"Прокрустово ложе" сознания.

 

В древнегреческой мифологии разбойник Прокруст заманивал путников к себе домой и укладывал их на злосчастное ложе. Если ложе было слишком мало, он обрубал путнику ноги; если слишком длинно, растягивал их на длину самого ложа. Это происходило до тех пор, пока герой Тесей, не поступил с ним также.

Интерпретировать данный миф относительно нашего сознания и его отношения к миру в психологическом ключе можно следующим образом. В основе поведенческой стратегии лежат когнитивные схемы, созданные на базе предшествующего апперцептивного (сознательного восприятия уже известного) опыта. Эмоциональную реакцию можно считать частью этой схемы; она привязана к ней в качестве сопровождения. Причем привязка эмоциональной реакции к поведенческому паттерну (шаблону, образцу) весьма устойчива. "Истинность" или право на жизнь этого когнитивного паттерна должна быть достаточно подкреплена нашим общением с реальностью и только тогда он становится адаптивным для ряда сходных ситуаций. Далее происходит классификация явлений реальности, относительно этой схемы, то есть, всегда можно выбрать из жизни те ситуации, где этот паттерн может быть внедрен и зачислен в класс, как пригодный для использования для большого количества сходных ситуаций и те, где он внедрен быть не может. Предсказуемость результата взаимодействия с миром вещей- вот смысл данной схемы. Но, так как ситуации никогда не повторяются со стопроцентной точностью и всегда жизнь вносит свои коррективы, то для нейтрализации негативного воздействия из области неожиданного, включаются адаптивные защитные механизмы сознания и происходит "достройка", усовершенствование схемы. Тем самым обогащается опыт и с ним расширяются возможности по дальнейшему внедрению данного паттерна с целью более объемной проекции нашей личности. Если весь накопленный ранее опыт - ресурс имеет достаточный потенциал для отражения неожиданной атаки из внешней среды, то расширение этой паттерн- схемы проходит достаточно легко и приятно, если нет, тут- то и вызывается нами Прокруст из древнегреческих мифов. Прокруст не пытается переделывать ложе под каждого путника, он поступает наоборот, переделывая путника (реальность) под ложе (паттернальную схему). Он знает, чем рискует - если эту реальности не удастся обрубить или растянуть, то эта реальность заставит его переделывать свое ложе- схему, что потребует значительно больших усилий. Это может означать, что весь опыт, ранее подтверждавший индивидуальную истину содеянного теперь никуда не годится. Хорошо если всегда удается переделывать реальность под себя. А если нет? В принципе, так и вышло с Прокрустом. Войдя во вкус и расширив свои возможности, он утратил чувство этой реальности, которая рано или поздно сталкивает его с героем Тесеем, который делает с ним то, что Прокруст делал с другими - подгоняет его под размер, сделанного им самим ложа. Тем самым, уничтожается и он сам и созданная им паттерн- схема. Почему же так происходит?

Видимо когнитивная схема, трактуемая сознанием, как концептуальная истина и реализуемая на этой базе поведенческая стратегия имеют разную природу. Качество схемы имеет как свои достоинства, так и свои недостатки. С одной стороны, без ранее подтвержденного паттерна, реализовать стратегию поведения невозможно в принципе; эта стратегия необходимо должна быть, хотя бы, по частям идентифицирована сознанием как нечто уже знакомое, подтвержденное прохождением сходных ситуаций, то есть возведена в область абстракции. Индивидуально, эта абстракция- схема, кроме содержания, различна лишь степенью ригидности своего контура, то есть способностью ассимилировать (приобретать) новый опыт как свой, наработанный при некотором изменении ситуации. Однако, так или иначе, каким бы ни был мягким контур, схема обязана иметь и свое жесткое ядро, то есть, нечто, настолько сущностное и важное, без чего схема, потеряв свой смысл и свое название, превращается в некое аморфное образование. На базе такой непонятной, бесформенной когнитивной антисхемы реализовать поведенческую стратегию весьма затруднительно - тогда непонятно куда необходимо двигаться и зачем, при помощи каких наличных средств и потенциальных ресурсов. С другой стороны, устойчивость этого паттернального ядра, может быть его самым уязвимым местом - оно (ядро) статично, инертно, не адаптивно, безжизненно, плохо подвержено реконструкции при кардинально изменившихся обстоятельствах. Такое впечатление, что если жизнь вкидывает в свою игру экстраординарную ситуацию, то ядро нашей, до сих пор устойчивой схемы, легче разрушить до основания, чем реконструировать его под новый смысл- обстоятельство, отделив в нем "зерно от плевел", то есть, нужное от ненужного.

Однако, сама реализованная на базе этой схемы поведенческая стратегия, имеет, по всей видимости, другую природу. В ней все, в каждом моменте движения по реальности, подвержено изменению, иногда - до неузнаваемости. Сознание, по схеме провоцирует и идентифицирует реальную жизненную ситуацию как знакомую, которую легко будет понять и ассимилировать. Аппетит этого схематического сознания, прогрессирующий на базе позитивных подкреплений реальности, растет и доходит до потери адекватности при ее (новой, неожиданной ситуации) идентификации как знакомой. Происходит роковая ошибка при этом опознании. Это и есть встреча с героем Тесеем. Прокруст не узнал в Тесее свою смерть и уничтожение созданного им ложа. Он идентифицировал его, как уже знакомого, одного из тех, которых он погубил на своем ложе. Логика вещей (реальность - Тесей) оказывается куда более сложной и неожиданной, чем логика намерений (предсказуемость на базе прошлого опыта). Одним словом, происходит фрустрация, а с нею и переосмысление всего предшествующего опыта, который теперь преподносится нам сознанием, как бессмысленный и неадаптивный.

Однако, не стоит отчаиваться – не все так плохо, как кажется. В прежней схеме было и есть много полезных и приятных вещей, которые не стоит выкидывать на помойку своей личной истории. Их стоит отобрать для создания новой, теперь уже адаптивной схемы, которая будет способна вобрать в себя логику вещей произошедшего и послужит нам для целого класса новых, более сложных ситуаций, расширяя наши возможности для реализации более совершенных поведенческих стратегий.

 

 

 



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Когнитивные искажения и ранние дезадаптивные схемы: опыт корреляции
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Аннотация к учебному пособию "Психология личности: определение, схемы, таблицы", 2015
  • 5 советов для тех, кто мало зарабатывает. Как всегда быть «при деньгах»
  • Выход из травмы есть! (Или не так страшен чёрт, как его малюют)
  • Советы для тех, кому надоело жить без денег. Как всегда быть «при деньгах»
  • Как принять его таким, какой он есть, если не принимается??
  • Опасные схемы в общении с "бывшими"
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Кому ты что должна в этой жизни и почему так вышло?
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Как не набрать лишний вес, или избавиться от него, если он уже есть?
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Стратегия и Тактика Профилактики Рецидивов: 9 Шагов Универсальной Схемы
  • Как быть если муж есть, а секса нет.
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Как дезадаптивные схемы из детства создают проблемы взрослым ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь