Обучение коммуникативным навыкам


Коммуникативные навыки являются одними из самых важных в социальном контексте. Их нехватка увеличивает степень стресса, который клиент испытывает, а также может быть результатом психического расстройства, которое препятствует эффективно использовать социальные контакты.

Когнитивно-поведенческие программы формирования коммуникативных навыков эффективны для терапии как психологических проблем, так и грубой психопатологии.

Нехватка коммуникативных навыков (вербальных и невербальных) может быть самостоятельной проблемой, так и следствием других трудностей.

Обучение подразумевает:

  • Как говорить с другими людьми;
  • Как добиться успеха;
  • Как выразить любовь и интерес к другим людям;

Отдельным компонентам поведения сначала обучают в сценах с обратной связью, а затем эти навыки применяют в реальной жизни.

Используется широкий спектр когнитивных и поведенческих методов:

  • Терапевтические инструкции;
  • Процесс перехода от простых элементов поведения к более сложным;
  • Обучение по модели;
  • Ролевые игры;
  • Обратная связь;
  • Домашние задания;
  • Использование группы.

Рассмотрим каждый из методов более подробно.

1. Терапевтические инструкции. Так как речь идет об обучении терапевт занимает директивную позицию. Инструкции должны быть простыми и доступными для понимания. Их можно применять следующими способами:

Прямым указанием

    . Терапевт объясняет каждый шаг социальной коммуникации, демонстрирует его, а клиент повторяет.

Индивидуальным руководством (коучингом).

    Работа на конкретную задачу. Например, клиент испытывает трудности со знакомствами. Терапевт в этом случае подчеркнет важность социального взаимодействия – зрительного контакта, жестикуляции, мимики, позиции, тона, простых открытых вопросов и пр.

Подтверждением ценных, имеющих значение инструкций от группы, которые клиент тренирует самостоятельно

    . Например, супруги проигрывают ссору в семье, а терапевт периодически вмешивается, предлагая клиентам самостоятельно найти конструктивный способ решения ситуации. Терапевт  выделяет реакцию, которая наиболее оптимальна для коммуникации.
2. Процесс перехода от простых элементов поведения к более сложным. Учитывая сложности коммуникативного процесса, необходимо упростить  подготовку, иначе клиенты могут чувствовать себя в растерянности. Лучше практиковать одну простую реакцию, чем запустить несколько вариаций, которые включают коммуникативные ошибки. Важно начать с невербального выражения, зрительного контакта, улыбки, обратной связью, комплиментами и просьбой об одолжении.

Любой прогресс подкрепляется положительной обратной связью и повторяется несколько раз до полного его укоренения.

Если проводится комплексное обучение коммуникационным навыкам, целесообразно применять следующий процесс:

  • Невербальные навыки;
  • Обратная связь и похвала;
  • Активное внимание по отношению к партнеру;
  • Выражение сочувствия другим людям;
  • Выражение собственных чувств и эмоций;
  • Просьба об одолжении;
  • Ведение разговора;
  • Ассертивная настойчивость и отказ;
  • Негативный опрос (навык ассертивного реагирования на критику путем ее прояснения и уточнения);
  • Ассертивные переговоры;
  • Выражение гнева и ярости;
  • Предъявление и принятие критики;
  • Обучение в решении конфликтов;
  • Получение работы или участие в конкурсе.
3. Обучение по модели. Перед тем как клиенту будет предложено сыграть определенную ситуацию, кто-то ему ее демонстрирует и покажет как необходимо себя вести – это может быть терапевт или член группы.
4. Ролевые игры. Это наиболее важная часть обучения коммуникативным навыкам. Клиент в разных вариациях пробует себя в разных социальных ситуациях. Клиент ищет лучший способ поведения, затем получает обратную связь.

Важно, чтобы клиент исполнял не только свою роль, но и роль партнера, родителя, сотрудника и т.д., так как это позволит увидеть ситуацию глазами другого человека и понять, какое впечатление на других это производит.

5. Обратная связь. Терапевт и другие участники (если занятия происходят в группе) оценивают  выступления клиента. Чтобы обратная связь была полезной, терапевт должен оценить положительные моменты, которые он заметил, а затем конструктивно посоветовать, что можно улучшить. Целесообразно, чтобы положительные комментарии звучали во ремя выступления клиента. Со временем количество похвалы необходимо уменьшать.
6. Домашние задания. Если клиент не будет применять полученные навыки в реальной жизни, то обучение бесполезно. Для закрепления коммуникативных навыков клиенту предлагается тренироваться и вне рамок сессий, практиковать то, что было на сессиях. При выполнении домашних заданий делаются записи в виде сценариев на следующий сеанс.
7. Группы. Обучение социальным навыкам можно проводить индивидуально, но в групповом формате работа более насыщенная, эффективная и экономичная.

Во время группового сеанса каждый участник получает роль, другие члены группы ее комментируют, также практикуются собственные способности контролировать, слушать, прислушиваться, хвалить и делать полезные замечания. Обратная  связь становится хорошим инструментом.

==================================================================

По ссылкам можно ознакомиться также со статьями по разным аспектам обучения совладающему поведению:

Обучение стрессоустойчивости

Обучение снижению сензитивности

Обучение управлению самоповреждающими импульсами

Обучение управлению эмоциями

Обучение эмпатии

Обучение управлению гневом

С уважением, Алексей Мосин!

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 475
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дистанционное обучение. Обратная связь.
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Клиент и терапевт первая встреча
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • Страх общения - работа на 2 уровне или обучение навыкам
  • Терапевтические отношения: отношения терапевт - клиент.
  • Навыки общения. Обратная связь.
  • Обучение управлению самоповреждающими (аутодеструктивными) импульсами
  • Почему бизнес-обучение часто оказывается неэффективным и как можно изменить ситуацию.
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • Обучение технологиям воздействия на собеседника (Онлайн-обучение)
  • Обучение управлению эмоциями
  • Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.
  • Обучение управлению гневом: этапы, факторы
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Обратная связь вместо критики
  • Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Письмо № 4. Обратная связь – залог успеха
  • Обучение системным расстановкам. Что же делать, если вы не знаете предков, если человек был усыновлен?
  • Обратная связь
  • Обратная связь
  • Несколько мыслей про обучение
  • Папа может: нестандартный взгляд отца на школьное обучение
  • Обратная связь в конфликте
  • Обратная связь в помощь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь