|
Что такое усвоение знания и информации ?Автор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
Понятие об усвоении знания и информации является с виду вроде бы простым вопросом, а на самом деле - понятие от усвоении знания является фундаментальным вопросом для современной психологии, поскольку это вопрос жизнеобеспечения и главное структурирования сознания и когнитивной сферы. Относительно понятен процесс усвоение пищи. Съел, т.е. употребил что-то внутрь и оно усвоилось, т.е. измельчилось во рту, поступило в желудок, было обработано пищевыми соками, расщепилось посредством ферментов и всосалось организмом. Часть усвоенного пошла на строительство организма, частью пошла на энергетические и прочие нужды, а наименее ценная часть пошла на выход через систему выделения и выведения. Относительно понятен и процесс не усвоения пищи, когда съел что-то и оно не усвоилось, а было отторгнуто организмом и выведено обратно через самопроизвольное извержение (рвоту) или понос - ускоренное выведение без полного расщепления и всасывания. В отдельных случаях не усвоение может сопровождаться и отравлением организма. Тут вроде бы всё более - менее ясно и понятно. А как обстоит дело с усвоением не материальной пищи, а пищи духовной в виде знания и информации ? Иными словами, как в организме, а точнее в системе сознания идёт переваривание и усвоение знания и информации ? Тут всё оказывается на порядок сложнее, поскольку знание и информация представляют собой совершенно особую "пищу", которая как бы не совсем "материальна" и вещественна, а представляет собой систему смысловых связей разной степени сложности. И эта система смысловых связей воспринимаемого знания и информации вторгается подобно "пище" физической через все 5 органов восприятия в когнитивную сферу или сферу сознания (познания), которая подобно пищеварительному тракту организма должна это знание или информацию усвоить. Какие тут возможно аналогии и параллели ? Во-первых, роль пищеварительной системы организма в когнитивной сфере играет мировоззрение, которое представляет собой сложную трёхуровневую гиперсеть мозга, разума и сознания. Данная гиперсеть мозга, разума и сознания, как тонко-материальная основа мировоззрения, представляет собой постоянно растущую сетевую структуру, которая совмещает в себе функции операционного центра управления организмом в виде условного и сознаваемого "Я" эго и более глубоких когнитивных структур индивидуального бессознательного (душевного) и коллективного бессознательного (духовного). Кроме этого гиперсеть мозга, разума и сознания, подобно любой сети, имеет некоторые базовые и функциональные предустановки в виде библиотек памяти, ценностных ориентиров и вычислительных (счётно-аналитических) функций. И вот поступающая извне в сферу сознания информационная "пища" в виде знания и информации, должна быть подобно физической "пище" усвоена, т.е. принята, измельчена, обработана ферментами, расщеплена и всосана только не желудком, а мировоззрением человека и гиперсетями мозга, разума и сознания. В некотором роде сам процесс информационного "усвоения" подобен усвоению физической пищи, поскольку любая информация и знание, как система смысловых связей, поступающие в сферу сознания, проходят практически те же самые стадии. 1. "измельчения", т.е. дефрагментации любого знания и информации на составные части (блоки, структурные части, элементы, единицы), 2. "обработки измельчённой пищи пищеварительными соками", т.е. выделения сознанием когнитивных маркеров, которые соотносят структурные элементы поступившей информации и знания (термины, категории, понятия, определения и т.п.) с уже имеющимися в сознании и мировоззрении для их распознавания. 3. "всасывания", т.е. избирательного извлечения тех или иных элементов (блоков, структурных частей, единиц) поступившего знания и информации для нужд мировоззрения и расширения гиперсети мозга, разума и сознания. 4. "использования", т.е. обеспечения процесса работы мышления за счёт практического использования воспринятого знания и информации, поступившей в гиперсеть мозга, разума и сознания. Это может быть генерирование новых идей и мыслей на основе того нового знания и информации, которая была воспринята гиперсетью мозга, разума и сознания. 5. "утилизации", т.е. выведения из когнитивной сферы того знания и информации, которая не была дефрагментирована (измельчена и расщеплена), а потому верно распознана и усвоена системой сознания. Иными словами, процесс информационного усвоения очень подобен на процесс физиологического усвоения и большой вопрос в том, какое усвоение первично - информационное или физиологическое. В данном рассуждении наибольший интерес представляет само понятие "усвоение", т.е. буквально делание чего-то не своего "своим". По отношению к физической пище - это вероятнее всего строительство (восстановление, обновление) самого организма и тела человека, которое буквально достраивается и обновляется посредством питания и тех микроэлементов и соединений, которые поступают вместе с пищей и становятся частью самого организма. Гораздо сложнее обстоят дела с пищей информационной и пищей знания, которая по идее также должна участвовать в восстановлении и обновлении человека, только не внешнего и телесного, а внутреннего - душевно-духовного человека (души), который также питается и обновляется соответствующим знанием и информацией, как пищей внутренней и духовной. Иными словами, за процессом усвоения знания и информационной пищи также стоит процесс питания человека, только человека не физического и физиологического (внешнего), а человека душевно-духовного (внутреннего), который есть чистое сознания в виде той самой постоянно растущей и структурирующейся гиперсети мозга, разума и сознания. Данное откровение для многих "телесных" людей, не располагающих знанием о наличии у внутреннего человека души, как бестелесного "двойника", может оказаться шокирующим. Тем не менее, для всех духовно образованных и глубоко верующих людей, знание о внутреннем душевно-духовном человеке является базовым и определяющим сам принцип спасения души, как основы личности, поскольку именно внутренний (бестелесный) душевно-духовный человек и продолжает существование после смерти тела. Иными словами, бессмертие души и личности как раз и связано с полнотой развития и совершенством того самого внутреннего человека. Из этого осознания и возникает понимание принципиальной важности питания соответствующей качественной "пищей" не одного только внешнего телесного человека, но и человека внутреннего (бестелесного), который питается чистым знанием и информацией. При этом качество воспринимаемой и усваиваемой информационной пищи для внутреннего душевно-духовного человека не только не менее, но более важно, чем качество физической пищи для внешнего человека. Но знаем ли мы критерии качества "информационной пищи и пищи знания" для внутреннего человека ? К сожалению, в основной массе критериев информационной пищи для нашей души мы не знаем, а потому кормим своего внутреннего человека зачастую сплошным суррогатом знания и заведомо несъедобной пищей. Итогом такого незнания и "пищевой неразборчивости" для души и когнитивной сферы и являются многочисленные когнитивные проблемы, расстройства и заболевания нашего внутреннего человека - души и психики от принятия недоброкачественной "пищи" в виде испорченного знания и информации, которое вызывает "несварение" и расстройство когнитивной сферы. Образованный человек знает о том, что если для внешнего телесного человека "мы есть то, что мы едим", то для внутреннего человека души "мы есть то, что мы знаем и о чём мы думаем". Вот почему качество информационной пищи и знания для здоровья внутреннего душевно-духовного человека играет сегодня решающую роль. Эта роль определяется именно тем, что воспринимаемое знание и информация точно также становится в итоге "телом" внутреннего человека, как физическая пища становится телом внешнего человека. Именно поэтому тем людям, кто сегодня озабочен состоянием здоровья внутреннего душевно-духовного человека (души), нужно быть очень разборчивым в информационной пище и знании, поступающем в когнитивную сферу и гиперсеть мозга, разума и сознания. Как выясняется, рост и развитие внутреннего человека (души) подчиняется строгим энерго-информационным законам, в соответствии с которыми душа проходит 3 фазы своего развития (телесное, душевное, духовное). Каждая фаза занимает примерно 30 лет на протяжении которых и идёт последовательное структурирование трёх гиперсетей (мозга, разума и сознания). В итоге к 30 годам у человека развивается структура мозга, как нейросеть рассудочности. С 30 до 60 лет идёт развитие гиперсети разума и интеллекта. С 60 до 90 - 100 лет идёт развитие гиперсети духовного сознания, как высшей и самой совершенной сети сознания, в которую в итоге и переходит душа после смерти, если она последовательно проходила все стадии телесно-душевно-духовного развития. Что может препятствовать названной выше последовательности роста души внутреннего человека ? А препятствовать может множество факторов, связанных со спецификой воспринимаемого и усваиваемого знания и информации, как внутренней пищи. Во-первых, человек и его "Я", как условный распорядительный центр когнитивной сферы, может игнорировать знание о внутреннем человеке (душе), считая что души вообще не существует, а существует только тело. При этом всё знание и информация о душе будет попросту отторгаться когнитивной сферой и не усваиваться, а восприниматься будет только информация о теле и здоровье тела. Этот подход к жизни является "телесным" и большинство людей именно так и воспринимают жизнь не имея представлений о душе и жизни души. Данный подход способствует развитию самой примитивной сети разума, которую можно определить как "горизонтальная" сеть сугубо рационального и плоского мышления. Во-вторых, человек и его "Я", как центр осознанности, могут ложно понять идею души, как внутреннего человека, через призму сугубо социальных, коллективных и нравственных ценностей. При этом частичное развитие души будет иметь место, поскольку "Я" (эго) из эгоцентричного состояния перейдёт в более совершенное жертвенное и нравственно центричное состояние. При этом из всех видов знания и информации о душе, восприниматься и усваиваться будет только нравственное и душевное знание, как соответствующее устремлениям души. Высшее и духовное знание при таком подходе также не будет восприниматься и будет отторгаться, как чуждое аналогично тому, как для телесного сознания было чуждо душевное знание. Этот подход к жизни можно считать "душевным" (религиозным) и большинство современных верующих именно так и воспринимают жизнь души, не имея полноты представлений о духе . Данный подход способствует развитию более совершенной сети душевного разума, которую можно определить как "вертикальная" сеть нравственно-религиозного мышления. При всей нравственно ориентированной стороне данного типа мышления, его нельзя считать совершенным. В-третьих, человек может совершенно ложно понять идею Бога и спасения души в Боге, через призму душевных, а не духовных качеств и всю жизнь развивать то, что к реальному спасению, Богу и духовному совершенству не имеет никакого отношения. В итоге человек может не только не создать правильного мировоззрения в виде гиперсети мозга, разума и духовного сознания, но и усугубить имеющуюся сеть мозга и разума, получив глубокое психическое и душевное расстройство. Таким образом, формирование внутреннего душевно-духовного человека, именуемое внутренним или умным деланием - это очень не простой и крайне ответственный процесс, связанный с фундаментальным знанием принципов структурирования сознания посредством усвоения соответствующего духовного знания и информации. Не сложно понять, что данный рост внутреннего человека (души), напрямую связанный с последовательным развитием и структурированием трёх гиперсетей - мозга (тела), разума (души) и сознания (духа), должен идти последовательно от простого к более сложному и завершаться постижением высшего духовного знания, которое и соответствует наиболее совершенной гиперсети духовного сознания Вселенной, в которую и переходит душа. В этом процессе всё имеет значение, но главное условие правильного роста души - это поступательность и поступательное увеличение нагрузок в виде соответствующей пищи для ума. При этом как нельзя незрелый телесный ум, подобный младенцу, "кормить" грубой духовной "пищей" высшего знания, также нельзя и развитый духовный ум кормить одной лишь "манной кашей" обрядоверия, душевности и морализма. Вместе с тем, несварение и неусвоение информационной "пищи" присущи преимущественно телесному и душевному возрасту. Духовный возраст и ум, обладающий должной сетью сознания, способен поглощать без вреда практически любую информационную пищу. Именно поэтому пищевое "несварение" знания и информации - это удел телесного и душевного (религиозного) сознания, составляющего абсолютное большинство современного человечества. К большому сожалению носителей совершенного духовного сознания так мало в наше время, что говорить о них всерьёз, как явлении, не приходится. От чего зависит усвоение или не усвоение знания и информации ? Как и в случае с желудком, усвоение любого знания и информации напрямую зависит от крепости и совершенства "пищеварительной системы" сознания, как гиперсети мозга, разума и сознания, которая способна точно распознавать любое знание и любую информацию с последующим их расщеплением на отдельные составные компоненты сознания и усвоением или отторжением. Для корректного "расщепления и усвоения" любого знания и информации требуются два базовых условия: 1. гиперсеть мозга, разума и сознания должна быть изначально когнитивно и ценностно совершенна (готова) к принятию в себя какого-либо знания или информации с точки зрения соответствия знания определённым системным критериям. Чем более совершенна (упорядочена) гиперсеть мозга, разума и сознания, тем больше у неё шансов правильно дефрагментировать, распознать и переварить любое знание и любую информацию, которая находит соответствующее отражение в данной системе и наоборот. 2. С другой стороны, само знание, поступающее в когнитивную сферу, также должно быть корректным, т.е. системным и строго отвечающим определённым критериям познания когнитивной сферы. Под критериями понимаются базовые параметры любого знания и принципы соответствия его базовым категориям системы человеческого познания, поскольку есть познание, превышающее человеческое. Когда эти критерии и принципы познания, подобно протоколу связи, примерно совпадают, и возникает принятие знания в систему с последующим процессом ассимиляции (усвоения) или расщепления знания и информации в гиперсети мозга, разума и сознания на отдельные составляющие, которые впоследствии и используются гиперсетью для расширения сети через новые нейронно-синаптические связи и для поддержания работы уже существующей сети. Если эти базовые критерии знания, как "пищи", и гиперсети изначально не совпадают по некоторому набору параметров (категорий, понятий, терминов, определений и т.д.), то протокола связи со знанием не устанавливается и знание попросту НЕ воспринимается и отвергается когнитивной сферой без расщепления и "усвоения". Следует иметь в в иду, что в целом ряде случаев знание может быть обманчивым и содержать скрытый "яд", которого сразу не определить и не распознать и который начинает работать только после проникновения в когнитивную сферу, вызывая "отравление сознания". С чем связан рост "тонкого тела" души ? Сам принцип наращивания "тела души", как практического мировоззрения, имеющего форму пирамиды сознания, связан с образованием и ростом трёх сетей - мозга, разума и сознания, из которых сеть духовного сознания, формирующаяся на базе гиперсети разума является самой утончённой и совершенной, соответствующей сети Духа и глобального сознания Вселенной. Пирамида сознания души Так в самых общих чертах работает "пищеварительная" система нашего сознания, усваивающая знание и информацию и превращающая знание и информацию в тонкое тело нашей души. Заботьтесь о качестве Вашей "пищеварительной" системы сознания и усваиваемой ей "пищей". Продолжение здесь >>> Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|