|
Обучение управлению самоповреждающими (аутодеструктивными) импульсамиАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
Обучение управлению самодеструктивными импульсами является интервенцией, главная цель которой – снизить непроизвольное желание бурно реагировать. Терапевт первоначально информирует клиента о цели и принципах обучения, а затем наглядно показывает, как это можно осуществить. Затем клиент осваивает навыки сначала в рамках индивидуальных сессий, потом переносит эти навыки в реальность, промежутки между сессиями. Иными словами, можно выделить четыре фазы:
Этап исследования. Клиент совместно с терапевтом рассматривают модели импульсивных реакций клиента; обращают внимание на возбудители и модифицирующие факторы. Задача: важно научиться понимать как можно конкретней, что происходит во время импульсивных действий (на эмоциональном и когнитивном уровнях). Наиболее типичные вопросы этого этапа: - Какие ситуации у Вас обычно вызывают подобное поведение? - О чем Вы в этот момент думаете? - Как Вы себя чувствуете до, во время и после совершения импульсивных действий? - Какие мысли приходят Вам в голову? - Что Вы чувствуете в теле? - В каких ситуациях Вам легче контролировать это поведение, а в каких труднее? Суицидальные попытки, самоповреждение, уничтожение предметов и прочие деструктивные действия могут иметь различные мотивы:
Когда клиент осознает свою мотивацию, то становится легче контролировать свое поведение. Отображение конкретных событий помогает клиенту понять, как его импульсивные реакции связаны с внешними обстоятельствами и внутренними процессами. Для этого важно попросить подробно описать последнюю импульсивную реакцию, а затем совместно обсудить все ее компоненты. Этап контроля. Клиент отслеживает и записывает свои импульсивные реакции на протяжении не менее двух недель по схеме: ситуация, мысли и чувства, факторы ей способствующие, возбудители, последствия (желательно оформлять в виде таблицы – так в последствие будет проще анализировать). Эти записи обсуждаются с терапевтом на сессиях. Задача: вычленить и составить перечень ситуативных триггеров и сопутствующих обстоятельств, список типичных когниций, последствий и модифицирующих факторов. Этап обучения. Обучение ориентировано по двум этапам:
При внутреннем обучении клиент учится тому, что должен себе сказать в критической ситуации, тренирует мысли, несовместимые с импульсами («Эта ситуация какая-то смешная! Так я лучше посмеюсь, нежели снова буду себя резать!»). При внешнем отвлечении внимания клиент пытается изменить обстоятельства, которые его волнуют. Например, в случае возникновения конфликта он выйдет из помещения, а не останется в нем накапливать аффект, с последующим разрешением. Этап практического применения. Терапевт помогает клиенту применять полученные навыки и знания в жизнь. Для этого обсуждаются ситуации, где клиент попытался применить альтернативные формы реагирования, дается обратная связь, подкрепляются позитивные изменения. Задача: систематически поддерживать клиента, пока он не будет в состоянии самостоятельно в достаточной степени контролировать свои импульсы. ================================================================ По ссылкам можно ознакомиться также со статьями по управлению гневом, обучении управлению эмоциям и эмпатии: Обучение управлению эмоциями Обучение эмпатии Обучение управлению гневом С уважением, Алексей Мосин! Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|