База для психокоррекционной работы в случае полисимтоматики.

   Работая с кучей разнообразной симптоматики всегда задавался вопросом - а с чем ведется работа в конечном итоге? Какова физическая основа этой симптоматики? Физиологические теории, типа теории стресса Селье или ее развтие Китаевым -Смык показывают только сам процесс и позволяют оценить перспективы развития состояния. Молекулярно - биологический подход также не дает ответов, а только описывает те или иные следствия процессов, в т.ч. и образование специфических белков - маркеров, по наличию которых можно судить о развитии того или иного хронического состояния в организме. Религиозные модели как старые так и новой генерации слегка напоминают театр абсурда и не дают опоры в работе. Психологические модели разнообразны и большинство из них имеют свою терминологию, описывающую одни и те же явления, но со своей колокольни, порой мало чем отличающиеся от религиозных подходов со своей иерархией "святых". Примеров тут много, ну хотя бы Хаббард со своей дианетикой и запрещенной у нас саентологической церковью. Его процедура под названием "одитинг" с аппаратным измерением проводимости кожи в чистом виде используется в детекторе лжи или в психологической технике под названием "дисенсибилизация с помощью быстрого движения глаз". Надо заметить, что Хаббард был неудавшимся учеником Алистера Кроули, клепавшего секты с завидным упорством, одной из которых является секта сатанистов. Он же придумал и свою третью колоду карт таро к уже известным двум. Интересным подходом является гомеопатия, особенно труды основателя Ганнемана - практика чистой воды, на современном этапе которой очень интересным является построение анамнестической беседы. Надо заметить, что его российский последователь Чичагов провел очень детальное исследование разнообразных медициских подходов конца 19, начала 20 веков к здоровью, отраженные в книгах "Медицинские беседы" ( опять же, издание начала 20 века с ятями), там психология чистой воды и его подход довольно результативный - около 20000 излеченных. "Тибетская медицина" Бадмаева с потрясающей, даже на сегодняшний взгляд систематизацией и результативностью. Опора на психические реакции и физиологию, а основы опять нет.
    Эзотерические подходы тоже не дают нормального ответа, тем более, что частенько гуру достаточно быстро уходят в мир иной, да и с психикой у них неприятные метаморфозы происходят. Взять Ошо, к примеру, чел. ушел в 59 лет, хотя на вид он просто древний старик. У него было психоаналитическое образование, чем и воспользовался в полной мере - добился расщепления личности (шизофрения в первом определении), что заментно в его монологах при ответах на вопросы, там есть забавные жесты, мимика, интонация голоса. Это явление хорошо было исследовано еще в середине 19 века на всякого рода предсказателях, чревовещателях, столовращателях - экстрасенсах своего рода.
   Получается ситуация, кратко описанная Пелевиным в монологе вампира про "гламур и дискурс". Где же найти опору при работе с психикой? Для меня огромную роль сыграла книга "Искусство памяти" Френсис Йетес, монография, позволяющая как-то разобраться в механизмах работы памяти. Особое внимание там заострено на моделях Джордано Бруно как мастера психотехнологий, приведен краткий анализ его книг, посвященных этому ( как говорят, эти книги невозможно найти в библиотеках Европы), рассмотрены периоды расцвета и заката практики искусной памяти. Модели Бруно много чего объясняют и достаточно простым языком. Книга Леви Брюля "Первобытное мышление", основанная на позитивстском подходе нормально объясняет мистические, в т.ч. и религиозные модели.
   Понимание психкии как механизма динамической адаптации организма к окружающему миру, описанной Пьером Жане в курсе лекций, прочитанных в Сорбонне и, к счастью, изданных у нас под названием "Психологическая эволюция личности", также хороший помощник в поиске опоры.
   Психика является своеобразной прослойкой между воздействиями окружающего мира и нервной системой организма, управляющей физиологией организма с целью его выживания в условиях этих воздействий. А раз так, то важно представлять себе процессы, происходящие в НС. Здесь интересно не только ее строение, но и эволюционные механизмы ее развития и сложившаяся на этом фоне иерархия управления. Эта иерархичность, подчинение меньшего большему, энергетические затраты, ее "чуждость" в физиологическом плане организму, позволяют найти не только опору в работе, но и предмет воздействия психологическими методами.
   Наличие специализированных областей в мозге, в т.ч. и ассоциативных центров, особенностей питания мозга целиком, так и отдельных его областей, основанных на питании и устранении продуктов жизнедеятельности устраняет множество ошибок, возникающих при аппаратном изучении мозга. Попробую пояснить.В времна Кречмера проводились прижизненные исследования функций мозга на преступниках, довольно жутким способом - прямыми воздействиями на мозг при вскрытии черепной коробки преступников. Сейчас, с точки зрения гуманизма, это кажется жутким и не используется, в широкой практике, по крайней мере.  Разрешение аппаратных средств не позволяет увидеть непосредственно нейроны, а тем более - синаптические связи, благодаря чему оценка функциональности производится на основе косвенных показателей. Ключевым показателем является кровеносный поток, питающий ту или иную область мозга, а на основе его интенсивности оценивпется включенность областей в тот или иной процесс. Такой подход показывает только интенсивность питания областей и мало говорит о преждевременной гибели нейронов. Об этом как раз и говорят паталогоанатомические исследования - нейроны не померли, а жили впроголодь. Иными словами, часть мозга, функции которой не востребованы или востребованы мало - питаются плохо, ну и нейроны там дохловатые, ну и нонечно меньше живут. Питание им дается во время глубокого сна, ну я так понимаю, иначе они дейстаительно бы померли раньше. Т.е. появляется важный фактор, связанный со спазмированием сосудов, устраняя который можно восстановить те или иные функции. Мало того, сосуды имеют возможность "прорастать", давая питание нейронам в пораженном участке, что можно наблюдать при реабилитации после инсульта. При грамотно построенной терапии, она не всегда носит гуманистический характер, можно ожидать хороший результат ( описано у Дойджа в "Пластичность мозга"), что проверено и на собственной практике, да и примеров тому масса, если поизучать их с такой позиции. Другим важным фактором может служить синаптогенез - образование новых синаптических связей между нейронами  в пораженной зоне мозга взамен смерти нейрона, а также образование новых синаптических связей в ассоциативных зонах мозга. Интересно, что процесс синаптогенеза продолжается всю жизнь, хотя и с различной скоростью. В процессе "созревания" мозга в детском возрасте -  синаптогенез активен и его механизм отличен от синаптогенеза в зрелом и пожилом возрасте. В детском возрасте работают механизмы синтеза (анализа нет вовсе), в зрелом - механизмы  "направленного" синтеза (нормально работает анализ), а в пожилом возрасте работают механизмы "сохранения" (синтеза практически нет), что многое объясняет в возрастной психологии. Эти периоды в работе мозга можно описать тремя фазами ( с точки зрения психологии): отсутствие анализа (присутствует только синтез), становление анализа (примерное равновесие анализа и синтеза), расцвет анализа ( присутствует только анализ).

   Казалось бы, какой кошмар и как с этим жить, осознавая, что все мы умрем - "... все мысли, идеи и все то,чем я жил..."( Шевчук, ДДТ), но процесс нормальный - природный, а значит его нужно несколько его оптимизировать, если есть возможность конечно. Это можно сделать равномерной нагрузкой на мозг или то, что осталось от него, убирая догмы и границы, запуская новый синтез. При таком подходе ресурсы будут распределяться достаточно равномерно среди органов и систем организма, да и мозга, как его неотъемлемой части. На мой взгляд, на это и направлена психотерапия или психокоррекция, если угодно, хотя это только терминология.

  Много чего упустил при написании, например, наличие реального мира и мира, сформироаанного социумом, что важно понимать при возникновении проблем в организме. Это долгая и интересная тема и в три предложения ее не запихнуть. Но в целом, опираясь на предыдущие заметки, идею донес, чего и хотел.



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Нейропластичность мозга. Для чего нужно развивать "серые клеточки"?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Как можно "зарезать" словами и не только.
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Зависть - "болезнь мозга" или неверно истолкованный феномен?
  • "Как избавиться от негативных мыслей. Перезагрузка мозга"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • О пользе "Гимнастики мозга".
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Всем "Х" нужно только "Y"
  • Большая разница в возрасте - "плюс" или "минус" в отношениях?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь