3. Восстановление эмоциональной сферы – как первичный этап психотерапии зависимостей.

Эмоциональная разрушенность – постоянный спутник химических зависимостей. А так как эмоции тесно связаны с мотивацией, предпочтениями, выборами, организованным поведением, то из этого явно следует, что реабилитация не начнется без восстановления аффективной сферы души.

Не будем останавливаться на рассмотрении сущности человеческих эмоций, это можно осуществить самостоятельно, посмотрев курс общей психологии. Отметим лишь самое важное с точки зрения психотерапевтического процесса.

Известно, что эмоция, не проявляемая вовне, угасает быстрее, но оставляет в нервной системе остаточное напряжение. Избыток энергии, реализуясь через эндокринную систему (систему регуляции деятельности внутренних органов), вызывает изменения во внутренних органах (боли и психосоматические заболевания). Поэтому проживание, выражение и осознавание эмоций является принципиально важным в психотерапии. Однако, при известной «эмоциональной замороженности» зависимого человека, доступ к его переживаниям затруднен и нарушен или имеет место «эмоциональная каша».

Провокационный метод позволяет проявляться чувствам без участия воли реабилитанта, но с обязательным переживанием, отреагированием и когнитивным наполнением эмоциональной энергии.

Провокация эмоций осуществляется в ситуации неожиданности и непредсказуемости. Например, реабилитанту предлагается рассказать о насущных его проблемах. И когда он начинает говорить, психолог – провокатор уясняет позицию говорящего (например, жертвы) и параллельно монологу начинает передразнивать реабилитанта, показывая голосом и мимикой жертву, свернувшись в клубок на стуле, изображая «умирающего лебедя». Действуя по ситуации, можно довести её до абсурда, переведя на смех слова провоцируемого, ожидая его реакции. Как правило, там она всегда появляется. И тогда можно «включить» экспрессивного  преследователя и, к примеру, погоняться по комнате за реабилитантом, произнося в шутливой форме стереотипные фразочки агрессоров (типа: «дайте мне его крови!!!» «хочу её задушить любовью!!!» и т.п.). Можно подключить группу и организовать погоню за жертвами, а потом «превратить» жертв в агрессоров и запустить обратную погоню. Когда все просмеются, отдышатся и усядутся, очень хорошо продолжить обсуждением данной ситуации и последующим осознаванием своих реакций. Как правило, находится несколько тем для дальнейшего хода терапии эмоциональной сферы.

Иногда я привожу какие-нибудь анекдоты или хохмы про жертву, типа:

 У памятника жертвам аллергии каждый день появлялись свежие цветы!..

Здорово, если спровоцированный реабилитант в итоге посмеётся над собой или даже позлится на меня или кого-то из участников психотерапевтической группы. Это значит, что спровоцированная эмоция отреагировалась и сознание готово к когнитивному наполнению, т.е. к осознаванию пережитого чувства.

Психологу-провокатору очень важно понимать нормы провокационного воздействия и добиваться их соблюдения. Нормы следующие:

  1. По-возможности быстрое и четкое уяснение направления намечаемой провокации;
  2. Использование эффекта неожиданности и выбор наиболее удачного момента для провокации;
  3. Сопровождение реабилитанта в прохождении им через оптимально возможную палитру эмоций, придерживаясь разумной меры собственной экспрессии;
  4. Доведение ситуации до абсурда и деролизации (снятие ролей) в юмористической форме;
  5. Обязательное обсуждение процесса по его завершении и раскрытие механизма терапии.  

 

Следует отметить, что любая терапевтическая провокация – это зачастую интуитивная работа. Невозможно успеть реализовать метод провокации, взвешивая идеи и гипотезы. Поэтому, нормы провокационного процесса психологу нужно уяснить максимально глубоко, чтобы они выполнялись автоматически. 

Надеюсь, мозгов у вас хватит, чтобы это уяснить и не пробовать провоцировать клиентов по чём зря?!

Провокативненько?:)

 

Таким образом, спровоцированные эмоции в условиях группы, трансформируются и разряжаются, возвращая душе необходимый порядок.



Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Важность эмоций для процесса психотерапии
  • Связь эмоциональной сферы и успешности
  • Развитие эмоциональной сферы детей
  • Развитие эмоциональной сферы дошкольников
  • Развитие эмоциональной сферы в пренатальном периоде
  • Особенности эмоциональной сферы и самоактуализации у лиц с алекситимией
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы подростков
  • Мульттерапия. Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка.
  • Диагностика эмоциональной сферы детей и взрослых по рисунку
  • Часть III. Особенности эмоциональной сферы в раннем детстве.
  • Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов.
  • Особенности эмоциональной сферы в среднем детстве. Часть IV.
  • Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. Часть V.
  • Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи.
  • Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
  • Опыт принятия. Психокоррекция детей с особенностями поведения и эмоциональной сферы.
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Можно ли говорить о треугольнике Карпмана в ситуации насилия (абьюза) в семье?
  • Об эмоциональной зависимости или Можно ли выбрать из двух зол?
  • Как быть в хорошей эмоциональной форме?
  • Эмоциональная гигиена. Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 1 - подавлять эмоции
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Выражение запертых эмоций через движение. 2 Практики.
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 2 - скрывать токсичные эмоции за маской «у меня все хорошо»
  • Когда можно и нужно идти к психологу
  • 3 типа эмоциональной депривации
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • ПА - через призму ТЕНИ, причинно-следственные связи процесса психотерапии
  • Что есть эмоция? Карта эмоций



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь