Примеры практической работы с авторскими метафорическими ассоциативными картами «Руки»

Бородулькина Т.А. Примеры практической работы с авторскими метафорическими ассоциативными картами «Руки» / Т.А.Бородулькина / Психологічні основи розвитку особистості: монографія / за заг. ред.. В.Й.Бочелюка, за ред. М.А.Дергач. – Запоріжжя: Просвіта, 2019. – Т.5. - С. 321-347.

 БОРОДУЛЬКИНА Т.А.

 Примеры практической работы с авторскими метафорическими ассоциативными картами «Руки»

 Об авторских метафорических ассоциативных картах «Руки»

Метафорические ассоциативные карты «Руки» (МАК «Руки») – это авторская проективная методика (авторское свидетельство № 73800 от 11.09.2017 [7]), предназначенная для использования в психологической и психотерапевтической практике в индивидуальной и групповой работе с большим репертуаром психологических запросов, связанных с физическим и психическим здоровьем; образом «Я»; возрастным развитием и старением, личностной зрелостью; проблемами взаимоотношений, социализации, социального и профессионального статуса; разными видами активности, трудом, работой, творчеством; травматичным опытом; выработкой методов совладания со стрессом, стратегий преодоления кризисов; ресурсами и препятствиями; поиском источника жизненных сил и энергии; развитием навыков самопрезентации и коммуникативных способностей; экзистенциальными, нравственными, ценностно-смысловыми вопросами  и др.

Отличительной особенностью МАК «Руки» является то, что это – набор МАК, полностью построенный на живописных, а не фотографических изображениях рук.  На этапе разработки данного набора МАК живописные изображения рук в разных контекстах показались нам наиболее подходящими для проективной работы с точки зрения неопределенности стимула.

В набор МАК «Руки» (тираж 2019 года) входят инструкция и 156 карт (размер 100х70 мм) с изображениями рук людей  разного возраста и пола, пребывающих в разных эмоциональных состояниях; совершающих разные действия (рис.1).

Примеры практической работы с авторскими метафорическими ассоциативными картами Руки

Рис. 1. МАК «Руки» (тираж 2019 года, автор Т.Бородулькина)

 

На каждой отдельной карте представлены как изображения одной руки, так и изображения нескольких рук, что позволяет легко использовать МАК «Руки» не только в работе с метафорами действий и состояний отдельного человека, но и в работе с темами взаимодействия и взаимоотношений различных людей. При подборе изображений нами учтены как объективные характеристики руки, так и символические. В авторский набор МАК «Руки» входят  живописные изображения рук, визуальным материалом для которых стали фотофрагменты наскальных изображений, образцов древнеегипетского искусства, картины известных художников прошлых веков. Все задействованные в нашей методике произведения искусства в настоящий момент считаются общественным достоянием, что является основанием для свободного и законного их использования [1, 2, 7].

Авторский взгляд на метафору и метафорические карты вообще, идея создания и апробация МАК «Руки», направления психологической работы с МАК «Руки» и примеры упражнений с ними подробно описаны в предыдущих публикациях автора (Т.А. Бородулькина, 2016, 2017, 2018), логическим продолжением которых является данный текст, в котором представлены примеры практической работы с МАК «Руки». Акцент в описаниях клиентских случаев делается на методике работы с МАК, а не на проблеме и личности клиента. Клиентские случаи описываются с разрешения клиентов.

Описание клиентского случая в экспресс-консультировании с использованием упражнения «От «Я «не ОК»» к  «Я «ОК»» (МАК «Руки» в работе с психосоматическими проблемами) [4].  Общая характеристика запроса и ситуации клиентки: на фоне внешне насыщенной личной и профессиональной жизни, организм «подводит» и не дает возможности быть включенной в жизнь «по максимуму», что проявляется в усталости, бессоннице, снижении эмоционального фона, ослаблении концентрации внимания.

Задачи: осознание своего актуального физического и психического состояния с помощью работы с метафорическими образами (МАК «Руки», автор Т. Бородулькина); рефлексия двух полюсов собственной шкалы здоровья, где один полюс – это «Я здоров. Я нахожусь в своем лучшем физическом состоянии («Я ОК»)», а второй полюс – «Я не здоров. Я нахожусь в своем худшем физическом состоянии (Я «не ОК»)»; осознание причин собственного здоровья/нездоровья; поиск и нахождение ресурсов для перехода в состояние «Я «ОК»» (я здоров).

Выбор метафорических карт осуществлялся клиенткой вслепую.

Шаг 1. Полюс «Я «не ОК»». Первая карта (полюс «Я «не ОК»») описывалась клиенткой в процессе ответов на задаваемые психологом вопросы по карте (рис.2).

П (Психолог): Опишите, какая это рука?

К (Клиентка): Рука просящая, зависимая, слабая, безвольная…. Рука уже не молодого человека. Натруженная рука, огрубевшая от тяжелой физической работы… Неухоженная…

П: Это положительные или негативные характеристики руки для Вас?

К: Скорее негативные.

П: Можете ли Вы сказать что-то положительное о данной руке?

К (задумалась): Хм.. Рука теплая, мягкая… Рука доброго человека.

П: Сколько силы/энергии в этой руке?

К: Если из 100%, то процентов двадцать. Рука сильного физически человека, но в данный момент она слаба… Хотя, рука не опущена совсем … Чтобы так держать руку (клиентка повторяет своей рукой движение руки с карты), необходимо некоторое напряжение.

П: Что ощущает эта рука?

К: Почти ничего… Что-то лежит на ладони. Наверное, монетки. Рука очень слабо их ощущает… Небольшое давление. Ощущение некоторого дискомфорта.

П: Что создает ощущение дискомфорта?

К: Неестественность (для меня) ее положения. Раз человек устал, то руке нужно дать отдохнуть, опустить ее, стряхнуть монетки. Но, несмотря на усталость и истощение, человек продолжает именно так держать руку – в напряжении. И для чего эти монетки? То ли он хочет их кому-то отдать, то ли просит? Неуверенный жест.

П: Опишите, пожалуйста, всего человека (его выражение лица, позу, дыхание, физическое и эмоциональное состояние. В каком он находится окружении (фон)?

К: У этого пожилого человека, мужчины, страдальческое выражение лица, такое, как-будто у него что-то болит… Глаза полузакрыты, уголки рта немного опущены вниз. Поза – немного согнулся и наклонился вперед. Возможно, во второй руке – палка для опоры. Вокруг него темно и пусто… Как-будто бы ночь. Человек стоит один на улице возле своего дома, о чем-то глубоко задумавшись. А за его спиной, в нескольких метрах от него – другая жизнь, более теплая, живая…, в других красках. Там – больше света.

П: Можно ли провести параллель между этой картой и Вашим нынешним физическим и психическим состоянием? В начале нашей работы Вы вытягивали эту карту для своего состояния «Я «не ОК»». Есть ли некоторые соответствия?

К:  Да, у меня сейчас именно такое состояние: опустошенности, активности «по инерции», неуверенности. Как-то не хочется себя ассоциировать с этим пожилым, одиноким, безвольным стариком… Но, к сожалению, факт остается фактом… «Руки опустились», потому что я очень устала и замерла в этом состоянии. Я куда-то не туда забрела… А может быть, рано остановилась? Может быть, зря остановилась? Пройти еще несколько шагов вперед – и все изменится, плечи расправятся, руки перестанут быть вялыми и беспомощными, мысли прояснятся… Но, почему-то сил на эти несколько шагов вообще нет… Хоть ложись и умирай… Не могу понять, почему нет сил, где они? Ведь еще недавно жизнь во мне била ключом…

П: Хорошо. Давайте пока эту карту отложим и перейдем ко второй – состояние «Я «ОК»». Клиентка выбирает вслепую еще одну карту из МАК «Руки» (рис.3).

Шаг 2. Полюс «Я «ОК»».


Рис.3. Выбор карты для полюса «Я «ОК»»

 

К (быстро): О! Ну это другое дело!!! Здесь много воздуха, есть движение! Руки активно действуют, сильны. Это руки сильного, здорового, крепкого, уверенного в себе человека, мужчины. У него сосредоточенное лицо. Он крепко стоит на ногах. Он не один. Вокруг – бурлит жизнь, живут разные люди.

П: Что еще Вы можете сказать об этих руках? Какие они?

К (уже медленнее): Сильные, уверенные, жесткие, здоровые, молодые, крепкие, ловкие, натренированные.

П: Это положительные или негативные характеристики рук для Вас?

К: Положительные.

П: Можете ли Вы назвать негативные характеристики данных рук?

К (немного подумав): Возможно, руки разящие, являющиеся угрозой для других.

П: Сколько силы/энергии в этих руках?

К (с энтузиазмом): Думаю, что все 150%!!!

П: Что ощущают эти руки?

К: Силу, мощь…, напряжение.

П: Характерно ли для Вас это состояние?

К: Да, это мое обычное состояние на работе… И лет 10 назад – это было мое каждодневное состояние в обыденной жизни. В последнее время, если я и проявляю такое состояние, то преимущественно на работе через волевое усилие. Но ощущения не те, когда это происходило естественным путем, без приложения специальных волевых усилий.

Шаг 3. От «Я «не ОК»» к «Я «ОК»».

П: Теперь рассмотрите, пожалуйста, обе карты. Что между ними общего? Чем они принципиально отличаются?

К: Хм… Общего пока ничего не вижу. Совсем нет ничего общего. Руки абсолютно разных по духу людей, живущих в разных реальностях… Это – мужские руки – вот это и есть общее…

П: Чем принципиально отличаются для Вас руки на двух картах?

К: Ну, это проще определить. На первой карте рука опущена вниз, на второй – руки подняты вверх. На первой карте рука просящая, слабая, неуверенная. На второй – руки выглядят как сильные, активные, уверенные. Очевидна разница в цветовой гамме. Первая карта – теплая. Рука, как будто бы на фоне земли (опущена к земле). Вторая карта – более холодная, более многоцветная. Руки подняты в небо. Получается, что когда я сосредоточена больше на материальных проблемах, рутине, мое состояние ухудшается. Когда я ориентируюсь на свои ценности, идеалы, тогда я чувствую себя сильной, в тонусе… И еще. На первой карте – человек один. На второй карте – за спиной – поддержка (люди, ангелы).

П: Назовите по одному ключевому слову для каждой карты.

К: Первая карта – безжизненность. Вторая – наполненность жизнью.

П: Мы рассматриваем эти карты, как два крайних полюса Вашего физического и психического состояния: Я здорова – Я не здорова.  Как далеко эти полюса расположены друг от друга на воображаемой шкале? Расположите, пожалуйста, эти две карты на столе, учитывая смысловое расстояние между ними.

Клиентка располагает карты далеко одна от другой, при этом сначала размещает вторую, а затем первую (рис. 4).

Рис. 4. Расположение карт на условной шкале «Я «ОК» – Я не «ОК»»

 

П: Как Вам такое расположение? Какие чувства, ощущения возникают?

К: Большая пропасть между картами и между моими двумя состояниями. Мне это не нравится. Меня это удручает, расстраивает.

П: Попробуйте рассказать, как Вы перешли из состояния «Я ОК» (Я –здорова) в состояние «Я «Не ОК»» (я не здорова). Что послужило причиной?

К (сильно задумалась): Наверное, я переактивничала… Работала на 150% достаточно долго… Отвернулась от поддержки… Редко общалась с друзьями и близкими. Если и общалась, то наше общение носило формальный характер, что не вдохновляло…  Перестала активно опираться на свои ценности… Перестала смотреть в небо… Как в физическое небо, так и в Небо духовное… Увлеклась «маханием мечом», защитой, борьбой… Не заметила, как потеряла все силы и опустила руки…

П: Как Вы думаете, сколько условных шагов Вы совершили от одного состояния к другому? Обозначьте их, пожалуйста, пропишите на листе бумаги. Можете описать их метафорически.

К: Первый шаг (на самом деле это несколько конкретных действий) – раз 20 «махала мечом», вместо 1-2 раз. Т.е. «застряла» в этом вроде как хорошем своем состоянии. Шаг 2 – «опустила меч» (перестала бороться). Шаг 3 – опустила голову, перестала смотреть в небо. Шаг 4 – спустилась с горы… Сейчас мне почему-то кажется, что здесь (на карте «Я ОК») я стою на горе. Шаг 5 – сделала несколько шагов в разные стороны в темноте, не разбирая дороги. Шаг 6 – остановилась. Шаг 7 – стою в такой позе уже длительное время… Шаг 8 – понимаю, что что-то не так… Прошу о помощи. Поэтому обратилась к Вам… Пытаюсь найти выход из сложившейся ситуации.

П: Какие шаги можно было не совершать?

К: Можно было сократить время на «первый шаг» и «последний шаг», т.е. получается, что проблема в том, что я «застряла». Сначала я «застряла» «с мечом в руках». И это меня истощило. А затем я «застряла», оцепенела с опущенной рукой. Т.е. мне нужно не застревать, выдергивать себя, если засиделась в каком-либо состоянии.

П: А теперь поменяйте местами карты и попробуйте представить и описать (записать) те шаги, которые Вам необходимо совершить, чтобы перейти из одного состояния в другое.

Клиентка поменяла местами карты (рис. 5).

Рис.5. Расположение карт на условной шкале «Я «не ОК» – Я «ОК»»

К: Шаг 1. Глубоко вздохнуть. Мелочь, которая в руке, положить в карман. Размять ноги, потянуться, улыбнуться. Повернуть шею: вправо-влево-назад-вперед. Закрыть и открыть глаза. Можно даже подпрыгнуть и немного пробежаться, ущипнуть себя… Шаг 2. Прийти домой. Хорошенько выспаться. Шаг 3. Пообщаться с близкими, друзьями. Шаг 4. Запустить в свою жизнь ритм, регулярные прогулки на свежем воздухе, занятия спортивного характера, уделять время другим любимым занятиям. Шаг 5. Пересмотреть и, по возможности, сократить растраты времени на работу.

Клиентка оживляется, в голосе появляется энтузиазм.

К: Уже становится легче, когда проговариваю всё это! Чем ближе ко второй карте, тем больше мне хочется ее заменить… Я не хочу сейчас «махать мечом».

П: А что Вы хотите?

К: Хочу завершить некоторые свои творческие проекты.

П: Т.е., снова погрузиться в работу?

К: И да, и нет… Это не совсем работа, скорее – хобби.

П: Хотите вытянуть новую карту для состояния «Я «ОК»»?

К: Да, давайте попробуем. Интересно, что получится (вытягивает карту вслепую) (рис.6).

Рис. 6. Выбор второй карты для полюса «Я «ОК»»

К: Хм… Не совсем то, что хотелось бы… Хотелось бы больше неба и света.

П: Попробуете выбрать карту в открытую?

К: Нет, давайте, попробую поработать с этой. Руки опущены вниз, держат объемную посудину с какой-то едой…, продуктами труда этого человека для кого-то другого. Руки молодые, женские, мягкие. И в то же время – сильные, гибкие. Понятно, что такой груз на весу не удержишь. Логично, что руки опущены вниз, к земле, а не подняты над головой, но характер этого действия совсем не такой, как на карте «Я «не ОК»». Это руки дающие, а не просящие. Руки уверенного в себе человека. Если дорисовать картинку, то она будет светлая, потому что вверху будет светлое небо… Его будет видно через окно помещения, в котором находится человек. Скорее всего, это женщина, которая несет приготовленную еду своим домочадцам. Домочадцы сидят за столом, перед ней. Царит теплая атмосфера.

П: Вам нравится эта карта?

К: Да, вполне.

П: Если сопоставить первоначальную карту для состояния «Я «ОК»» с этой, то как они друг друга дополняют? (рис.7).

Рис.7. Выбор карт для полюса «Я «ОК»»

 

К: Очень даже дополняют. Хорошо, что их две. Карта с мечом – это состояние активности, оно больше характерно для работы, для начала творческого проекта…  Готовность к действию. Карта с посудиной – это выдох, результат работы, перерыв, возможность поделиться тем, что сделала, а также просто – отдых с семьей, общение с близкими людьми.

В конце сессии клиентка выглядела бодрой и воодушевленной. В качестве домашнего задания было предложено еще раз прописать свои шаги из состояния «Я «не ОК»» к состоянию «Я «ОК»», но уже не метафорически, а учитывая свои реальные жизненные обстоятельства.

Описание клиентского случая (№1) с использованием упражнения «Анализ актуальной жизненной ситуации с помощью МАК» [5]. Работали с картами вслепую (по желанию клиента). Общая характеристика запроса и ситуации клиента: ощущение бессмысленности и абсурдности жизни, беспомощность в ряде последних жизненных событий, хаотичность, чувство «потерянности» и отсутствия контакта с внутренним Я.

Задачи: проанализировать актуальную жизненную ситуацию и себя в ней с помощью МАК; обнаружить «препятствия» и «ресурсы» на данном этапе жизненного пути; «посмотреть» на свою жизненную ситуацию со стороны и с новых позиций.

Шаг 1. Клиенту предложено задуматься над вопросом: «Какой я на данном этапе жизни?» и вслепую из набора российских МАК «Дерево как образ человека» (авторы Е.Мухаматулина и Г.Кац) выбрать одну карту с изображением дерева, с помощью которой необходимо описать себя, и из карт со словами из этого же набора выбрать одно слово, которое наиболее полно соответствует переживанию клиентом себя в данный момент.

Работа с изображением дерева (рис.8).


Рис. 8. Выбор карт из МАК «Дерево как образ человека» (авторы Г.Кац, Е.Мухаматулина) для работы над вопросом

«Какой я на данном этапе жизни?»

 

К (клиент): – Здесь не одно, а несколько деревьев, чьи корни и ветви перепутаны… Деревья слишком близко растут друг к другу. Ощущение, что им тесно. Все стволы словно состоят из нескольких частей, т.е. нет единого ствола, стержня…

П (психолог): – Есть ли на этой карте дерево, похожее на Вас?

К: – Хм… Особой разницы между деревьями нет, все они многоствольны и хаотичны. Хотелось бы быть тем, что в центре – оно наиболее целостное. А вообще все эти деревья можно воспринимать, как одно – расколотое на части. Вот такая «расколотость на части» сейчас меня и характеризует.

П: – Что Вам больше всего не нравится на карте?

К: – Отсутствие неба и теснота…

П: – А что нравится?

К: – Видно, что деревья живые… Нравится – жизнь.

П: – Как одним словом Вы можете охарактеризовать себя, на основе рассматриваемого изображения?

К: – Хаотичность…

Работа со словом. Вслепую клиент выбрал из МАК «Дерево как образ человека» слово «ПОКОЙ».

К: – Покой – это то, чего мне сейчас не хватает…

Шаг 2. Далее клиенту предложено с помощью российских МАК «Пути-Дороги. Метафора жизненного пути» (авторы Е.Мухаматулина и Г.Кац) задуматься над вопросами: «На каком этапе жизни я сейчас нахожусь? По какой дороге жизни я иду?».

 Клиент вслепую выбирает карту с изображением и карту со словом (рис.9).

Рис. 9. Выбор карт из МАК «Пути-Дороги. Метафора жизненного пути» (авторы Е.Мухаматулина и Г.Кац) для работы над вопросами

«На каком этапе жизни я сейчас нахожусь? По какой дороге жизни я иду?»

 

Работа с изображением дороги.

К: – Я за рулем, веду машину… (вообще, у меня нет машины, и я не умею водить). Впереди какой-то непонятный знак… Я вообще не понимаю, куда я еду, что это за знак. Нравится то, что я есть, и что я «у руля». Но толку от этого нет, потому что я не умею водить, не разбираюсь в дорожных знаках.

П: – Что Вы чувствуете в этой ситуации?

К: – Чувствую некоторую беспомощность… Мне тесно и неуютно здесь. Хочется выйти из машины…

 Работа с картой-словом. Клиент вытянул вслепую слово «Выбор».

 К: – Наверное, мне нужно выбрать, что делать дальше? Выйти из машины или ехать, не зная правил, не понимая знаков. А может – научиться водить машину?

 Шаг 3. Далее работали над уточнением актуальной жизненной ситуации с помощью МАК «Антиполярность» (автор А. Поправка).

Клиент вслепую вытянул одну карту, и сразу его внимание привлекла половинка карты с изображением кучки пазлов (рис.10).

Рис.10. Выбор карты для уточнения актуальной жизненной ситуации (МАК «Антиполярность», автор А. Поправка)

 

П: – Рассмотрите картинку и соотнесите со своей актуальной жизненной ситуацией.

К: – Хаотичность… Была цельная большая и красивая картина… И вдруг она рассыпалась на множество маленьких кусочков. И я не знаю, как ее собрать. У меня нет на это сил. Я чувствую беспомощность…

 Шаг 4. После этого клиенту предложено с помощью МАК «Руки» (автор Т. Бородулькина) задуматься о том, что ему мешает в данной ситуации, а что может помочь. Клиент из МАК «Руки» вытягивает вслепую две карты с изображениями рук (рис.11).

 Работа с изображениями рук.

Рис.11. Выбор карт из МАК «Руки» (автор Т.Бородулькина) для работы над вопросом: «Что мне помогает, а что мешает на пути?»

 

К: – Кто-то пытается поймать и удержать сразу нескольких птиц… Но ему это не очень удается… Так и я  – пытаюсь делать сразу несколько дел, хватаюсь за многое. А сделать все, что хочу, – не в состоянии… Это мне и мешает. Чувство рассредоточенности.  На второй картинке – я держу посуду с чем-то съедобным. Я собрал все в одну емкость, в одну кучку… Так лучше. Емкость тяжелая и большая, не очень удобно ее держать… Но здесь есть концентрированность на чем-то одном. Это, очевидно, мне и сможет помочь. Нужно сосредоточиться, сфокусироваться, собрать все в одну кучу…

П: – Попробуйте увидеть теперь препятствие в ресурсной для Вас карте, а ресурс – в карте-препятствии.

К: – В первой картинке – есть жизнь, движение, свет, воздух… Это хорошо. А во второй картинке – некоторое однообразие. Руки неуверенно держат емкость с содержимым. Вот-вот уронят… Не хватает сил, радости и жизненности.

 Шаг 5. На заключительном этапе клиенту было предложено рассмотреть получившийся коллаж и, отвечая для себя на вопрос: «А над чем еще мне необходимо задуматься в связи с актуальной жизненной ситуацией?», вслепую вытянуть карту из МАК актуализации жизненных смыслов «Руки Небесные или Земные» (автор Т. Бородулькина; авторское свидетельство № 75708 от 03.01.2018 г. [8]) (рис.12).


Рис.12. Выбор карты из МАК актуализации экзистенциальных смыслов «Руки Небесные или Земные» (автор Т.Бородулькина)

К: – На карте сразу привлекает внимание человек с множеством глаз на теле… Состояние гипероткрытости, перевозбужденность… Хотя картинка выглядит гармонично, потому что человек – на природе, в горах, где можно и «открыться», «подышать» всем телом. У меня состояние – очень похожее, но другое окружение, далеко не горы…

П: – Какой вопрос, представленный на карте, наиболее откликается для Вас?

К: – Из всех вопросов откликается один: «Что с телом происходит? А с Душой?». Тело перевозбуждено и хочет отдыха… А Душа… Душа ждет, когда тело наберется сил.

 Подведение итогов. Клиент рассмотрел получившийся из карт коллаж  его актуальной жизненной ситуации (рис.13);  записал себе в тетрадь выводы по проведенной работе.

Рис.13. Коллаж из метафорических карт актуальной жизненной ситуации клиента

К концу занятия клиент выглядел более собранным, спокойным, расслабленным; улыбался.

Описание клиентского случая (№2) с использованием упражнения «Анализ актуальной жизненной ситуации с помощью МАК» [6]. Работали с картами вслепую (по желанию клиента). Общая характеристика запроса и ситуации клиента: проблемы на работе и дома, неудовлетворенность рядом жизненных ситуаций, деструктивное поведение по отношению к другим людям, проявления агрессии.

Задачи: проанализировать актуальную жизненную ситуацию и себя в ней с помощью МАК; обнаружить «препятствия» и «ресурсы» на данном этапе жизненного пути; «посмотреть» на свою жизненную ситуацию со стороны и с новых позиций.

Шаг 1. Клиенту предложено задуматься над вопросом: «Какой я на данном этапе жизни?», и вслепую из набора российских МАК «Дерево как образ человека» (авторы Е.Мухаматулина и Г.Кац) выбрать одну карту с изображением дерева, с помощью которой необходимо описать себя, и из карт со словами этого же набора выбрать одно слово, которое наиболее полно соответствует переживанию клиентом себя в данный момент.

Работа с изображением дерева (рис.14):


Рис. 14. Выбор карт из МАК «Дерево как образ человека»

(авторы Г.Кац, Е.Мухаматулина) для работы над вопросом

«Какой я на данном этапе жизни?»

К (клиент): – Ух ты! Мне нравится! Я люблю воду, а здесь дерево растет возле воды.

П (психолог): – Какое это дерево? Опишите его.

К: – Сильное, ветвистое, зрелое. Хорошие корни. Уверенно растет даже на такой неблагоприятной почве. Немного наклонено к воде. Ствол искривлен у основания. Наверное, вначале ему было тяжело прорасти, оно преодолевало трудности. 

П: – Есть ли на этой карте Вы?

К: – Да. Я и есть это дерево… Тоже в молодости мне приходилось преодолевать много сложных ситуаций. (Клиент рассказывает об одной из сложных и неприятных для него ситуаций в молодости).

П: – Какой Вы сейчас? Обобщите, пожалуйста, Ваше описание одним словом.

К: – Устойчивый.

Работа со словом. Вслепую клиент выбрал слово «Трудная судьба».

К: – О! Это обо мне! Изначально у меня была трудная судьба…

П: – А как сейчас?

К: – Сейчас я ее преодолел, как это дерево, но некоторые последствия остались.

Шаг 2. Далее клиенту предложено с помощью российских МАК «Пути-Дороги. Метафора жизненного пути» (авторы Е.Мухаматулина и Г.Кац) задуматься над вопросами: «На каком этапе жизни я сейчас нахожусь? По какой дороге жизни я иду?».

 Клиент вслепую выбирает карту с изображением дороги и карту со словом (рис.15).

Рис. 15. Выбор карт из МАК «Пути-Дороги. Метафора жизненного пути» (авторы Е.Мухаматулина и Г.Кац) для работы над вопросами

«На каком этапе жизни я сейчас нахожусь? По какой дороге жизни я иду?»

 

К: – О! Это тоже обо мне и моей жизни! Надо же! Мне все здесь нравится. Широкая дорога. По ней легко идти. Дорога безлюдная. Никто мне не мешает. Есть место.

П: – Где Вы на этой дороге?

К: – Вот здесь – в самом начале.

 Работа с картой-словом. Клиент вытянул вслепую слово «Находка».

П: – Что это для Вас?

 К: – Это моя работа, которая мне нравится во всех отношениях. Она недавно появилась в моей жизни и стала настоящей находкой! (обсудили с клиентом, за что он любит свою работу, чем она ценна для него).

 Шаг 3. Далее работали над уточнением актуальной жизненной ситуации с помощью МАК «Антиполярность» (автор А. Поправка).

Клиент вслепую вытянул одну карту и стал ее рассматривать (рис.16). Сначала его внимание привлекла картинка с бокалом.

Рис.16. Выбор карты для уточнения актуальной жизненной ситуации (МАК «Антиполярность», автор А. Поправка)

 

К: – Вот эта часть мне нравится больше. Здесь есть вода. А, как я говорил, я очень люблю воду. Здесь есть островок жизни. И мне это нравится. Смущает некоторая неестественность ситуации на картинке…

П: – Как-то это соотносится с Вашей актуальной жизненной ситуацией?

К: – Да. Очень соотносится. Все хорошо. Есть защищенность, жизнь.

П: – Рассмотрите вторую картинку карты и соотнесите со своей актуальной жизненной ситуацией.

К: – Это какая-то неестественная картинка… Птицы не могут вот так сидеть в такую погоду (перед грозой). Впечатление, что их сюда искусственно пририсовали в фотошопе. Здесь не должно быть птиц. Могут быть люди, но не птицы. Неестественная ситуация. Птицы не на своем месте.

П: – Это как-то уточняет Вашу актуальную жизненную ситуацию?

К (в задумчивости): – Не знаю… Надо подумать (вспоминает и описывает с его точки зрения абсурдные ситуации, неправильные, когда другие поступают не так, как ему видится).

П: – А как-то это связано именно с Вами, а не с другими? Вы на своем месте сейчас?

К: – Да… На своем. Мне нравится моя работа.   

Шаг 4. После этого клиент с помощью МАК «Руки» (автор Т. Бородулькина) задумывается о том, что ему мешает в данной ситуации, а что может помочь.

Клиент из МАК «Руки» вытягивает вслепую две карты с изображениями рук (рис.17).

Рис.17. Выбор карт из МАК «Руки» (автор Т.Бородулькина) для работы над вопросом: «Что мне помогает, а что мешает на пути?»

 

Работа с изображениями рук.

К: – Ой… Я не понимаю, что здесь изображено… Женщина держит какую-то тряпку…

П: – Как Вы думаете, что это может быть?

К: – Похоже на плащаницу…

П: – Чьи руки на картинке?

К: – Не знаю… Не мои. Это то, что меня ведет, мне помогает. Высшее руководство для меня.

П: – Рассмотрите вторую картинку. Что здесь?

К: – Снова неестественная ситуация! Птица никогда не будет вот так, как на картинке, клевать ягоды из рук человека. Это – фантазия художника. Для птицы – это нереальная и неестественная ситуация. Зачем ей клевать ягоды с этой ветки, которую держит рука, если можно эти ягоды найти на дереве?

П: – Как-то это соотносится с Вашей жизнью?

К: – Не знаю… Возможно, это то, чего я не должен делать, а вынужден делать (описывает ситуацию на работе, в которой он указывает коллеге на недостатки его работы).

П: – Итак, что Вам мешает?

К: – Вот это и мешает… То, что я вынужден заниматься не тем, чем нужно.

 Шаг 5. На заключительном этапе клиенту предложено рассмотреть получившийся коллаж и, отвечая для себя на вопрос: «А над чем еще мне необходимо задуматься в связи с актуальной жизненной ситуацией?», вслепую вытянуть карту из МАК актуализации жизненных смыслов «Руки Небесные или Земные» (автор Т. Бородулькина).

 Работа с картой (рис.18).

Рис.18. Выбор карты из МАК актуализации экзистенциальных смыслов «Руки Небесные или Земные» (автор Т.Бородулькина)

 

П: – Рассмотрите картинку и ознакомьтесь с вопросами, расположенными вокруг картинки. Возможно, есть вопрос, который для Вас связан с Вашей жизненной ситуацией?

К: – Это – я играю. Вопрос – «Кому играешь, Музыкант?». Конечно, я играю своей семье. Это для меня – самое важное сейчас и всегда.

Подведение итогов. Клиент еще раз рассмотрел получившийся из карт коллаж его актуальной жизненной ситуации (рис.19).

 

Рис.19. Коллаж из метафорических карт актуальной жизненной ситуации клиента

Подобная работа была для него интересна, ему очень понравилось работать с метафорическими картами. Занятие получилось больше диагностичным, т.к. в процессе удалось «нащупать» некоторые противоречия, проблемные зоны, что было учтено в дальнейшей работе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бородулькина Татьяна. Метафора руки как проективный материал в работе практического психолога/ Татьяна Бородулькина // East European Journal of Psycholinguistics. (2017). Lutsk: Lesya Ukrainka Eastern European National University. Vol. 4, No 1. – Pp. 17-30. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eepl.at.ua/load/volume_3_number_1_2017/borodulkina_t/153; http://eepl.at.ua/_ld/1/132_EEJPL_4_1_borod.pdf
  2. Бородулькина Т.А. Авторские метафорические ассоциативные карты «Руки» в психологической практике / Т.А.Бородулькина / Психологічні основи розвитку особистості: монографія / за заг. Ред.. В.Й.Бочелюка, за ред. М.А.Дергач. – Запоріжжя: Просвіта, 2018. – С. 278-298.
  3. Бородулькина Т.А. Опыт использования метафорических ассоциативных карт в психологической работе с детьми / Т.А.Бородулькина // Науковий часопис НАЦІОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГІЧНОГО УНІВЕРСИТЕТУ імені М. П. Драгоманова. Серія 12. Психологічні науки: збірник наукових праць. – К.: НПУ імені М. П. Драгоманова, 2016. – № 4(49). – С.39-52.
  4. Бородулькина Т.А. От «Я не ОК» к «Я ОК»: МАК «Руки» в работе с психосоматическими проблемами (Часть 2) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/article/mak_ruki_sluchai/
  5. Бородулькина Т.А. Алгоритм работы с актуальной жизненной ситуацией с помощью МАК (описание случая). Часть 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/article/opyt_mak_slutchai1/
  6. Бородулькина Т.А. Алгоритм работы с актуальной жизненной ситуацией с помощью МАК (описание случая). Часть 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/article/opyt_mak_slutchai2/
  7. Свідоцтво № 73800 Україна. Науково-практичний твір з ілюстраціями «Метафорические ассоциативные карты «Руки» (МАК «Руки»)» / Т.О.Бородулькіна; власн. Т.О.Бородулькіна; дата реєстрації в МОН економічного розвитку і торгівлі України 11.09.2017 р.
  8. Свідоцтво № 75708 Україна. Науково-практичний твір з ілюстраціями «Метафорические ассоциативные карты актуализации экзистенциальных смыслов «Руки Небесные или Земные» / Т.О. Бородулькіна; власн. Т.О.Бородулькіна; дата реєстрації в МОН економічного розвитку і торгівлі України 03.01.2018 р.



 

 

 

 



Просмотров: 573
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • МАК актуализации экзистенциальных смыслов «Руки Небесные или Земные» (автор Т. Бородулькина)
  • Алгоритм работы с актуальной жизненной ситуацией с помощью МАК (описание случая). Часть 2
  • Алгоритм работы с актуальной жизненной ситуацией с помощью МАК (описание случая). Часть 3
  • Авторские метафорические ассоциативные карты «Руки» в психологической практике
  • Метафорические карты в руки
  • Алгоритм работы с актуальной жизненной ситуацией с помощью МАК. Часть 1
  • Метафорические ассоциативные карты "Руки" в психологической практике
  • Как взять себя в руки в тяжелой ситуации?
  • МАК «Руки Небесные или Земные» как проективный инструмент в работе психолога
  • От «Я «не ОК»» к «Я «ОК»»: МАК «Руки» в работе с психосоматическими проблемами (Часть 1)
  • От «Я не ОК» к «Я ОК»: МАК «Руки» в работе с психосоматическими проблемами (Часть 2)
  • Метафора руки как проективный материал в работе практического психолога
  • Психосоматика: стоит ли лечить или можно просто взять себя в руки?
  • Экстренная помощь, если надо быстро «взять себя в руки»!
  • Взять ситуацию в свои руки
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть-2
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть 3.
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язы
  • Притча о работе: падающее в руки яблоко
  • Возьми себя в руки
  • Взять себя в руки и ...!
  • Возьми себя в руки!
  • Возьми себя в руки!
  • Возьми себя в руки!
  • Как взять ответственность за собственную жизнь в свои руки?
  • Депрессия и как взять себя в руки…
  • Я вижу, о чем вы молчите, несмотря на то (именно потому), что ваш рот закрыли ваши руки.
  • 6 Способов взять ответственность в свои руки и изменить жизнь
  • Депрессия и как взять себя в руки (продолжение)
  • Что делать, когда опускаются руки?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь