|
Умение отстаивать свое мнение — одно из основных прав человекаАвтор статьи: Бекежанова Ботагоз Искракызы
На умении каждого человека пользоваться своими правами строятся равные отношения с окружающими, к которым относятся -взаимное доверие, сострадание, теплота, близость, Любовь, уверенность в себе. Без уверенности доверие превращается в подозрительность, сострадание в равнодушие , теплота и близость и вовсе отсутствуют . Только каждый человек несет Ответственность за самого себя и за собственное благополучие. Предлагаю рассмотреть пошагово главное право- Быть единственным судьей самому себе, из которого вытекают и все последующие: Шаг Первый Право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя. Чем более слабохарактерен и безволен человек , тем больше вероятность того, что он отказывает в данном праве как себе, так и другим. Почему же так происходит? Почему ,на первый взгляд простое утверждение — каждый имеет право быть судьей самому себе — может вызывать затруднение ? Скорее всего затруднение может быть в том, что не каждый научен брать всю ответственность за свое существование на себя и не пытается переложить ее на других людей. Как же формируется понятие о том , что ты должен вести себя «должным образом» ,чтобы соответствовать чужим представлениям и мнениям о тебе? Ответ прост - Мы берем за основу те представления, которые нам привили в детстве. Если ребенок мало получал возможности проявлять себя свободно и без страха быть наказанным в исследовании себя и окружающего мира и вырастал неуверенным в себе и зависимым от авторитетов, то и во взрослой жизни он будет продолжать пользоваться ими при общении с другими людьми. Шаг Второй: Право не оправдываться и не извиняться за свое поведение. Если человек уверен в себе , то ему не нужно каждый раз объяснять свое поведение другим, чтобы услышать от них - правильно ли оно, или нет. Конечно, люди имеют право высказать свое мнение о том, что им не нравится или нравится в ваших действиях и поступках.. Но…. Вы же, в свою очередь, имеете право проигнорировать их замечания, остаться при своем мнении , найти компромисс, или, с вниманием отнестись к их пожеланиям и полностью изменить свое поведение, если эти изменения вам самому привлекательны. Формирование зависимости от мнения других людей лежит в основе детского ошибочного представления, что вы должны и обязаны объяснять свое каждое поведение своим родителям и уже во взрослой жизни , должны оправдываться за свои поступки перед другими людьми. Шаг Третий: Право решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие проблемы (родных, близких и знакомых). Каждый человек полностью отвечает только за свое благополучие, счастье и успех в жизни. Как бы мы ни желали добра другому, у нас нет возможности нести благополучие или счастье кому-то еще. Мы можем иногда делать приятное кому-то, исполнять его пожелания, но тем не менее только сам человек должен пройти свой путь, в котором , рядом с достижениями есть место и трудностям и боли и каким то поражениям и строить свою жизнь так, чтобы уметь вынести уроки из своих ошибок и благодаря полученному опыту оставаться здоровым и счастливым. Каждый должен сам решать свои проблемы и научиться справляться с ними. Если человек продолжает нести Ответственность за других и отвечает не только за себя, то другие люди- младшие ( иногда старшие) братья, сестры, вполне еще здоровые родители ,мужья или жены дальние и близкие родственники ,друзья, коллеги с большим удовольствием пользуются этим и нагружают еще больше своими проблемами. Такая манипуляция основана на детском представлении о неких предписаниях, необходимых для управления вашей жизнью другими, более авторитетными людьми ,при этом , вы должны пожертвовать своими личными ценностями чтобы поддерживать эту систему и не дать ей разрушиться. Шаг Четвёртый: Право передумать, изменить свое мнение. Все мы — люди, и нам свойственно меняться. Передумывать, выбирать то, что в наших интересах на данный момент жизни лучше ,в зависимости от условий ,новых обстоятельств и времени – наше неотъемлемое право . Иногда наш выбор, в зависимости от условий и ситуации работает на нас, в другой — против нас. Чтобы успешно добиваться своего благополучия и счастья, мы должны понимать, что перемена мнения — это нормальная и здоровая позиция. Но…., если вы передумали, другие люди могут показать свое возмущение и сопротивляться вашему новому выбору. Такая манипуляция, основана на следующем детском представлении: что вы не имеете право передумывать после того, как вы уже приняли решение , которое уже озвучили другим . Если человек изменил свое мнение, значит что-то пошло не так, как представлялось и такие непредвиденные ситуации называются форс-мажором. Но… от вас все равно требуют оправданий или признания себя виновным за это изменение планов. Такое отношение приводит к формированию ошибочного убеждения что, если я меняю свое первоначальное решение , значит являюсь безответственным человеком и тем самым стану виновным в создании проблем другим. Значит, для меня всегда важно думать о том, чтобы было хорошо другим, и при этом игнорировать свои собственные обстоятельства ,которые возникли в моей жизни. Шаг Пятый: Право делать ошибки и отвечать за них. Ошибаться — неотъемлемая часть человеческой жизни. Реальность ее и состоит в том, что мы допускаем ошибки , но и отвечаем за них сами же. Ошибки — это наше право действовать, пробовать ,рисковать, и при этом бесценная возможность получить необходимый опыт из всего . В противном случае, человек считает что ошибки -это «зло», и мы «не должны» их совершать, а если допустили , надо искупить «правильным» поведением, а это значит ,что такое ошибочное убеждение делает его объектом для манипулирования другими , которые напоминая человеку прошлые ошибки, управляют его последующим поведением. Детское представление, на котором строится эта манипуляция, таково: Вы не должны совершать ошибок. Ошибки — это зло, которое создает неприятности другим людям. Если вы совершаете ошибки, вы должны чувствовать свою вину. Вы не умеете вести себя должным образом и принимать достойные решения. Чтобы вы не могли вызвать новых проблем, ваше поведение и решения должны контролироваться другими людьми. Только таким образом вы можете избежать то зло, которое вы им причинили. Шаг Шестой: Право сказать: «Я не знаю ». Человек имеет право сказать «не знаю», — если не знает ответа на вопрос. Еще до того, как начать что-то делать, невозможно предвидеть , какими могут быть все последствия действий, а этого всегда очень хочется людям, манипулирующим вами. Они считают, что вы должны предвидеть все последствия своих решений. Манипуляции строятся на основе следующего неверного убеждения: у вас должны быть ответы на любые вопросы о возможных последствиях ваших действий, ну а если у вас нет ответов, значит, вы обязательно создадите проблемы другим людям, и тогда вы виноваты во всем один и вас надо опять же контролировать. Манипулирование, основанное на полученном в детстве убеждении, что вы должны знать ответы на любые возможные вопросы, может быть преподнесено очень деликатно. Его обычно можно узнать по таким вопросам как «Что бы произошло, если... ? Как ты думаешь... ? Как бы ты себя чувствовал, если... ?» Имея дело с такой манипуляцией, вам не нужно знать, что «могло бы случиться, если... » Никто не может знать всего и любого последствия своего собственного поведения. Поэтому, если манипулятору нужно спекулировать на том, что произошло бы, если... позвольте ему это сделать, если ему так уж не терпится. Вас это не должно волновать и позволять быть сбитым с толку. Шаг Седьмой: Право не зависеть от того, как к вам относятся другие. Что бы ни делал человек , всегда найдется кто-то, кому это не понравится, а кто-то возможно, будет и вовсе оскорблен в своих чувствах. Но…если считать ,что для того, чтобы успешно общаться с кем-нибудь необходимо добиться любым способом его дружеского расположения к вам ,то в этом случае вы вновь становитесь объектом для манипулирования, и оно будет тем сильнее, чем больше ваша потребность в этой доброжелательности другого. В действительности вам не требуется расположение других людей, чтобы взаимодействовать с ними эффективно и с пользой для дела. Люди, с которыми мы общаемся в деловой сфере или как с авторитетами, могут менять свое отношение к нам постоянно, но это не мешает нам работать с ними, даже если мы им не нравимся. При равноправных отношениях отсутствие симпатии или доброжелательности со стороны кого-то также не лишает нас возможности решать конфликт. Например, в отношениях между мужем и женой часто возникают споры и разногласия и они бесконечно меняют свое расположение друг к другу. Это временное отсутствие доброжелательности вовсе не означает, что брак их распадается, и скорее, в этот же день , их отношения снова могут наладиться. Если исчезновение прежней доброжелательности и расположения окружающих для человека болезненно то это — манипулятивное средство воздействия на него .Такие люди, пытаются манипулировать с помощью угрозы изменить свое отношение, грубо или изощренно пугая, что не будут любить или даже откажутся от вас. Наше детское представление, на котором основывается эта манипуляция, таково: Люди, с которыми вы общаетесь, должны быть расположены к вам, иначе они могут помешать вам делать что-то. Чтобы выжить, вы должны стараться сотрудничать с другими людьми, при этом очень важно, чтобы вас любили. Вывод – нельзя жить в постоянном страхе за то, что можете задевать чувства других своим отказом или не согласием с их мнением . Шаг Восьмой: Право быть нелогичным в принятии решений. Логика — это ход рассуждений, который мы используем, чтобы принять какое-то свое решение. Однако не все логичные утверждения истинны. К тому же, логичные умозаключения не всегда и не в любой ситуации могут спасти нас от вмешательства реальности. Особенно мало помогает логика, когда речь идет о чувствах, желаниях, устремлениях. Логика и рассуждения строятся на таких ограничениях , как «да» — «нет», черное—белое, правильно- не правильно. Но в реальной жизни наши желания и эмоции не поддаются столь узким оценкам. Человек часто испытывает противоречивые чувства к чему-то или к кому-то. В разное время и в различных обстоятельствах мы можем испытывать одни и те же эмоции в различной степени . И здесь логика бессильна. Логические умозаключения также редко помогают нам понять, почему мы хотим именно этого, редко помогает разрешить мучающие нас противоречия. С другой стороны, логика очень помогает тем людям, которые хотят, чтобы мы поступили как-то иначе. Логика — одна из тех жестких концепций -стандартов, которые многие люди применяют при оценке как своего собственного, так и чужого поведения. Логику не стоит применять к человеческим взаимоотношениям . Многие используют логику для манипулирования. Основу для таких манипуляций составляет следующее убеждение, также родом из детства : Вы должны следовать логике, потому что только она позволяет принимать самые правильные решения. Даже если вы поступаете логично, это далеко не всегда поможет решить имеющуюся проблему. Если вы только пользуетесь логикой, это лишь означает, что вы ставите определенные рамки- делаете только то, что полностью понимаете. Но решение вашей проблемы часто может находиться за пределами понимания и ограничивающих рамок. Шаг Девятый: Право сказать: «Я не понимаю». Человек не столь находчив и мудр, чтобы абсолютно понимать хотя бы большую часть того, что происходит вокруг. И все же ограниченность человеческих способностей не мешает жить полноценной жизнью.. Знание приходит с опытом, и опыт общения с другими людьми показывает, что мы не всегда можем понимать намерения и желания других людей. Мало кто может читать чужие мысли , и тем не менее, многие пытаются с помощью намеков, недомолвок и подсказок заставить нас делать то, что они хотят. Детское убеждение, на котором строится этот тип манипуляций, примерно таково: Чтобы жить без разногласий, вы должны предвосхищать нужды других людей и быть восприимчивым к ним. Предполагается, что вы и так понимаете их нужды, вам не нужно о них говорить. Если же вы не понимаете этого, пока вам не начинают постоянно об этом говорить, то, значит, вы не в состоянии жить в гармонии с другими людьми, вы — человек безответственный и ничего не знающий. Шаг Десятый: Право сказать: «Мне не нравится...», «Меня не волнует...», «Меня не интересует...» Большинство наших прав пересекаются друг с другом, поскольку они всего лишь составные проявления самого первого права: Быть конечным судьей самому себе. Также много общего в тех убеждениях, на которых строится манипулирование вашим поведением другими людьми, так как все это сводится к одному- вы не единственный судья самому себе. Из этого следует ,что хоть вы и несовершенны, вы все равно должны стремиться к совершенству. Если вы разделяете такое представление, вы открыты для всевозможных манипуляций; число способов управления вашим поведением ограничивается лишь изобретательностью других людей. Это убеждение звучит примерно так: Вы человек, вы малы и у вас много пороков. Если кто-то вам укажет, каким образом вы можете улучшить себя, вы обязаны последовать его наставлению. Если вы этого не сделаете, то вы — испорченный, ленивый, недоразвитый и никчемный, и потому вы не заслуживаете чьего бы то ни было уважения, в том числе и своего. Это представление, довольно наивно. Если вы решились стать совершенством , вас ждут разочарования и огорчения. Однако, у вас есть право считать, что вам не нравится то, что надо быть совершенством, тем более, что одни считают совершенством то, что для других — абсолютно обратное. С манипулированием, построенным на том, что вы должны стать совершенством, часто труднее всего справиться. Единственный путь остановить эту манипуляцию — спросить самого себя, довольны ли вы собой и тем, как проявляете себя, а затем принять свое собственное решение в отношении того, хотите вы или нет что- то изменить. Многие часто сами не могут понять, манипулируют ими или это их собственное желание. Чтобы помочь себе сориентироваться, постарайтесь свое внутреннее противоречие выразить в любой из трех категорий: «Я хотел бы,но», «Мне придется», «Я должен». Когда вы услышите, как кто-то или вы сами себе говорите « Я должен» или "Мне придется", тут же настройтесь на волну сопротивления манипуляциям. Прислушайтесь к себе внимательно, и уловите нечто, означающее, что это не ваше личное желание и что в данный момент, не вы решаете сами за себя. Для того, чтобы стать решительным, нужно не только знать свои права, но и научиться ими пользоваться. Уверенность в себе означает в первую очередь решительность в словесном общении- тем самым человек заявляет о себе. Но этого недостаточно. Вряд ли вы сразу перестанете быть мишенью для манипуляций, как только объясните манипуляторам свои права. Чтобы воспользоваться своими правами и остановить манипулирование, вам нужно изменить свое поведение — то самое поведение, которое и дает позволение другим вами манипулировать.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|