Почему «Взять себя в руки» не получается? или "Инфантильная забота".

 
Вам знакома ситуация когда Вы мечетесь между двумя огнями: то решая держать себя в черном теле, работать, учиться, резко худеть, жить по строгому расписанию, порицать слабости, то "срываетесь" во вседозволенность и хаос, позволяя себе все что хочется: траты, тонны еды, сотни ютюб-роликов, поздний отход ко сну и прочее.
 
А переключение происходит когда аскеза невыносима или вседозволенность привела к бардаку и неустроенности. Порицая и стыдясь слабости и неспособности «взять себя в руки». Мучительно.
 
А что если я скажу Вам что такие метания могут быть симптомами психологической травмы? Не острой, шоковой, типа аварии, изнасилования или катастрофы. А хронического дефицита.
 
Неумение заботится о себе хорошо - последствие хронической детской неудовлетворенности. Я бы назвала такую форму заботы инфантильной. Она — способ приспособится к дефициту. Дефициту защиты, тепла, еды, поддержки, внимания, определенности, любви. Подобно растению под камнем, которому пришлось изогнуться, расти криво, что бы продолжить расти, получать солнечный свет и тепло.
 
Митя ест чипсы. Он прячет их в компьютерном столе, портфеле, в шкафу с одеждой. Маслянистыми руками он тянется за новой порцией втихаря от других так часто, как может. Взгляд мамы и папы злой, их брови сведены, губы поджаты. Митя расстроен. Но эти взгляды он видит 15 минут в день. А чипсы с ним всегда. Иногда его детский кошелёк пустой или денег не дают. Но мамина сумка стоит открытой в коридоре… Как позаботиться о себе Мите?
 
Одним из последствий хронического детского дефицита является искаженная забота о себе. Человек вроде выживает, но его уход за собой выглядит странно.

Представления о хорошей заботе нет, оно искажено образом взрослых из прошлого, которые в уходе за ребенком не делали самого важного — не обращали внимания на его желания, не слышали, не хотели замечать его самого. Были безразличны, непоследовательны, жестоки или агрессивны. Кормили, но были холодны, одевали, но не придавали значения его настроению и успехам. И ребенок оставался сытым, но пустым внутри. Совершенно одиноким. Пустота нетерпелива, противна, тянуща. А потом ребенок замечал что если в нее кинуть немного компьютерных игр, то «голод» ненадолго смолкает.

И теперь как будто внутри уже выросшего ребенка живут две заботы. Строгая и требовательная, знающая как "правильно"(читай «так заботились родители»), и инфантильная, способная радовать, попустительствовать, но не умеющая заботится и о будущем тоже.

В обоих случаях человек остается эмоционально голодными, заброшенными и неустроенными. Его строгая часть упорно игнорирует потребности, как холодный автомат выдавая «что положено», но не то что нужно. А потом взвинченная и вечно голодная детская часть берет верх, начинает неистово радовать тем до чего дотянется.
 
На Тане стертые пуанты. 16 день детского спортивного лагеря. Летние «каникулы». Подъемы в 6:00. Мамин голос в трубке требователен и непреклонен, а танина подушка мокрая после разговоров. Как-то девочки из команды пронесли в лагерь спиртное. Стало весело и легко впервые за долгое время. Теперь Таня знает как себя утешить.
 
Ко мне приходят люди, которые живут, работают, находятся в отношениях. И не бросается в глаза их неумение заботится о себе. Ничего криминального: ну мало спят, плохо едят или едят то, что им вредно, работают в адском графике, не отдыхают, окружают себя плохими людьми, живут с хаосом и постоянным чувством финансовой неустроености. Часть меня говорит "ну а что, многие же так живут"? Но и те, кто подвергался жестокому обращению в семье говорят: "Ну а что, всех же наказывают в детстве? Всех иногда бьют мама с папой".
 
В чем выход?
В работе с маленькими клиентами и их родителями я стараюсь сделать так, что бы каждая сторона «выдохнула» и смогла заметить другого. Что бы у родителей и ребенка появились отношения способные питать, поддерживать, регулировать и давать покой. Родитель замечающий ребенка, а не свои страхи о нем — спокойнее. И ребенок успокаивается получая тепло и понимание.
Работа со взрослыми клиентами мало отличается, просто борьба уже идет внутри человека. И легче жить становится на моменте перехода от внутренней борьбы к самопознанию. Любопытству понять себя, свои потребности. Азарту найти как хорошо с ними обходиться, научится спокойной и теплой заботе о себе.
 
Это занимает время, та работа которая позволяет получить много сил, осознание что я могу контролировать свою жизнь и ощущение сытости, не только физической.
 

С уважением, Александра Саницкая


Просмотров: 483
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Что скрывает жалость? или "Делай добро и бросай его в воду".
  • Как вы яхту назовете... или что стоит за словом "мы". Часть первая
  • Как вы яхту назовете... или что стоит за словом "мы". Часть вторая
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Волшебный список "Сто моих Хочу" Как разрешить себе иметь то, что хочется
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Я не знаю, что я чувствую." Как понять себя
  • Обида-Вина. Как перестать "играть в отношения"? Начни с себя или помоги себе сам.
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Долой мифическое "потом" или как организовать время и себя
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь