От «Я не ОК» к «Я ОК»: МАК «Руки» в работе с психосоматическими проблемами (Часть 2)

От «Я не ОК» к  «Я ОК»: МАК «Руки» в работе с психосоматическими проблемами (Часть 2. Описание клиентского случая)

Алгоритм упражнения описан в ПЕРВОЙ ЧАСТИ публикации: От «Я «не ОК»» к «Я «ОК»»: МАК «Руки» в работе с психосоматическими проблемами (Часть 1)

(акцент в описании делаю на методике работы с МАК, а не на проблеме и личности клиента. Описываю случай с разрешения клиентки)

Экспресс-консультирование. Общая характеристика запроса и ситуации клиентки: на фоне внешне насыщенной личной и профессиональной жизни, организм «подводит» и не дает возможности быть включенной в жизнь «по максимуму», что проявляется в усталости, бессоннице, снижении эмоционального фона, ослаблении концентрации внимания.

Задачи: осознание своего актуального физического и психического состояния с помощью работы с метафорическими образами (МАК «РУКИ», автор Татьяна Бородулькина); рефлексия двух полюсов собственной шкалы здоровья, где один полюс – это «Я здоров. Я нахожусь в своем лучшем физическом состоянии («Я ОК»)», а второй полюс – «Я не здоров. Я нахожусь в своем худшем физическом состоянии (Я «не ОК»)»; осознание причин собственного здоровья/нездоровья; нахождение ресурсов для перехода в состояние «Я «ОК»» (я здоров).

Выбор метафорических карт осуществлялся клиенткой вслепую.

Шаг 1. Полюс «Я «не ОК»»

Описание клиенткой первой карты («Я «не ОК»»):

От Я не ОК к Я ОК  МАК Руки в работе с психосоматическими проблемами Часть 2

П (Психолог): Какая это рука?

К (Клиентка): Рука просящая, зависимая, слабая, безвольная…. Рука уже не молодого человека. Натруженная рука, огрубевшая от тяжелой физической работы… Неухоженная…

П: Это положительные или негативные характеристики руки?

К: Скорее негативные.

П: Можете ли Вы сказать что-то положительное о данной руке?

К (задумалась): Хм.. Рука теплая, мягкая… Рука доброго человека.

П: Сколько силы/энергии в этой руке?

К: Если из 100%, то процентов двадцать. Рука сильного физически человека, но в данный момент она слаба… Хотя, рука не опущена совсем … Чтобы так держать руку (клиентка повторяет своей рукой движение руки с карты) необходимо некоторое напряжение.

П: Что ощущает эта рука?

К: Почти ничего… Что-то лежит на ладони. Наверное, монетки. Рука очень слабо их ощущает… Небольшое давление. Ощущение некоторого дискомфорта.

П: Что создает ощущение дискомфорта?

К: Неестественность (для меня) ее положения. Раз человек устал, то нужно руке дать отдохнуть, опустить ее… Стряхнуть монетки. Но, не смотря на усталость и истощение, человек продолжает именно так держать руку – в напряжении. И для чего эти монетки?... То ли он хочет их кому-то отдать, то ли просит… Неуверенный жест.

П: Опишите, пожалуйста, всего человека (его выражение лица, позу, дыхание, физическое и эмоциональное состояние. В каком он находится окружении (фон)?

К: У этого пожилого человека, мужчины, страдальческое выражение лица, такое, как-будто у него что-то болит… Глаза полузакрыты, уголки рта немного опущены вниз. Поза – немного согнулся и наклонился вперед. Возможно, во второй руке – палка для опоры. Вокруг него темно и пусто… Как-будто бы ночь. Человек стоит один на улице возле своего дома, о чем-то глубоко задумавшись. А за его спиной, в нескольких метрах от него – другая жизнь, более теплая, живая…, в других красках. Там – больше света.

П: Можно ли провести параллель между этой картой и Вашим нынешним физическим и психическим состоянием? В начале нашей работы Вы вытягивали эту карту для своего состояния «Я «не ОК»». Есть ли некоторые соответствия?

К:  Да, у меня сейчас именно такое состояние: опустошенности, активности «по инерции», неуверенности. Как-то не хочется себя ассоциировать с этим пожилым, одиноким, безвольным стариком… Но, к сожалению, факт остается фактом… «Руки опустились», потому что я очень устала и замерла в этом состоянии. Я куда-то не туда забрела… А может быть, рано остановилась? Может быть, зря остановилась? Пройти еще несколько шагов вперед – и все изменится, плечи расправятся, руки перестанут быть вялыми и беспомощными, мысли прояснятся… Но, почему-то сил на эти несколько шагов вообще нет… Хоть ложись и умирай… Не могу понять, почему нет сил, куда они делись? Ведь еще недавно жизнь во мне била ключом…

П: Хорошо. Давайте пока эту карту отложим и перейдем ко второй – состояние «Я ОК» (клиентка выбирает вслепую еще одну карту из МАК «РУКИ»).

Шаг 2. Полюс «Я «ОК»»



К (быстро): О! Ну это другое дело!!! Здесь много воздуха, есть движение! Руки активно действуют, сильны. Это руки сильного, здорового, крепкого, уверенного в себе человека, мужчины. У него сосредоточенное лицо. Он крепко стоит на ногах. Он не один. Вокруг – бурлит жизнь, живут разные люди.

П: Что еще Вы можете сказать об этих руках? Какие они?

К (уже медленнее): Сильные, уверенные, жесткие, здоровые, молодые, крепкие, ловкие, натренированные.

П: Это положительные или негативные характеристики рук для Вас?

К: Положительные.

П: Можете ли назвать негативные характеристики данных рук?

К (немного подумав): Возможно, руки разящие, являющиеся угрозой для других.

П: Сколько силы/энергии в этих руках?

К (с энтузиазмом): Думаю, что все 150%!!!

П: Что ощущают эти руки?

К: Силу, мощь…, напряжение.

П: Характерно ли для Вас это состояние?

К: Да, это мое обычное состояние на работе… И лет 10 назад – это было мое каждодневное состояние в обыденной жизни. В последнее время, если и проявляю такое состояние, то преимущественно на работе через волевое усилие. Но ощущения не те, когда это происходило естественным путем, без приложения специальных волевых усилий…

Шаг 3. От «Я «не ОК»» к «Я «ОК»»

П: Теперь рассмотрите, пожалуйста, обе карты. Что между ними общего? Чем они принципиально отличаются?

К: Хм… Общего пока ничего не вижу. Совсем нет ничего общего. Руки абсолютно разных по духу людей, живущих в разных реальностях… Это – мужские руки – вот это и есть общее…

П: Чем принципиально отличаются для Вас руки на двух картах?

К: Ну, это проще определить. На первой карте рука опущена вниз, на второй – руки подняты вверх. На первой карте рука просящая, слабая, неуверенная. На второй – руки выглядят как сильные, активные, уверенные. Очевидна разница в цветовой гамме. Первая карта – теплая. Рука, как будто бы на фоне земли (опущена к земле). Вторая карта – более холодная, более многоцветная. Руки подняты в небо. Получается, что когда я сосредоточена больше на материальных проблемах, рутине, мое состояние ухудшается. Когда я ориентируюсь на свои ценности, идеалы, тогда я чувствую себя сильной, в тонусе… И еще. На первой карте – человек один. На второй карте – за спиной – поддержка (люди, ангелы).

П: Назовите по одному ключевому слову для каждой карты.

К: Первая карта – безжизненность. Вторая – наполненность жизнью.

П: Мы рассматриваем эти карты, как два крайних полюса Вашего физического и психического состояния: Я здорова – Я не здорова.  Как далеко эти полюсы расположены друг от друга на воображаемой шкале? Расположите, пожалуйста, эти две карты на столе, учитывая смысловое расстояние между ними.

(Клиентка располагает карты далеко одна от другой, при этом сначала помещает вторую, а затем первую).



П: Как Вам такое расположение? Какие чувства, ощущения возникают?

К: Большая пропасть между картами и между моими двумя состояниями. Мне это не нравится. Меня это удручает, расстраивает.

П: Попробуйте рассказать, как Вы перешли из состояния «Я ОК» (я-здорова) в состояние «Я «Не ОК»» (я не здорова). Что послужило причиной?

К: (сильно задумалась): Наверное, я переактивничала… Работала на 150% достаточно долго… Отвернулась от поддержки… Редко общалась с друзьями и близкими. Если и общалась, то наше общение носило формальный характер, что не вдохновляло…  Перестала активно опираться на свои ценности… Перестала смотреть в небо… Как в физическое небо, так и в Небо духовное… Увлеклась маханием мечом, защитой, борьбой… Не заметила, как потеряла все силы и опустила руки…

П: Как Вы думаете, сколько условных шагов Вы совершили от одного состояния к другому? Обозначьте их, пожалуйста, пропишите на листе бумаги. Можете описать метафорически.

К: Первый шаг (на самом деле это несколько конкретных действий) – раз 20 махала мечом, вместо 1-2 раз. Т.е. «застряла» в этом вроде как хорошем своем состоянии. Шаг 2 – опустила меч (перестала бороться). Шаг 3 – опустила голову, перестала смотреть в небо. Шаг 4 – спустилась с горы… Сейчас мне почему-то кажется, что здесь (на карте «Я ОК») я стою на горе. Шаг 5 – сделала несколько шагов в разные стороны в темноте, не разбирая дороги. Шаг 6 – остановилась. Шаг 7 – стою в такой позе уже длительное время… Шаг 8 – понимаю, что что-то не так… Прошу о помощи. Поэтому обратилась к Вам… Пытаюсь найти выход из сложившейся ситуации.

П: Какие шаги можно было не совершать?

К: Можно было сократить время на «первый шаг» и «последний шаг», т.е. получается, что проблема в том, что я «застряла». Сначала я «застряла» с мечом в руках. И это меня истощило. А затем я «застряла», оцепенела с опущенной рукой. Т.е. мне нужно не застревать, выдергивать себя, если засиделась в каком-либо состоянии.

П: А теперь поменяйте местами карты и попробуйте представить и описать (записать) те шаги, которые Вам необходимо совершить, чтобы перейти из одного состояния в другое.



К: Шаг 1. Глубоко вздохнуть. Мелочь, которая в руке, положить в карман. Размять ноги, потянуться, улыбнуться. Повернуть шею: вправо-влево-назад-вперед. Закрыть и открыть глаза. Можно даже подпрыгнуть и немного пробежаться, ущипнуть себя… Шаг 2. Прийти домой. Хорошенько выспаться. Шаг 3. Пообщаться с близкими, друзьями. Шаг 4. Запустить в свою жизнь ритм, регулярные прогулки на свежем воздухе, занятия спортивного характера, уделять время другим любимым занятиям. Шаг 5. Пересмотреть и, по возможности, сократить растраты времени на работу.

(Клиентка оживляется, в голосе появляется энтузиазм)

К: Уже становится легче, когда проговариваю всё это! Чем ближе ко второй карте, тем больше мне хочется ее заменить… Я не хочу сейчас махать мечом…

П: А что Вы хотите?

К: Хочу завершить некоторые свои творческие проекты.

П: Т.е., снова погрузиться в работу?

К: И да, и нет… Это не совсем работа, скорее – хобби.

П: Хотите вытянуть новую карту для состояния «Я ОК»?

К: Да, давайте попробуем. Интересно, что получится (вытягивает карту вслепую).

К: Хм… Не совсем то, что хотелось бы… Хотелось бы больше неба и света.



П: Хотите выбрать карту в открытую?

К: Нет, давайте, попробую поработать с ней. Руки опущены вниз, держат объемную посудину с какой-то едой…, продуктами труда этого человека для кого-то другого. Руки молодые, женские, мягкие. И в то же время – сильные, гибкие. Понятно, что такой груз на весу не удержишь. Логично, что руки опущены вниз, к земле, а не подняты над головой, но характер этого действия совсем не такой, как на карте «Я не ОК». Это руки дающие, а не просящие. Руки уверенного в себе человека. Если дорисовать картинку, то она будет светлая, потому что вверху будет светлое небо… Его будет видно через окно помещения, в котором находится человек. Скорее всего, это женщина, которая несет приготовленную еду своим домочадцам. Домочадцы сидят за столом, перед ней. Царит теплая атмосфера.

П: Вам нравится эта карта?

К: Да, вполне.

П: Если сопоставить первоначальную карту для состояния «Я ОК» с этой, то как они друг друга дополняют?


К: Очень даже дополняют. Хорошо, что их две. Карта с мечом – это состояние активности, оно больше характерно для работы, для начала творческого проекта…  Готовность к действию. Карта с посудиной – это выдох, результат работы, перерыв, возможность поделиться тем, что сделала, а также просто – отдых с семьей, общение с близкими людьми.

В конце сессии клиентка выглядела бодрой и воодушевленной. В качестве домашнего задания было предложено еще раз прописать свои шаги из состояния «Я не ОК» к состоянию «Я ОК», но уже не метафорически, а учитывая свои реальные жизненные обстоятельства.

 Специалисты, работающие с метафорой руки в своей психологической практике, приглашаются в информационную группу в социальной сети «Фейсбук» «МЕТАФОРА РУКИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА»:

 https://www.facebook.com/groups/metafora.ruki.MAK.RUKI/

 ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ МАК "РУКИ" ОБРАЩАЙТЕСЬ К АВТОРУ или в интернет-магазин "Soulbooks": https://soulbooks.com.ua/p603007953-ruki-borodulkina-metaforicheskie.html. Есть доставка по всему миру))





Просмотров: 702
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • От «Я «не ОК»» к «Я «ОК»»: МАК «Руки» в работе с психосоматическими проблемами (Часть 1)
  • Авторские метафорические ассоциативные карты «Руки» в психологической практике
  • Метафорические карты в руки
  • Метафорические ассоциативные карты "Руки" в психологической практике
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть 3.
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть-2
  • Возьмите свою жизнь в свои руки! Как правильно выстроить личные границы, учимся слову "нет"!
  • Как взять ответственность за собственную жизнь в свои руки?
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язы
  • Психосоматика: стоит ли лечить или можно просто взять себя в руки?
  • 6 Способов взять ответственность в свои руки и изменить жизнь
  • "Ты знаешь все в твоих руках и даже я". Нелюбовь, а созависимость. Возьми себя в руки.
  • Экстренная помощь, если надо быстро «взять себя в руки»!
  • Примеры практической работы с авторскими метафорическими ассоциативными картами «Руки»
  • Как взять себя в руки в тяжелой ситуации?
  • Метафора руки как проективный материал в работе практического психолога
  • Берем жизнь "в свои руки"
  • Если ты режешь себе руки: подростку от психолога
  • Ответственность в свои руки
  • Притча о работе: падающее в руки яблоко
  • Взять ситуацию в свои руки
  • Почему «Взять себя в руки» не получается? или "Инфантильная забота".
  • МАК «Руки Небесные или Земные» как проективный инструмент в работе психолога
  • Я вижу, о чем вы молчите, несмотря на то (именно потому), что ваш рот закрыли ваши руки.
  • Сказка про пьяные вишни. Когда трезвость становится в тягость, что делать чтобы не опустить руки?
  • Для тех, кто переходит из рук в руки, или почему в 40 лет жизнь только начинается
  • Пятна Роршаха на руках, напоминают всего лишь о том, что пора помыть руки
  • Как взять свое СЧАСТЬЕ в свои руки? - Практика
  • Алгоритм упражнения с МАК «Руки дающие и принимающие»
  • Почему не стоит опускать руки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь