3. Восстановление эмоциональной сферы – как первичный этап психотерапии зависимостей.

Эмоциональная разрушенность – постоянный спутник химических зависимостей. А так как эмоции тесно связаны с мотивацией, предпочтениями, выборами, организованным поведением, то из этого явно следует, что реабилитация не начнется без восстановления аффективной сферы души.

Не будем останавливаться на рассмотрении сущности человеческих эмоций, это можно осуществить самостоятельно, посмотрев курс общей психологии. Отметим лишь самое важное с точки зрения психотерапевтического процесса.

Известно, что эмоция, не проявляемая вовне, угасает быстрее, но оставляет в нервной системе остаточное напряжение. Избыток энергии, реализуясь через эндокринную систему (систему регуляции деятельности внутренних органов), вызывает изменения во внутренних органах (боли и психосоматические заболевания). Поэтому проживание, выражение и осознавание эмоций является принципиально важным в психотерапии. Однако, при известной «эмоциональной замороженности» зависимого человека, доступ к его переживаниям затруднен и нарушен или имеет место «эмоциональная каша».

Провокационный метод позволяет проявляться чувствам без участия воли реабилитанта, но с обязательным переживанием, отреагированием и когнитивным наполнением эмоциональной энергии.

Провокация эмоций осуществляется в ситуации неожиданности и непредсказуемости. Например, реабилитанту предлагается рассказать о насущных его проблемах. И когда он начинает говорить, психолог – провокатор уясняет позицию говорящего (например, жертвы) и параллельно монологу начинает передразнивать реабилитанта, показывая голосом и мимикой жертву, свернувшись в клубок на стуле, изображая «умирающего лебедя». Действуя по ситуации, можно довести её до абсурда, переведя на смех слова провоцируемого, ожидая его реакции. Как правило, там она всегда появляется. И тогда можно «включить» экспрессивного  преследователя и, к примеру, погоняться по комнате за реабилитантом, произнося в шутливой форме стереотипные фразочки агрессоров (типа: «дайте мне его крови!!!» «хочу её задушить любовью!!!» и т.п.). Можно подключить группу и организовать погоню за жертвами, а потом «превратить» жертв в агрессоров и запустить обратную погоню. Когда все просмеются, отдышатся и усядутся, очень хорошо продолжить обсуждением данной ситуации и последующим осознаванием своих реакций. Как правило, находится несколько тем для дальнейшего хода терапии эмоциональной сферы.

Иногда я привожу какие-нибудь анекдоты или хохмы про жертву, типа:

 У памятника жертвам аллергии каждый день появлялись свежие цветы!..

Здорово, если спровоцированный реабилитант в итоге посмеётся над собой или даже позлится на меня или кого-то из участников психотерапевтической группы. Это значит, что спровоцированная эмоция отреагировалась и сознание готово к когнитивному наполнению, т.е. к осознаванию пережитого чувства.

Психологу-провокатору очень важно понимать нормы провокационного воздействия и добиваться их соблюдения. Нормы следующие:

  1. По-возможности быстрое и четкое уяснение направления намечаемой провокации;
  2. Использование эффекта неожиданности и выбор наиболее удачного момента для провокации;
  3. Сопровождение реабилитанта в прохождении им через оптимально возможную палитру эмоций, придерживаясь разумной меры собственной экспрессии;
  4. Доведение ситуации до абсурда и деролизации (снятие ролей) в юмористической форме;
  5. Обязательное обсуждение процесса по его завершении и раскрытие механизма терапии.  

 

Следует отметить, что любая терапевтическая провокация – это зачастую интуитивная работа. Невозможно успеть реализовать метод провокации, взвешивая идеи и гипотезы. Поэтому, нормы провокационного процесса психологу нужно уяснить максимально глубоко, чтобы они выполнялись автоматически. 

Надеюсь, мозгов у вас хватит, чтобы это уяснить и не пробовать провоцировать клиентов по чём зря?!

Провокативненько?:)

 

Таким образом, спровоцированные эмоции в условиях группы, трансформируются и разряжаются, возвращая душе необходимый порядок.



Просмотров: 470
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Важность эмоций для процесса психотерапии
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Психолог – это зло, или как найти выход из безвыходной ситуации. Часть 1
  • Психолог – это зло, или как найти выход из безвыходной ситуации. Часть 2
  • Чувства - это не факт. Что делать с эмоциональной зависимостью?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Шаги к избавлению от эмоциональной зависимости. Как перестать сканировать его лицо?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Об эмоциональной зависимости или Можно ли выбрать из двух зол?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Девочкам можно плакать. Но всегда ли это то, что нужно?
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Чужих пап не бывает или как рассказать ребёнку, что его воспитывает неродной папа.
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • "Как его забыть?" Как пережить расставание и справиться с эмоциональной болью.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь