|
Зоны жизни, или "узники" сознанияАвтор статьи: Геннадий Малейчук
ЗОНЫ ЖИЗНИ ИЛИ УЗНИКИ СОЗНАНИЯ
Я из повиновения вышел: За флажки – жажда жизни сильней! Только сзади я радостно слышал Восхищенные крики людей. В. Высоцкий Границы находятся не вовне, А внутри нас Цитата из к-ф «Трасса 60»
Впечатлился историей, прочитанной в фэйсбуке. Речь шла об одном ученом–океанографе, совершившем необычный побег из СССР. Этот ученый страстно желал вырваться из Советского Союза за границу. Но оказался невыездным и осуществить свою мечту ему было сложно, практически невозможно. Но он не терял надежды на свободу. И вот однажды в составе группы ученых он оказался в экспедиции в Тихом океане. Ученый задумал побег и ночью пустился вплавь в надежде сбежать. В общей сложности ему пришлось плыть три ночи и два дня и проплыть более 100 км, прежде чем он выплыл на какой-то остров в океане. Меня поразили воля к свободе и мужество этого человека. Он ради свободы совершил поступок, полный смертельного риска, показав этим, что у человека всегда есть выбор! Начал размышлять о возможностях человека и его ограничениях, о тех механизмах, которые ограничивают его свободу. Сразу же вспомнились уже ставшие хрестоматийными в психологии удивительные факты из опытов Мартина Селигмана, в ходе которых он открыл такой феномен, как выученная беспомощность. В чем суть этого феномена? Выученная беспомощность, также приобретённая или заученная беспомощность – состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять неблагоприятную среду или избегать ее, даже когда появляется такая возможность. Эксперименты Селигмана Мартин Селигман в 1967 году вместе с коллегой Стивеном Майером разработал схему эксперимента с ударом током при участии трёх групп собак. Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия: нажав носом на специальную панель, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей удар. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, её реакция имела значение. У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака первой группы. Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала. В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности. После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока. Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы. Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Поисковая активность Есть еще один интересный факт, полученный в экспериментах Селигмана. Оказывается, что не у всех животных, задействованных в эксперименте, формируется выученная беспомощность. Отдельные особи вопреки сложившимся обстоятельствам оказывались несломленными и у них выученная беспомощность не формировалась. Селигман назвал этот феномен – поисковой активностью. В дальнейшем Селигман многократно подтверждал полученные результаты, показав что они распространяются не только на животных, но и на людей. Им была создана методика, позволяющая определить место каждого человека на полярной шкале: «Выученная беспомощность – Поисковая активность». Селигман показал, что показатели человека по этой шкале оказывают влияние на различные сферы человеческой жизни – бизнесс, политику и даже здоровье. В целом это конструкт определяет степень активности человека, определяя для него личные границы этого мира и его возможности в нем в зависимости от качества этих границ. И эти границы являются границами его сознания. Зоны жизни В сознании каждого человека есть границы – ограничения, регулирующие степень его активности контакта с миром. У кого-то эти границы очень жесткие и площадь его зоны жизни невелика, у другого – больше. Кто-то живет в своем тесном мирке и боится, что он разрушится, кто-то смело осваивает новые территории… Зоны жизни или территории жизни у каждого человека разные и определяются они установками его сознания. Вспомнился еще один пример из этой же серии экспериментов, на этот раз с блохами. Блох сажали в банку и закрывали крышкой. Блохи, будучи прыгучими существами, не отказывались от идеи прыгать, но крышка ограничивала высоту их прыжков. Прошло некоторое время. Крышку банки открыли, но ни одна блоха не смогла выпрыгнуть из банки! Кто создает эти границы? Каким образом? Как они в дальнейшем и посредством чего поддерживаются? Механизмы ограничения: Я буду разделять механизмы ограничения на когнитивные и эмоциональные.Когнитивные механизмы ограничения сознания представлены знаниями, эмоциональные – эмоциями. Начну с когнитивных. Интроекты – некритически усвоенные, принятые на веру знания других людей, которыми человек руководствуется в своей жизни как правилами. Интроект –-информация, которая была проглочена, не пройдя ассимиляцию (пережевывания и переваривания с усвоением). Примеры интроектов:
Интроекты для человека представлены в виде долженствований:
Интроекты являются элементами картины мира человека, не связанными с его личным опытом познания этого мира. Картина мира - система представлений человека о мире, его качествах и свойствах, включая его оценку. Картина мира включает в себя кроме представлений о мире также представления о других людях (Картина Другого) и представления о себе (картина Я). Картина мира не есть мир, точнее это субъективный, внутренний мир. И он всегда индивидуален. В этой связи справедливым является следующее утверждение: «Сколько людей – столько миров». Картина мира формируется жизненным опытом человека. Картина мира человека организует его восприятие этого мира – все явления внешнего мира оказываются восприняты/преломлены через внутреннюю картину мира. Картину мира метафорически можно представить как очки, через которые человек смотрит на мир. Так как качества очков (светопроницаемость, цвет, преломление и пр.) у каждого человека разные, то и его картина этого мира будет индивидуальной. В зависимости от свойств картины мира человек будет строить и свой контакт с ним. Отношения, установки, способы действия являются производными от индивидуальной картины мира человека. Остановлюсь на некоторых, наиболее важных для нашей темы. Установка –неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное событие или явление. Сценарии – жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей. Вот примеры некоторых сценариев:
Сценарии, в отличие от интроектов, более глобальны и распространяют свое действие на большую сферу жизни человека. Игры – стереотипные, автоматические, неосознаваемые формы жизни человека. В силу вышеперечисленных качеств игра не осознается и не распознается человеком как игра, а воспринимается им как обычная жизнь. У каждого человека свой набор игр. Большинство игр человек наследует от своих родителей и передает дальше – своим детям. Любая игра осуществляется последовательно и поэтапно. Э. Берн описал формулу любой игры, включающую 6 стадий: Крючок +Клев = Реакция – Переключение – Смущение – Расплата. Подробнее об этом можно прочитать в его знаменитой книге «Игры, которые играют люди». Повторюсь, основная идея здесь в том, что игры – это автоматические, стереотипные формы жизнедеятельности людей.А поскольку это так, то человек здесь лишен возможности выбора – он лишь актер, хорошо усвоивший свою роль в этой игре. Вот некоторые примеры игр:
Эмоциональные механизмы ограничения сознания Справедливости ради необходимо отметить, что эмоциональные ограничения сознания формируются онтогенетически раньше, чем когнитивные. К ним я бы отнес следующие: Страх, Стыд, Вина. Страх – относится к базовым эмоциям. Это наиболее сильный и универсальный механизм остановки психической жизни. Стыд и вина – социальные эмоции. Они возникают в психической реальности человека благодаря Другому и появляются на психической сцене позже страха. Вина и стыд в норме регулируют социальные отношения. В том же случае, когда их интенсивность становится слишком высокой, они приобретают качества токсичности и способны «замораживать» человека не хуже, чем страх. Результатом когнитивных и эмоциональных механизмов ограничения сознания является появление у человека установок, приводящих к выученной беспомощности и, как следствие этого, ограничивающих его зону жизни. Эмоциональная установка – «это страшно!» Когнитивная установка – «это невозможно!» По большому счету, вся активность человека, направленная на познание им внешнего мира, регулируется двумя противоположными тенденциями: страхом и интересом. Если доминирует страх, человек будет предпочитать Зону комфорта, если интерес – Зону риска. Творческое приспособление или пассивная адаптация? У человека со сформированной выученной беспомощностью оказывается нарушено творческое приспособление, его адаптация к жизни становится пассивной, а контакты со средой лишены выбора. В итоге поведение человека становится стереотипным, автоматическим, сводясь до уровня условных рефлексов. Пример про поезд. Как-то мне довелось быть участником следующего естественного эксперимента. Я ехал в поезде. Похоже, произошел какой-то сбой в компьютере, и билеты продавали в один вагон. Поезд подходил к следующей станции, все люди на перроне устремлялись в один вагон, согласно купленным билетам. Постепенно вагон наполнился под завязку. Людям не то, что сидеть – стоять было сложно. Я решил перейти в другой вагон – он оказался практически пустым, там оказались те немногие пассажиры, которые рискнули перейти в другой вагон, несмотря на свои билеты. Выученная беспомощность в контексте воспитания Выученная беспомощность формируется в раннем возрасте, когда у ребенка нет еще ни возможности критически оценивать чужой опыт, ни что-либо противопоставить агрессии взрослого. В силу этого большинство описанных механизмов ограничения жизни оказываются вне зоны его осознавания. Человек не может их осознать-опознать и как-то к ним отнестись, т.е. занять критически-рефлексивную позицию, а воспринимает их как нечто органически присущее ему, включая их область своего Я. Останавливая-ограничивая активность ребенка, родители убивают в нем поисковую активность и формируют выученную беспомощность. Предвижу в этом месте возмущение многих читателей типа: «А что, тогда можно все разрешать ребенку?», «Кем же он тогда вырастет при таком отношении?, «Да и небезопасно это для него». Оставлю здесь место для ваших дискуссий, выскажу лишь свое мнение по этому вопросу. Для меня здесь важным являются следующие правила-принципы:
Поясню: Считаю, что в те периоды жизни, когда ребенок начинает самостоятельно активно исследовать мир (1-3 года) нужно по возможности его минимально в этом ограничивать. Здесь правилом ограничения могут быть лишь вопросы безопасности ребенка. Да и невозможно в этот период в силу естественных возрастных особенностей (еще не готова его когнитивная сфера) ограничивать ребенка, кроме как прибегая к силовым запретам и ориентируясь на страх. Думается, японская система воспитания, не ограничивающая ребенка в его проявлениях активности до 5-летнего возраста, также основывается на этих идеях. Когда же у ребенка появляется возможность не только эмоционально реагировать на запреты (страх), но и понимать их суть, тогда наступает время формирования социальных границ – «Что можно, а что нельзя» и главное «Почему?». В противном случае – мы формируем социально пассивного, безинициативного члена общества. Дети, которых "выдрессировали" не показывать свои потребности, могут казаться послушными, удобными, "хорошими" детьми. Но они всего лишь отказываются от выражения своих потребностей, или могут вырасти во взрослых, которые будут бояться высказать что-то, что нужно им. Что делать? Терапия возвращает клиенту способность к выбору и у него появляется возможность прервать автоматические способы жизни и более качественно проживать свою жизнь, расширяя зоны своей жизнедеятельности. Об этом более детально в следующей статье... Возможна консультация по скайпу Скайп Login: Gennady.maleychuk Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|