Схемы работы с МАК: важные нюансы

Автор статьи: Екатерина Радченко

Коллеги!) Продолжая разговор о важных, с моей точки зрения, нюансах работы с МАК (начало здесь: "МАК-вопросы: виды, предназначение, примеры" и здесь: "Запросы в работе с МАК"), сегодня я хочу поговорить о построении МАКовых схем (раскладов).

Сразу хочу отметить, что единообразия в терминологии, в общем-то, нет: кто-то называет такие схемы техниками, кто-то – упражнениями, кто-то – раскладами, кто-то – играми. В любом случае речь идет о последовательности вопросов, объединенных общей задачей, состоящей в прояснении деталей клиентского запроса и (в идеале) в приведении клиента к пониманию/осознанию неких важных для него вещей.

Эта часть работы, опять же, подчиняется определенным правилам. Главное из них может быть сформулировано следующим образом: В ЛЮБОМ РАСКЛАДЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ЛОГИКА. Другими словами, используя в работе с клиентом ту или иную схему, вы должны четко понимать, почему выбрали именно ее, ЗАЧЕМ ее используете. А для этого, на мой взгляд, специалист должен иметь, как минимум:

- рабочую гипотезу (которую предстоит подтвердить или опровергнуть);

- четко сформулированный первоначальный запрос;

- понимание того результата, к которому планируется придти.

Метафорически это можно описать так: клиент находится в точке А, ему нужно попасть в точку Б, а схема, которую предлагает при работе с МАК специалист – это маршрут из точки А в точку Б. Кстати, самый прямой и короткий путь далеко не всегда самый правильный. Чтобы проще и быстрее всего попасть с крыши дома на землю, достаточно прыгнуть вниз, но вряд ли этот способ преодоления расстояния от крыши до земли можно назвать разумным.

Схемы работы с МАК важные нюансы

Можно условно разделить все схемы на три больших группы:

  • Расклады на 1 карту.
  • Расклады на 3 карты.
  • Расклады на 5 и более карт.

Немного подробнее об особенностях работы с каждой из этих групп.

Одну карту, с моей точки зрения, уместнее всего использовать в ситуациях, когда клиент «впал в ступор». Это может произойти как в самом начале сессии, так и на любом последующем этапе работы, и тогда одна карта может помочь сдвинуться с места. Имеет смысл обратиться к этой технике и в том случае, если рабочая гипотеза специалиста требует уточнения, необходимы дополнительные детали.

Работа с одной картой достаточно эффективна и не занимает много времени, однако здесь важно МАКСИМАЛЬНО ЧЕТКО формулировать «точечный», узконаправленный (как правило, промежуточный) запрос.

И, конечно, мастера высокого уровня могут выстроить свою работу только на одной карте, и исключительно вопросами привести клиента к нужному результату. Но это – «высший пилотаж».)))

Расклады на три карты предназначены, в первую очередь, для:

- экспресс-диагностики («диагностика» в данном случае подразумевает получение дополнительной, максимально правдивой информации);

- прояснения запроса;

- групповых занятий.

Уместно использовать такие схемы в начале сессии, а затем, после проведенной работы, в конце сессии – для наглядной демонстрации клиенту тех результатов, которые были достигнуты в процессе взаимодействия. В этом случае используется одна и та же схема (и, желательно, одна и та же колода МАК).

Расклады на 5 и более карт предполагают более глубокую проработку того или иного запроса. При работе с такими схемами специалисты часто используют несколько разных колод МАК, чтобы получить самим и дать клиенту максимум информации. Это очень эффективно, однако, с моей точки зрения, такие сложные схемы специалисту стоит применять в практической деятельности только после того, как уже наработан определенный опыт. Для тех, кто только начинает осваивать МАК, работа с «развернутыми» техниками может представлять определенные сложности.

Как правило, начинающие специалисты используют техники, придуманные другими мастерами (в открытом доступе такой информации сейчас предостаточно). Что, на мой взгляд, здесь важно? Беря в работу новую схему, я бы рекомендовала «обкатать» ее: пройти последовательно по вопросам, приведенным в схеме, сделать такой расклад с использованием той или иной колоды МАК, понять, как это работает и где могут возникнуть трудности. Возможно, вы захотите модифицировать предложенный вариант с учетом собственных представлений и специфики ваших клиентов. В любом случае, в схеме нужно хорошо разобраться и хорошо ориентироваться.

На определенном этапе, как правило, каждый специалист, работающий с МАК, начинает создавать свои собственные схемы. Ну а «асы» делают это с каждым клиентом в режиме реального времени, т.е. предлагают логическое «перемещение» от одного промежуточного запроса к другому в импровизационной манере, с учетом, например, изменяющегося прямо в процессе работы состояния клиента.

Однако, какую бы схему вы ни выбрали, она должна быть:

- логически простроенной;

- понятной для вас;

- подходящей под запрос, с которым вы работаете. 

От того, насколько правильно подобрана схема, насколько она логична и точна, в значительной степени зависит конечный результат работы. Поэтому я считаю умение правильно выбрать схему одним из важнейших навыков специалиста, использующего в своей работе МАК.

Для тех же, кто пока не вполне уверенно чувствует себя с МАК или для тех, кто по каким-то причинам испытывает определенные трудности с разбором/созданием схем, можно порекомендовать воспользоваться дополнительными инструментами. На мой взгляд, отлично подойдут:

  • «Конструктор психологических техник для консультаций и игр с МАК» (автор - Е. Баксан)
  • Набор матриц для работы с метафорическими картами «МАКовые поля» (автор – Е. Радченко)
  • Набор мини-матриц для работы с метафорическими картами «МАКовые полянки» (автор – Е. Радченко)

Эти инструменты в значительной степени облегчают работу, как новичков, так и опытных специалистов. Обратите внимание, коллеги!

Подробнее о своих авторских продуктах (в чем концепция, сходства, различия, задачи и преимущества каждого из них) я расскажу в одной из следующих публикаций.



Просмотров: 1818
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Инструкция и примеры работы для работы с метафорическими ассоциативными картами "OH"
  • Особенности работы по формированию представления схемы собственного тела у детей с ДЦП.
  • Примеры практической работы с авторскими метафорическими ассоциативными картами «Руки»
  • Техники для работы с осознанием тела и сексуальности (+ подборка карт для работы)
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Этапы работы в случае обращения ко мне.
  • О чувстве гордости и об одном случае работы с БАР.
  • База для психокоррекционной работы в случае полисимтоматики.
  • Варианты работы с метафорическими картами (колода Морена)
  • Техника работы с метафорическими ассоциативными картами "Слепая зона"
  • Техника работы с метафорическими картами "Я-родитель"
  • Техника работы с метафорическими картами. Расклад Достаток.
  • Психосоматика. Вариант работы с тканевой терапией и метафорическими картами.
  • Опыт работы с метафорическими картами в онлайн.
  • Найти работу после декретного отпуска. Часть 2. Поиск места работы
  • Дерево как образ человека: опыт работы с метафорическими картами
  • На мой взгляд, с моей точки зрения...
  • Начало работы с клиентом. Трудности, важнейшие правила.
  • Почему начало работы с психологом может сделать вашу ситуацию еще тяжелее
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • МАКовые поля+метафорические карты+фигурки: взаимодополняющие метафоры в работе с клиентом
  • из опыта работы с МАК - метафорическими ассоциативными картами
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Техника работы с метафорическими картами «Мои отношения с людьми»
  • Пример из практики работы с метафорическими ассоциативными картами
  • Пример работы с Метафорическими картами "Рожать или не рожать"
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Пример работы с метафорическими картами: страх водить автомобиль



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь