Обучение управлению самоповреждающими (аутодеструктивными) импульсами

Обучение управлению самодеструктивными импульсами является интервенцией, главная цель которой – снизить непроизвольное желание бурно реагировать.
Терапевт первоначально информирует клиента о цели и принципах обучения, а затем наглядно показывает, как это можно осуществить. Затем клиент осваивает навыки сначала в рамках индивидуальных сессий, потом переносит эти навыки в реальность, промежутки между сессиями.

Иными словами, можно выделить четыре фазы:

  • Исследование;
  • Контроль;
  • Обучение;
  • Практическое применение.
Обучение управлению самоповреждающими аутодеструктивными импульсами

Этап исследования
. Клиент совместно с терапевтом рассматривают модели импульсивных реакций клиента; обращают внимание на  возбудители и модифицирующие факторы.

Задача: важно научиться понимать как можно конкретней, что происходит во время импульсивных действий (на эмоциональном и когнитивном уровнях).

Наиболее типичные вопросы этого этапа:

- Какие ситуации у Вас обычно вызывают подобное поведение?
- О чем Вы в этот момент думаете?
- Как Вы себя чувствуете до, во время и после совершения импульсивных действий?
- Какие мысли приходят Вам в голову?
- Что Вы чувствуете в теле?
- В каких ситуациях Вам легче контролировать это поведение, а в каких труднее?

Суицидальные попытки, самоповреждение, уничтожение предметов и прочие деструктивные действия могут иметь различные мотивы:

    стремление наказать кого-то или самого себя;снизить сильное напряжение;искупить вину;отвлечь внимание от более угрожающей ситуации;привлечь внимание и пр.

Когда клиент осознает свою мотивацию, то становится легче контролировать свое поведение. Отображение конкретных событий помогает клиенту понять, как его импульсивные реакции связаны с внешними обстоятельствами и внутренними процессами. Для этого важно попросить подробно описать последнюю импульсивную реакцию, а затем совместно обсудить все ее компоненты.

Этап контроля. Клиент отслеживает и записывает свои импульсивные реакции на протяжении не менее двух недель по схеме: ситуация, мысли и чувства, факторы ей способствующие, возбудители, последствия (желательно оформлять в виде таблицы – так в последствие будет проще анализировать).

Эти записи обсуждаются с терапевтом на сессиях.

Задача: вычленить и составить перечень ситуативных триггеров и сопутствующих обстоятельств, список типичных когниций, последствий и модифицирующих факторов.

Этап обучения. Обучение ориентировано по двум этапам:
  • Вначале на устранение импульсивных реакций (подсчет реакций, описание обстоятельств, поиск альтернативных видов реагирования, контроль дыхания и мышечная релаксация, аутогенные тренировки). В тяжелых случаях возможна ступенчатая система – замена деструктивных моделей поведения менее деструктивными (например, порезы заменить царапаниями, а в последствии и их заменить на удары резинкой на запястье, а после и вовсе убрать).
  • Затем на систематическое отвлечение внимания, которое может быть как внутренним, так и внешним.

При внутреннем обучении клиент учится тому, что должен себе сказать в критической ситуации, тренирует мысли, несовместимые с импульсами («Эта ситуация какая-то смешная! Так я лучше посмеюсь, нежели снова буду себя резать!»).

При внешнем отвлечении внимания клиент пытается изменить обстоятельства, которые его волнуют. Например, в случае возникновения конфликта он выйдет из помещения, а не останется в нем накапливать аффект, с последующим разрешением.

Этап практического применения. Терапевт помогает клиенту применять полученные навыки и знания в жизнь. Для этого обсуждаются ситуации, где клиент попытался применить альтернативные формы реагирования, дается обратная связь, подкрепляются позитивные изменения.

Задача: систематически поддерживать клиента, пока он не будет в состоянии самостоятельно в достаточной степени контролировать свои импульсы.

================================================================

По ссылкам можно ознакомиться также со статьями по управлению гневом, обучении управлению эмоциям и эмпатии:

Обучение управлению эмоциями

Обучение эмпатии

Обучение управлению гневом

С уважением, Алексей Мосин!

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обучение управлению гневом: этапы, факторы
  • Обучение управлению эмоциями
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Почему бизнес-обучение часто оказывается неэффективным и как можно изменить ситуацию.
  • Эмоции под контроль (техника по управлению эмоциями)
  • Как женщины сначала делают из мужчин "подкаблучников", а затем страдают от этого
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Как контролировать свои деструктивные реакции?
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Как «вытащить» себя из плохого настроения. Чувства, мысли, ситуации.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • «Она же тепер моя жена - как её можно хотеть?» - одна из главных причин измен и как этого можно избежать
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Что вам принес клиент? Дракона или комара?
  • Как воплощать мечты? (Пособие по управлению реальностью)
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Пять стратегий по управлению эмоциями «для всей семьи»
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Когда клиент - не клиент
  • Клиент и терапевт первая встреча



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь