Часть III. Особенности эмоциональной сферы в раннем детстве.

Оригинал статьи будет выложен на странице: https://www.facebook.com/profdiag/

На этот раз я хочу затронуть тему развития эмоций в раннем детстве, охватывающим период с 2-х до 6-ти лет. Ведущим видом деятельности для данного возраста является игровая деятельность. В этот период дети усваивают социальный опыт (насколько он может быть социальным в данном случае), нормы и правила социального и общественного поведения. Изначально подражательный характер игровой деятельности ребенка со временем становится более социально направленным, т.е. ребенок пробует себя в различных видах деятельности, принимая на себя ту или иную социальную роль. Предлагаю рассмотреть, каким же образом развиваются эмоции в этот период жизни ребенка.

В период дошкольного детства эмоции ребенка, такие как удивление, любопытство и общая любознательность, называются познавательными. Т.е. они активизируют познавательные процессы ребенка при его столкновении с необычными и неординарными событиями и явлениями. Эти эмоции (или эмоциональные состояния) помогают ребенку определить свое отношение (нравится - не нравится) к различным событиям в его жизни.

Период раннего детства называют возрастом аффективности, т.е. возрастом нестойких, кратковременных, но все-таки бурных и ярких эмоциональных состояний, быстро сменяющих друг друга. Все мы знаем, что стоит показать напуганному или расстроенному ребенку яркую и необычную игрушку, он тут же ею заинтересуется и забудет о своих печалях. Также, в этом возрасте сохраняется «эмоциональная заражаемость», о которой я упоминал в прошлой заметке, когда ребенок легко улавливает эмоции окружающих его детей и взрослых.

Детей в возрасте 3-х лет очень легко увлечь или переключить на нужную нам деятельность одной простой фразой «А что это там такое? Пойдем скорее, посмотрим!». Однако удержать интерес детей этого возраста к одному делу очень трудно. А происходит это из-за того, что в 3-х летнем возрасте ребенок действует под влиянием возникающих у него желаний, потребностей и чувств в режиме «здесь и сейчас». При всем при этом, хоть эмоции и кратковременны, и неустойчивы, они являются истинными и очень сильными, оттого ребенок выражает их всеми доступными ему средствами – топание ногами, вскидывания рук, счастливое «юлюлюкание» и тд. Соответственно, ребенок не способен соотносить свое поведение с социальными требованиями общества.

Жизненный опыт ребенка 3-х лет очень мал, поэтому он может не понимать смысл происходящих событий и отреагировать на что-либо не совсем адекватно (с т.з. взрослого человека), например, испугаться красивой бабочки или рассмеяться, увидев монстра на картинке. По мере развития умственных способностей у ребенка развивается и эмоциональное понимание событий и явлений, постепенно накапливая знания о мире. Нельзя забывать, что для полноценного развития, ребенку должны быть доступны все виды эмоций – радость, страх, сострадание, вина и тд.

К концу 3-го года жизни у ребенка накапливается относительно большой багаж эмоционального опыта за счет того, что эмоции вызываются не только тем, что он субъективно расценивает как «хорошо или плохо», но и тем, насколько хорошо ребенок справляется с предъявляемыми ему требованиями общества.

Начиная с 4-х лет, ребенок может различать внешние проявления эмоций и эмоциональных состояний другого человека. В пятилетнем возрасте начинает ярко проявляться эмпатия (способность эмоционально отзываться на переживания других людей), ребенок способен воспринять переживания других людей и выделить простейшую причинно-следственную связь. К 6 годам ребенок уже умеет распознавать негативные эмоции.

Ближе к завершению дошкольного возраста начинают формироваться «высшие чувства» (эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию (По А.А. Реан, 2015)). Особенную эмоциональную значимость для ребенка приобретает климат в семье – он искренне радуется, если родители делают что-то вместе с ребенком, и искренне огорчается в случае ссор. Эмоции в этот период все еще носят неустойчивый характер.

Чувство ревности, которое может возникнуть у дошкольника, может выражаться демонстративно-негативными эмоциями, регрессом (возвратом на раннюю стадию развития) – сосание пальца, капризы, страхи, или психосоматически (проявления психологического дискомфорта на уровне физиологии) – аллергия, проблемы с ЖКТ или повышение температуры.

К концу дошкольного возраста укрепляются чувство гордости и самоуважения, за счет чего развивается адекватная самооценка.

К новообразованиям конца дошкольного возраста можно отнести интеллектуальные чувства – чувства удивления и любознательности, отражающие эмоциональное отношение ребенка к новым событиям и явлениям, открывающимся перед ним с каждым новым днем.

Также, ярко видны чувства, связанные с успехом или неуспехом в какой-либо деятельности – праксические чувства. Интересно, что успешная деятельность может вызвать у ребенка положительные, но не очень яркие эмоции, а неуспешная деятельность, наоборот, вызывает бурю резко проявляемых эмоций.

И на этом моменте я хотел бы остановиться, т.к. мы вплотную подошли к периоду среднего детства или младшего школьного возраста.

В завершение хочу отметить еще раз, что для адекватного эмоционального развития ребенка ему необходимо позволять взаимодействовать как с положительными, так и с отрицательными эмоциями, ни в коем случае не ограждая его от негативных переживаний, иначе уже в подростковом возрасте он не сможет противостоять сильным аффектам и стрессам (из разряда «жизнь меня к такому не готовила»).

Часть III Особенности эмоциональной сферы в раннем детстве



Просмотров: 525
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Чувства и эмоции ребенка
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Стратегия безопасности ребенка дошкольного возраста
  • Мои эмоции (занятие для детей младшего школьного возраста)
  • Нормативные стрессы семьи ребенка дошкольного возраста
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Эмоции в жизни ребенка
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Негативные эмоции ребенка
  • Капризы ребенка в раннем возрасте. Что делать?
  • Влияние телевидения на эмоции и поведение ребенка
  • Учим ребенка правильно выражать негативные эмоции
  • Ребенок и негативные эмоции
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Психологическая коррекция эмоционального состояния детей дошкольного возраста
  • Причины кризисных явлений в семье в период появления ребенка. Рекомендации по преодолению кризиса.
  • Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь