прав человека
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Избегать нельзя действовать? О феномене мнимой активности, которая помогает нам не решать проблемы
  • Гештальттерапия и обучение ей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь