|
из опыта работы с МАК - метафорическими ассоциативными картамиАвтор статьи: Рассказова Елена Викторовна
С приятной радостью обнаружила оживление по теме МАК. Спешу извиниться за опечатку: конечно, сайт Леонида Тальписа. Еще мои извинения, если задела своим замечанием Еву Морозовскую (нашла её очень профессиональные и полезные статьи по МАК) - колода "Жизнь как чудо" симпатична и позитивна, и молодежи она очень нравится. Просто у каждого свой вкус и свои предпочтения - я откровенно влюблена в "Морено", "Сагу", "Короба и дороги" и "Мерлин", а "Жизнь как чудо" активно использую на групповых занятиях. Откровенно порадовала щедрость, с которой коллеги делятся своим опытом по работе с МАК. Добавлю в копилку свои "пять копеек" - пример работы с МАК на консультации с семьей. Консультация была одна - и единственная, может, действительно получилась исчерпывающе эффективной, может - просто успокоила маму по прямому запросу, но до потребности в радикальных переменах не дошло... Многие клиенты приходят к психологу в "острых" случаях, получить "таблетку" или "уколоться антибиотиком", сбить, так сказать, температуру проблемы, и мы готовы к этому, стараемся в рамках одной сессии быть максимально полезными семье. Этот опыт любопытен, думаю, начинающим работать с МАК - просто как наглядное пособие. Я люблю смешивать колоды карт, для каждой колоды у меня - свой блок проблем, как правило, фотографирую на телефон раскладку карт клиента, а также записываю ход сессии, проделанную работу и домашнее задание - фиксирую для себя, чтобы знать, с чего начать в случае 2-3 консультации. Потому прошу прощение за качество снимков - это чисто рабочий материал, снятый на телефон. Запрос от мамы на консультацию: все ли в порядке с дочкой? имеется ввиду - с головой? Большие перегрузки, ежедневные тренировки – с ребенком все в порядке? На консультации были втроем: мама, сын и дочка после школы, потом мама развезет детей по секциям - мальчика на самбо, девочку на бальные танцы, индивидуальные занятия с парой. В предварительной беседе по телефону, и затем на консультации, выявлена следующая информация о семье и о проблеме: мама с папой - ровесники, в браке 14 лет, живут дружно, совместный бизнес, из-за которого отдых всей семьей невозможен; живут отдельно от старшего поколения, квартиру купили поближе к школе детей; двое детей: сын - 11 лет, дочь - 9 лет; сын занимается самбо, дочь спортивными бальными танцами, причем тренировки у девочки - ежедневно, а в выходные - выездные конкурсы по РФ, пара очень перспективная, возит дочь на конкурсы мама на своей машине. Мама сама возит детей на машине в школу, из школы, на спортивные занятия, и в течение консультации у неё непрерывно звонил телефон - по работе. Квартира новая, семья обычно собирается на большой кухне-столовой, у сына своя комната, в комнате дочки на одной кровати спят дочка, мама и собачка (мелкая и властная), а в спальне - папа на матраце и неразобранные еще коробки. Мама: "Дочка отстригла утром себе челку, якобы жвачка прилипла к челке на подушке ночью! Откуда там жвачка? Уже второй раз отстригает!!! Хотя знает, как важна правильная прическа для бальников!!!" Иногда у дочки - неадекватное поведение, которое вводит маму в недоумение: "ну очень упрямая! На танцах делаю ей замечание – она даже не слушает, отворачивается и уходит…" На консультации были втроем: мама, сын и дочка после школы, потом мама развезет детей по секциям (мальчика на самбо, девочку на бальные танцы, индивидуальные занятия с парой). На консультации мама выглядела усталой и тревожной. Дети - красивые, спокойные, ухоженные, свободные, уверены в себе. Девочка явно конкурирует с мамой, высокомерна и победительна, звезда-звезда!!! Мальчик всем удовлетворен. Дети сами в разговор не вступали (нет необходимости - отнюдь не от смущения), но спокойно отвечали на вопросы, охотно работали с картами и рассказывали. Внешне друг с другом сиблинги дружелюбно-нейтральны. В работе я использовала колоды "Морено" и "Короба и дороги". Вот какие картинки показали мама, сын и дочка.
1. Из открытых карт колоды "Морено" каждый выкладывал свою семью: расскажи мне о своей семье... покажи на картинках свою семью... как ты думаешь, с помощью каких картинок из этих карт можно рассказать о твоей семье... выбери карты, которые покажут мне твою семью... и т.д. мама – я ухаживаю за дочкой; я всех кормлю; это муж отдыхает, а наша собачка к нему ласкается; мы любим собираться всей семьей с друзьями вокруг стола; я так мечтаю отдохнуть… сын: это мама; это я на охоте; это папа с собачкой; а это сестра дурака валяет… дочка: это брат опять куда-то лезет; это мама кормит меня и собачку; это собачка лижет папу; это папа; это бабушка в гости пришла и обнимается с собачкой… 2. Открытые карты "Короба" из колоды "Короба и дороги": как тебе кажется, какие карты могут показать твою жизнь сейчас? в каких "коробках" ты сейчас живешь? т.е. задача - выбрать карты, показывающие место, где я сейчас; теперь покажи, где бы тебе хотелось побывать, в каких "коробах"? - т.е. покажи место, куда ты хочешь попасть 3. Закрытые карты "Дороги" из колоды "Короба и дороги": а теперь вытащи из колоды карту и посмотри, какой дорогой ты можешь попасть в это прекрасное место...это твоя дорога? она тебе нравится? как тебе на неё смотреть? и т.д., т.е. - мои дороги туда. Причем, если карта не нравится, вслепую тянет вторую карту, третью... может быть несколько дорог, пока не вытянет ту, которая "да, это моя дорога". Но все "дороги" не убираются, раскладываются между "местом, где я сейчас" и "местом, куда хочу попасть", и обязательно анализируются: как ты думаешь, почему эта дорога выбрала тебя? ведь не человек выбирает карту, а карта человека... мама: я сейчас в этом сундуке закована.... хочу выспаться (спит на подушке), отдохнуть (море и двое мужчин на коробе в компании с русалкой), с мужем побыть на природе (парочка на пленере)… дороги туда: путешествие… и там все парами??? сын: в этом улье-муравейнике я сейчас, это гимназия и моя секция - и мне там все нравится! Хочу в Венецию, мы с классом можем поехать… дорога: мы вместе с папой всей семьей поехали отдыхать! дочка: я в этом сундуке заперта… я хочу путешествовать и открывать много нового (мальчик с коробочкой); много всяких игр и интересного мне недоступно, а хочется (в коробе с гаджетами); спать одна в своей комнате хочу (кошка на подушке)…дороги: в этом лабиринте детям неудобно и ничего не видно, неприятно (лабиринт); а вот на лодочке отдохнуть всей семьей очень хочу, и папа - капитан, здорово… Безусловно, с каждым членом семьи - циркулярные вопросы по выложенным картам. Очевидно, что все нормально с гендерной ориентацией детей, что мама перегружена, папа в семье "на коврике" и занимается только бизнесом, что сиблинги конкурируют, хотя внешне держатся нейтрально - воспитанные дети. Резюме для психолога: доминируют в семье дочка и собачка, обе на троне. Гиперопека мамы и высокий уровень притязаний и ожиданий вызывает протест дочки. Мама в слиянии с дочкой, супружество игнорирует - нет сил и времени. Направления работы с семьей: маму - отправить в спальню к папе и развернуть к супружеским отношениям, напомнить, что она молодая красивая женщина, а не тяжеловоз, и убедить разделить часть ответственности за детей с папой - хотя бы сына на тренировки водить, вообще - сына по максимуму папе делегировать; маме ослабить гиперконтроль над дочкой, и не "обламывать ей рога" – дочь супер-лидер, в 9 лет побеждает в межрегиональных конкурсах, иначе побед у нее не будет. Еще – замечания на танцах дочка принимает только от тренера, мама не имеет на это права - не авторитет, поскольку дочка танцует лучше (это мы в беседе выяснили)… ну и т.д. Девочке отдать её комнату и отдельную постель, и - немного воздуха и ей, и маме… выбраться обеим из закованного сундука… Домашнее задание: 1) на вечернем чаепитии (это в семье принято) вместе с папой обсудить совместные выходные всей семьей, придумать, когда и как именно это сделать? Узаконить ежемесячные семейные мероприятия; 2) соблюдать внутренние границы - освободить комнату дочери, родителям не входить без стука в комнаты сына и дочки, а детям - в спальню мамы и папы; 3) маме: в разговорах с детьми ссылаться на решение и авторитет папы, больше уделять внимания папе, поощрять и хвалить его, говорить комплименты сыну и мужу, чаще обращаться к мужу за помощью в воспитании детей (в комплиментарном виде, именно просить - с уверенностью в его авторитете - делегировать ответственность папе); 4) детям вместе с папой: дать маме выходной день, обсудить и придумать, как и чем можно порадовать маму дома (завтрак? блинчики?... ???), узнать, что любит мама? 5) маме - ослеживать "мы" (мы выиграли конкурс, у нас тренировка и т.д.) в своей речи, работать на "самость" дочери, на отделение её от мамы хотя бы вербально. как вам работа с картами, коллеги? Удачи и удовольствия работы с картами!!! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|