|
Обучение коммуникативным навыкамАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
Когнитивно-поведенческие программы формирования коммуникативных навыков эффективны для терапии как психологических проблем, так и грубой психопатологии. Нехватка коммуникативных навыков (вербальных и невербальных) может быть самостоятельной проблемой, так и следствием других трудностей. Обучение подразумевает:
Отдельным компонентам поведения сначала обучают в сценах с обратной связью, а затем эти навыки применяют в реальной жизни. Используется широкий спектр когнитивных и поведенческих методов:
Рассмотрим каждый из методов более подробно. 1. Терапевтические инструкции. Так как речь идет об обучении терапевт занимает директивную позицию. Инструкции должны быть простыми и доступными для понимания. Их можно применять следующими способами: Прямым указанием
Индивидуальным руководством (коучингом).
Подтверждением ценных, имеющих значение инструкций от группы, которые клиент тренирует самостоятельно
2. Процесс перехода от простых элементов поведения к более сложным. Учитывая сложности коммуникативного процесса, необходимо упростить подготовку, иначе клиенты могут чувствовать себя в растерянности. Лучше практиковать одну простую реакцию, чем запустить несколько вариаций, которые включают коммуникативные ошибки. Важно начать с невербального выражения, зрительного контакта, улыбки, обратной связью, комплиментами и просьбой об одолжении. Любой прогресс подкрепляется положительной обратной связью и повторяется несколько раз до полного его укоренения. Если проводится комплексное обучение коммуникационным навыкам, целесообразно применять следующий процесс:
3. Обучение по модели. Перед тем как клиенту будет предложено сыграть определенную ситуацию, кто-то ему ее демонстрирует и покажет как необходимо себя вести – это может быть терапевт или член группы. 4. Ролевые игры. Это наиболее важная часть обучения коммуникативным навыкам. Клиент в разных вариациях пробует себя в разных социальных ситуациях. Клиент ищет лучший способ поведения, затем получает обратную связь. Важно, чтобы клиент исполнял не только свою роль, но и роль партнера, родителя, сотрудника и т.д., так как это позволит увидеть ситуацию глазами другого человека и понять, какое впечатление на других это производит. 5. Обратная связь. Терапевт и другие участники (если занятия происходят в группе) оценивают выступления клиента. Чтобы обратная связь была полезной, терапевт должен оценить положительные моменты, которые он заметил, а затем конструктивно посоветовать, что можно улучшить. Целесообразно, чтобы положительные комментарии звучали во ремя выступления клиента. Со временем количество похвалы необходимо уменьшать. 6. Домашние задания. Если клиент не будет применять полученные навыки в реальной жизни, то обучение бесполезно. Для закрепления коммуникативных навыков клиенту предлагается тренироваться и вне рамок сессий, практиковать то, что было на сессиях. При выполнении домашних заданий делаются записи в виде сценариев на следующий сеанс. 7. Группы. Обучение социальным навыкам можно проводить индивидуально, но в групповом формате работа более насыщенная, эффективная и экономичная. Во время группового сеанса каждый участник получает роль, другие члены группы ее комментируют, также практикуются собственные способности контролировать, слушать, прислушиваться, хвалить и делать полезные замечания. Обратная связь становится хорошим инструментом. ================================================================== По ссылкам можно ознакомиться также со статьями по разным аспектам обучения совладающему поведению: Обучение стрессоустойчивости Обучение снижению сензитивности Обучение управлению самоповреждающими импульсами Обучение управлению эмоциями Обучение эмпатии Обучение управлению гневом С уважением, Алексей Мосин! Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|