Особенности обучения взрослых

Автор статьи: Татьяна Никулина

Особенности обучения взрослых


                                                   

                                                           «Ребенок мыслит, потому что помнит, а                                                                       взрослый помнит, потому что мыслит"

                                                                                                          Ж. Пиаже

Принято считать, что с возрастом снижаются способности к обучению. Так ли это? Давайте, вместе подумаем над этим!

Р. Кеттелл, англо-американский психолог, еще в 60-х годах прошлого веса ввел понятие текучего и кристаллизованного интеллекта.

ТЕКУЧИЙ интеллект – это наши способности, с помощью которых мы воспринимаем и запоминаем что-то новое безотносительно конкретных условий. С помощью этого интеллекта мы начинаем учиться, знакомимся с понятиями, знаками и учимся ими оперировать. Мы называем эти знания теоретическими, то есть, как в учебниках.

Нам еще предстоит научиться применять полученные знания на практике, а в этом уже участвует наш кристаллизованный интеллект.

КРИСТАЛЛИЗОВАННЫЙ интеллект – это способность интегрировать полученные знания в опыт. То есть, в конкретных условиях человек применяет полученные знания и как бы проверяет их – работает или нет, правда или нет?

Разницу хорошо видно еще в ВУЗе, когда, например, человек с опытом работы в индустрии приходит преподавать студентам. Студентам трудно сдать экзамен такому преподавателю: он может разрешить пользоваться любыми учебниками, интернетом или библиотекой, но студентам все равно сложно понять, что от них требуется, ведь у них еще нет опыта применения своих знаний.

И в этом же состоит проблема молодого специалиста: теоретические знания – это одно, а их применение в реальных жизненных условиях – другое. Но так или иначе, мы все с этим справляемся! Кто будет спорить с тем, что человек, имеющий и теоретические знания, и практические, это настоящий профессионал своего дела.

И вот появляются ученые, которые хотят такому «профи» сказать, что текучий интеллект снижается с возрастом!? Не правда, ли здесь все не так однозначно, как кажется на первый взгляд?

Что происходит, когда такой профессионал начинает учиться чему-то новому. В чем особенность обучения взрослого человека?

  • Каждое новое знание в нашем уме сталкивается с предыдущим, уже проверенным на практике, освоенным и принятым. Вы думаете, мы с радостью примем на веру любое новое знание? Как бы не так! Мы – (или наш мозг?) - прогоним его через строй уже сложившихся знаний и имеющихся связей, и не будем принимать его чисто теоретически и сразу. Поэтому нам требуется дополнительное время по сравнению с молодежью, у которых такого опыта нет.
  • Проверка пригодности нового знания может потребовать и очистки от предыдущих устарелых знаний, но этот процесс чистки также не сдастся без боя и, возможно, потребует проверки не только прошлого опыта, но и нового. А это также требует дополнительного времени.

Таким образом, необходимость фильтрации знаний на входе занимает больше времени, а значит, дает «фору» молодежи, которая без всякой критики впитывает новое для себя знание и создает первоначальную матрицу своей образованности. По сути, что проверяют на экзаменах? Память о новых понятиях, не так ли?

Те, кто знаком с программированием, сразу увидят аналогию: одно дело, когда надо написать программу «с нуля», и совсем другое, когда надо внести изменение в уже отлаженную, работающую программу, с накопленными базами данных. Такое изменение программы уже не просто встроят в отдельное звено, а протестируют всю систему целиком, чтобы она продолжала работать без сбоев, чтобы накопленные данные не потерялись, а новые попадали туда, куда надо.

Когда ваш банк сообщает, что банкоматы не работают несколько часов, то именно это и происходит с программным обеспечением всего банка по всем филиалам, разбросанным по стране или миру – идет тестирование всей системы.

Итак, с возрастом мы медленнее принимаем новые знания не потому, что наше восприятие или память работают медленнее, а потому, что нам надо выполнить гораздо больше работы. Значит ли это, что мы априори проигрываем молодёжи? Совсем не обязательно.

Например, вы заканчиваете свой второй ВУЗ вместе с юношей или девушкой 23-х лет и одновременно начинаете работать. И вот здесь вы как раз и отыграете ту «фору», которую дали им на этапе получения новых знаний: вы ведь не просто с новыми знаниями вышли, вы уже мысленно применили эти знания на своем прошлом опыте. Вы уже проиграли в своем уме практические ситуации; вы меняли свое отношение к прошлым моментам жизни, рассматривая и оценивая их через призму нового знания. И вуа-ля! На выходе вы гораздо быстрее входите в практическую деятельность, так как новые знания уже интегрированы в ваш прошлый опыт.

Таким образом, не надо бояться учиться во взрослой жизни! Не верьте в то, что ваши способности снижаются. Они снижаются только тогда, когда вы ими не пользуетесь.

А что вы думаете по этому поводу? Как учитесь или учились вы?



Просмотров: 414
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ученье и самолет. Или когда знания мешают зарабатывать.
  • Психолог- человек знания или продавец услуг?
  • НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ? Или знания забываются – культура остается!
  • Психологические знания: как их применять
  • Гордецы, придурки и путь знания - что здесь общего?
  • Как эффективно использовать знания и опыт психолога?
  • Информация. Игра. Конкурс. Приз. Знания. Опыт.
  • Почему эффективно получать знания в группе? Опыт Коннектикуртского уоркшопа
  • Каждое чувство несет в себе знания и некоторое сообщение
  • Что такое усвоение знания и информации ?
  • Ответы на вопросы:Какие знания по психологии нужны, чтобы стать счастливым?
  • Про знания
  • Знания или ... ?
  • Знания - Убеждения, Установки, которые мешают жить.
  • Знания и мнения
  • Могут ли знания унизить?
  • Что дают знания о цвете?
  • Зачем мне знания по психологии?
  • Откуда берутся знания?
  • Знания умножают печаль?
  • Нужны знания для счастья?
  • Чем опасны знания о себе?
  • Книга как клад психологического знания
  • Анализируем источники Силы. 4. Знания
  • Интуиция — феминный путь знания (II - 66)
  • Признать незнание- уже начало знания
  • Чувства - Знания - Поведение. Что важнее?
  • Как знания психологии вредят отношениям с родителями?
  • Художественная книга, как клад психологического знания
  • Три закона денег. Важные знания для создания богатства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь