|
Обучение управлению эмоциямиАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
Эмоции – важная часть нашей жизни. Они организуют и мотивируют поведение, помогая преодолевать жизненные трудности и препятствия. Задача коррекции эмоциональной нестабильности является развитие навыков адекватного восприятия эмоций и направление их в русло самоподдержки. Лица с высокой эмоциональной лабильностью (эмоциональные качели) пытаются подавить свои эмоции, но усилия по подавлению приводят к тому, что эмоции выходят из-под контроля. Вместо адекватного реагирования на повседневные жизненные ситуации они чувствуют себя либо опустошенными (от подавления), либо взрываются от несущественного стимула, за что себя после обвиняют или ненавидят. Научиться управлять своими эмоциями сложно, но вполне возможно. Существует представление, что для управления своими эмоциями достаточно лишь изменить отношение к ним. На словах это звучит легко. Люди с эмоциональной лабильностью часто живут в том окружении, где другие люди умеют подчинять свои эмоции когнитивному контролю и не понимают тех, кто не умеет этого делать. Кроме всего этого, люди с эмоциональной лабильностью не хотят контролировать свою эмоциональность, так как признав тот факт, что их нужно контролировать, они автоматически должны признать наличие проблемы, а «умные» защитные механизмы не позволяют это сделать. Первое, чему необходимо учиться – испытывать и адекватно сообщать о своем эмоциональном состоянии. Для этого есть замечательный инструмент – «Я-высказывания». Стресс для эмоционально лабильных клиентов провоцируется не только первичными эмоциями – страхом, гневом, агрессией и пр, но и вторичными, возникающими в ответ на первичные – стыд, гнев, беспокойство за свою эмоциональную необузданность. Первичные эмоции носят адаптативный характер, хотя могут быть интенсивны и резки. И для того, чтобы «остудить» вторичные эмоции, необходимо сосредоточить свое внимание на первичных, быть к ним более терпимыми и понимать их смысл. Здесь очень важным оказывается полное осознавание клиентом своих эмоциональных реакций.
Этап 1. Необходимо оценить основные навыки по управлению эмоциями, которые есть у клиента, а также те навыки, которые с ними связаны – осознание своих эмоций, умение их обозначить, умение сосредотачиваться на их проживании. Этап 2. Создание плана коррекции эмоциональной лабильности, подбор методик, техник и упражнений в зависимости от «провисающих» аспектов и навыков, которые были диагностированы на первом этапе. Само обучение (реализация плана) может проходить как в рамках индивидуального консультирования, так и в групповом формате (в виде тренинга). В групповом формате обучение проходит лучше, так как можно отследить эмоциональную реакцию и получить обратную связь от других членов группы. Этап 3. Ролевые игры и тренировка отдельных эмоциональных навыков, таких как выявление и обозначение эмоций, разъяснение контекста, в котором они возникают, осмысление соматических реакций (дыхание, напряжение мышц, позы, мимика и пр.) и поведения, которые их сопровождают. Этап 4. Воздействие сильных эмоций с помощью игровой сцены или представлением воздействующей ситуации. Клиент учится как можно глубже испытывать это состояние, отмечая, что с ним происходит и как изменить эти эмоции. Далее он учится адекватно их формулировать. Эмоциональную лабильность можно контролировать наблюдением за событиями, которые вызывают эмоциональное состояние или снижением своей чувствительности по отношению к ним. Изменение обстоятельств в этом случае также может оказаться эффективным. На лабильность может влиять гармонизация образа жизни: регулярный и стабильный сон, питание, занятия спортом, ритмичность жизни, избегание чрезмерной нагрузки и вредных привычек. Также на снижение лабильности хорошо работает приятная деятельность. Также важно сосредотачивать внимание клиента на проживании положительных эмоций и физических реакций, их сопровождающих. Обучение эмпатии Обучение управлению гневом Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|