|
Страх, стресс и обучение.Автор статьи: Егорова Ольга Юрьевна
Страх, стресс и обучение. Давая клятву Гиппократа, врачи обязуются не наносить вреда своим пациентам. По аналогии педагогам не мешало бы давать клятву Сократа, обязуясь минимизировать страх и стресс у своих учеников. Дело в том, что именно стресс и страх способствуют нарушению учебного процесса. Страх всегда был средством управления поведением человека. И сегодня страх все также используют для поддержания дисциплины. Однако, угрозы совсем не пугают учеников, которые и без того отрицательно настроены на процесс обучения. Их внимание и активность направлены не туда, куда желает учитель. Большая часть детей находится в постоянном стрессе, либо в ситуации постоянного страха или нескончаемой тревоги. Что с ними при этом происходит? Немного физиологии. В состоянии стресса происходит выброс кортизона. Вслед за этим следует ряд физиологических реакций: иммунная система отчасти отключается, что делает организм ребенка более восприимчивым к болезням. кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается, дыхание становится более поверхностным, ухудшается зрение. В классе, группе стрессовая реакция становится всеобщей проблемой. Постоянно повышенный уровень кортизона убивает клетки мозга в гиппокампусе, который играет важную роль в функционировании долговременной памяти. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная. Стресс содействует тому, что в организме уменьшается количество серотонина. Когда возникает нехватка этого важного медиатора, управляющего эмоциями, дети становятся более импульсивными и агрессивными. Это усугубляется , если и дома дети не чувствуют себя в безопасности, защищенно. Для таких детей сконцентрироваться в классе- непреодолимая задача. Их взгляд беспокоен, без всякого повода они могут выдать агрессивную реакцию типа : «Че вылупился?» За этим стоит – защита, необходимая для их выживания. Такие дети только тогда ведут себя адекватно, когда у них есть переживание собственного успеха. В ситуации угрозы проблема выживания – приоритетная. На нее уходят все силы детского организма. Сил на творчество, создание ассоциативных связей и построение логических конструкций уже не остается. В хронической атмосфере стресса формируется беспомощность. Беспомощность- это хуже чем временный недостаток мотивации. Она может стать хроническим состоянием и выражаться в полном безразличии или негативном отношении к себе и к миру. Часто беспомощность проявляется как апатия. Однако, есть и другое проявление беспомощности- ребенок начинает вести себя нагло и бесцеремонно, нарушая все нормы и правила. Ему как будто нечего больше терять. Трудно с детьми, у которых уже развилось чувство беспомощности. Трудно и родителям, и учителям. Непросто помочь такому ребенку. Лучшее лекарство против беспомощности- ситуация , в которой ребенок ставит собственные цели, следует за СВОИМ интересом, САМ выбирает с кем и как долго он хочет работать. Практические рекомендации взрослым: Осознать, что не из вредности ребенок ведет себя так, что вас это бесит. Это физиологическая реакция на стресс. Снизить уровень стресса можно такими способами: Помогите вашему ребенку «распознавать» стресс ( Вопрос : «Что ты сейчас чувствуешь?») развивает полезный навык осознанности. Научите техникам преодоления стресса, тем , которые знаете сами (Ссылка на предыдущую статью про гнев). Введите специальный, небольшой по времени ритуал, сопровождающий переход от одного вида деятельности к другому (Придумайте совместно с ребенком или предложите сами). Играть с детьми в подвижные игры. Позаботьтесь о том, чтобы вы стали для ребенка надежным и поддерживающим значимым взрослым. (Иначе кто-то другой займет это место). Избегайте давления и угроз по отношению к своему ребенку. В случае очевидных нарушений – разговаривайте с ребенком. Что ему мешает, что беспокоит. Помогите ребенку сформулировать для себя свои собственные, реально достижимые цели. Если вам удастся создать между собой и ребенком атмосферу доверия, надежности, опоры для него, ваш ребенок будет защищен от стрессов школьной программы. Помните! Учиться и научиться можно только в обстановке свободной от стресса, в безопасной обстановке. Это физиология. И по другому –не работает.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|