Схемы: Невидимые Шрамы из Детства

Автор статьи: Макс Ильин

Схемотерапия - относительно новая модальность, разработанная доктором Джеффри Янгом. В её основе - когнитивно-поведенческая модель, но также включены:

- Гештальтерапия

- Транзактный анализ

- Психодинамика

- Межличностный подход

- Теория привязанности (Д. Боулби)

И многое другое. Вообще, в терапевтический процесс может интегрироваться что угодно - от ролевых игр психодрамы до телесно-ориентированных практик.

Но ядро метода Д. Янга - само понятие Схем. Схема (Schema, в отличие от стандартного англоязычного Scheme) - это предельно устойчивый паттерн, "шаблон" мышления и поведения, сформированный в детстве или подростковом возрасте в качестве попытки адаптироваться. Причём, эти мысли и связанные с ними чувства человек не склонен подвергать сомнению - схема это то, ЧЕРЕЗ ЧТО мы думаем, "фильтруем" происходящее.

Вообще, в психологии есть множество смежных терминов - комплекс, фильтр, стереотип, "когнитивная карта". Но отличие схемы - в том, что она "намерто" связана с потребностями ребёнка и его отношениями со значимыми близкими.

Развитие и утверждение Схем – следствие неудовлетворённых базовых потребностей в прошлом.

Немного напоминает понятие Родительских Предписаний из транзактного анализа - и да, так и есть. Но что важно знать о схемах:

- Не всегда виноваты родители. Влияние может оказать среда в целом; но формирование схемы - это всегда следствие патологического решения, принятого самим ребёнком.

- Бессознательность Схем. В изначальной когнитивной теории, ни о каком бессознательном речи не идёт. Но фактически, это так. Схемы действуют автоматически, они не "спрашивают разрешения". И причина их наличия - далеко не всегда какое-то прямое вербальное предписание или угроза родителей. Скорее напротив - ребёнок интерпретирует то, что родитель, возможно, сознательно в виду не имел

Как знаете, есть же "мем" - "Говорила мне мама...". Мама-то, может, и говорила. И скорее всего, правильно. Но "мама говорила" и "мама показывала пример" - это две большие разницы.

* * *

Выявлено четыре типа детского опыта, влияющих на формирование схем.

1) "Токсическая" Фрустрация. Самый прямолинейный вариант - когда нужды ребёнка в заботе, внимании, безопасности, принятии и т.п. тупо не удовлетворяются в семье.

2) Травматизация. Непосредственный "ущерб", наносимый потребностями ребёнка - насилие, родительский садизм, предательство и прочее.

3) Гиперопека. Когда заботы и защиты ребёнку более чем достаточно... Критический момент - "более чем". Такая модель воспитания урезает ребёнку возможность удовлетворить нужду в автономии, самостоятельности, развить личные границы и т.п.

4) Избирательное Моделирование. По А. Бандуре, "викарное научение" - ребёнок смотрит, запоминает и повторяет за старшим взрослым.

* * *

Ещё важно "нововведение" Д. Янга - понятие "Режим" (Mode). Интуитивно, мы все им пользуемся в бытовой речи: "Включил дурака", "Врубила истеричку", "Превратился в животное". 

Речь - именно об этих режимах. Как только ситуация "включает" схему (т.е., актуализируется связанная с ней потребность) - поведение человека переходит в соответствующий режим; и соответственно - человек думает, чувствует и поступает... По схеме, как робот, раз за разом.

Но дело в том - что каждый может осознать эти свои режимы, научится их видеть и сознательно "переключать", при наличии альтернатив, разумеется.

В качестве банального примера: многие клиенты страшатся выступать перед публикой. В чём дело - потребность в одобрении и принятии, скорее всего, была немного "повреждена" в детстве. И теперь, имеющаяся схема "Я не могу выступать перед толпой" каждый раз переводит человека в "тревожный режим": учащается пульс, вырабатывается адреналин, мышцы напрягаются, голос как будто что-то "зажимает"... И когда приходится выступать - то выступают, находясь в этом режиме; это сильно изматывает, и с каждым разом человек убеждается - да, я не оратор, я не умею и т.п.

* * *

Наконец - о копинговых стратегиях. Оказывается, когда схема уже активирована - мы чаще всего пытаемся справиться с этими мыслями и чувствами (что и называется "копинг"); на выбор у нас есть три варианта:

1) Капитуляция. Пассивно отдаться во власть схемы, не принимая попыток борьбы и изменения. Скажем, молодой человек со схемой Нестабильности ("Ни на что нельзя положиться; меня обязательно бросят, кинут и т.п.") бессознательно, но "нарочно" выбирает себе партнёров, заведомо непригодных к длительных близким отношениям.

2) Избегание. Не думать, не чувствовать, не сталкиваться с этим. Например, девушка со схемой Провальности ("Я ни на что не гожусь; что бы я ни делала, у меня получится плохо") никак не может "заставить себя" пойти на собеседование на перспективную, хорошо оплачиваемую работу.

3) Сверхкомпенсация. Воплощать поведение (и мысли), "полярно" противоположные тому, что навязывается схемой. "Классический" пример: некто, обладающий схемой Стыда ("Я недостоин, я дефективный, если о моих недостатках узнают, меня бросят"), может мнить себя "идеалом", выше всех и с этой позиции критиковать и высмеивать окружающих. Как естественная социальная реакция - на него обратно сыпятся критика, агрессия и унижение. Которые только подтверждают "правоту" его глубинной схемы.

* * *

Самое "вкусное" - список и описание самихы схем - находится здесь. 



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь