Страх, стресс и обучение.

Страх, стресс и обучение.

Давая клятву Гиппократа, врачи обязуются не наносить вреда своим пациентам. По аналогии педагогам не мешало бы давать клятву Сократа, обязуясь минимизировать страх и стресс у своих учеников.

Дело в том, что именно стресс и страх способствуют нарушению учебного процесса. Страх всегда был средством управления поведением человека. И сегодня страх все также используют для поддержания дисциплины.

Однако, угрозы совсем не пугают учеников, которые и без того отрицательно настроены на процесс обучения. Их внимание и активность направлены не туда, куда желает учитель. Большая часть детей находится в постоянном стрессе, либо в ситуации постоянного страха или нескончаемой тревоги.

Что с ними при этом происходит?

Немного физиологии.

В состоянии стресса происходит выброс кортизона. Вслед за этим следует ряд физиологических реакций:

иммунная система отчасти отключается, что делает организм ребенка более восприимчивым к болезням.

кровяное давление повышается,

большая сердечная мышца сокращается,

дыхание становится более поверхностным,

ухудшается зрение.

В классе, группе стрессовая реакция становится всеобщей проблемой.

Постоянно повышенный уровень кортизона убивает клетки мозга в гиппокампусе, который играет важную роль в функционировании долговременной памяти. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная.

Стресс содействует тому, что в организме уменьшается количество серотонина. Когда возникает нехватка этого важного медиатора, управляющего эмоциями, дети становятся более импульсивными и агрессивными. Это усугубляется , если и дома дети не чувствуют себя в безопасности, защищенно.

Для таких детей сконцентрироваться в классе- непреодолимая задача.

Их взгляд беспокоен, без всякого повода они могут выдать агрессивную реакцию типа : «Че вылупился?»

За этим стоит – защита, необходимая для их выживания. Такие дети только тогда ведут себя адекватно, когда у них есть переживание собственного успеха.

В ситуации угрозы проблема выживания – приоритетная. На нее уходят все силы детского организма. Сил на творчество, создание ассоциативных связей и построение логических конструкций уже не остается.

В хронической атмосфере стресса формируется беспомощность. Беспомощность- это хуже чем временный недостаток мотивации. Она может стать хроническим состоянием и выражаться в полном безразличии  или негативном отношении к себе и  к миру. Часто беспомощность проявляется как апатия.

 Однако, есть и другое проявление беспомощности-  ребенок начинает вести себя нагло и бесцеремонно, нарушая все нормы и правила. Ему как будто нечего больше терять.

Трудно с детьми, у которых уже развилось чувство беспомощности. Трудно и родителям, и учителям. Непросто помочь такому ребенку.

Лучшее лекарство против беспомощности-  ситуация , в которой ребенок ставит собственные цели, следует за СВОИМ интересом, САМ  выбирает с кем и как долго он хочет работать.

Практические рекомендации взрослым:

Осознать, что не из вредности ребенок ведет себя так, что вас это бесит.

Это физиологическая реакция на стресс.

Снизить уровень стресса можно  такими способами:

Помогите вашему ребенку «распознавать» стресс ( Вопрос : «Что ты сейчас чувствуешь?») развивает полезный навык осознанности.

Научите техникам преодоления стресса, тем , которые знаете сами (Ссылка на предыдущую статью про гнев).

Введите специальный, небольшой по времени ритуал, сопровождающий переход от одного вида деятельности к другому (Придумайте совместно с ребенком или предложите сами).

Играть с детьми в подвижные игры.

Позаботьтесь о том, чтобы вы стали для ребенка надежным и поддерживающим значимым взрослым. (Иначе кто-то другой займет это место).

Избегайте давления и угроз по отношению к своему ребенку.

В случае очевидных нарушений – разговаривайте с ребенком. Что ему мешает, что беспокоит.

Помогите ребенку сформулировать для себя свои собственные, реально достижимые  цели.

Если вам удастся создать между собой и ребенком атмосферу доверия, надежности, опоры для него, ваш ребенок будет защищен от стрессов школьной программы.

Помните!

Учиться и научиться можно только в обстановке свободной от стресса, в безопасной обстановке.  Это физиология.  И по другому –не работает.

 

 



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стресс = спазмы брюшной области, или реакция вегетативной системы на стресс.
  • «Стресс: инструкция к применению» Виды стресса
  • Стресс в офисе. 9 способов выйти из стресса
  • Стресс. Дистресс. Эустресс. Шкала стресса.
  • Стресс: инструкция к применению. Гормоны стресса
  • Как проверить себя на уровень напряжения/зажатости? Стресс-тест д-ра Хасая Алиева
  • Детский стресс. Как помочь ребенку?
  • СТРЕСС: понятие, основные признаки и следствия, особенности реагирования организма на стресс.
  • Стресс-стресс, как это мило, стресс-стресс без перерыва
  • О стрессе: что такое стресс, и как стресс влияет на нас.
  • Стресс и синдром выученной беспомощности у офисных сотрудников
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Как помочь себе пережить стресс в нестабильной ситуации
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Страх отвержения, страх одиночества, беспомощность.
  • Ребенок и стресс - совет психолога
  • Как познать ценность себя или страх осознать свои желания...
  • Как просто и быстро снизить уровень тревоги и стресса?
  • Отрабатывайте реакцию организма на стресс
  • Можно ли измерить стресс? О сравнительной шкале стрессов
  • Реакция на стресс как причина бессонницы. Часть 1.
  • Реакция на стресс как причина бессонницы. Часть 2.
  • Реакция на стресс как причина бессонницы. Часть 3.
  • Почему стресс ведет к хроническим заболеваниям
  • Стресс от иммиграции и дети: показывать свои переживания или лучше эмоционально закрыться
  • Как мы ведем себя в стрессе? Шесть маркеров ежедневного стресса
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Реакция на стресс
  • Стресс и психосоматика. Часть 1 Что происходит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь