|
Схемы: Невидимые Шрамы из ДетстваАвтор статьи: Макс Ильин
Схемотерапия - относительно новая модальность, разработанная доктором Джеффри Янгом. В её основе - когнитивно-поведенческая модель, но также включены: - Гештальтерапия - Транзактный анализ - Психодинамика - Межличностный подход - Теория привязанности (Д. Боулби) И многое другое. Вообще, в терапевтический процесс может интегрироваться что угодно - от ролевых игр психодрамы до телесно-ориентированных практик. Но ядро метода Д. Янга - само понятие Схем. Схема (Schema, в отличие от стандартного англоязычного Scheme) - это предельно устойчивый паттерн, "шаблон" мышления и поведения, сформированный в детстве или подростковом возрасте в качестве попытки адаптироваться. Причём, эти мысли и связанные с ними чувства человек не склонен подвергать сомнению - схема это то, ЧЕРЕЗ ЧТО мы думаем, "фильтруем" происходящее. Вообще, в психологии есть множество смежных терминов - комплекс, фильтр, стереотип, "когнитивная карта". Но отличие схемы - в том, что она "намерто" связана с потребностями ребёнка и его отношениями со значимыми близкими. Развитие и утверждение Схем – следствие неудовлетворённых базовых потребностей в прошлом. Немного напоминает понятие Родительских Предписаний из транзактного анализа - и да, так и есть. Но что важно знать о схемах: - Не всегда виноваты родители. Влияние может оказать среда в целом; но формирование схемы - это всегда следствие патологического решения, принятого самим ребёнком. - Бессознательность Схем. В изначальной когнитивной теории, ни о каком бессознательном речи не идёт. Но фактически, это так. Схемы действуют автоматически, они не "спрашивают разрешения". И причина их наличия - далеко не всегда какое-то прямое вербальное предписание или угроза родителей. Скорее напротив - ребёнок интерпретирует то, что родитель, возможно, сознательно в виду не имел. Как знаете, есть же "мем" - "Говорила мне мама...". Мама-то, может, и говорила. И скорее всего, правильно. Но "мама говорила" и "мама показывала пример" - это две большие разницы. * * * Выявлено четыре типа детского опыта, влияющих на формирование схем. 1) "Токсическая" Фрустрация. Самый прямолинейный вариант - когда нужды ребёнка в заботе, внимании, безопасности, принятии и т.п. тупо не удовлетворяются в семье. 2) Травматизация. Непосредственный "ущерб", наносимый потребностями ребёнка - насилие, родительский садизм, предательство и прочее. 3) Гиперопека. Когда заботы и защиты ребёнку более чем достаточно... Критический момент - "более чем". Такая модель воспитания урезает ребёнку возможность удовлетворить нужду в автономии, самостоятельности, развить личные границы и т.п. 4) Избирательное Моделирование. По А. Бандуре, "викарное научение" - ребёнок смотрит, запоминает и повторяет за старшим взрослым. * * * Ещё важно "нововведение" Д. Янга - понятие "Режим" (Mode). Интуитивно, мы все им пользуемся в бытовой речи: "Включил дурака", "Врубила истеричку", "Превратился в животное". Речь - именно об этих режимах. Как только ситуация "включает" схему (т.е., актуализируется связанная с ней потребность) - поведение человека переходит в соответствующий режим; и соответственно - человек думает, чувствует и поступает... По схеме, как робот, раз за разом. Но дело в том - что каждый может осознать эти свои режимы, научится их видеть и сознательно "переключать", при наличии альтернатив, разумеется. В качестве банального примера: многие клиенты страшатся выступать перед публикой. В чём дело - потребность в одобрении и принятии, скорее всего, была немного "повреждена" в детстве. И теперь, имеющаяся схема "Я не могу выступать перед толпой" каждый раз переводит человека в "тревожный режим": учащается пульс, вырабатывается адреналин, мышцы напрягаются, голос как будто что-то "зажимает"... И когда приходится выступать - то выступают, находясь в этом режиме; это сильно изматывает, и с каждым разом человек убеждается - да, я не оратор, я не умею и т.п. * * * Наконец - о копинговых стратегиях. Оказывается, когда схема уже активирована - мы чаще всего пытаемся справиться с этими мыслями и чувствами (что и называется "копинг"); на выбор у нас есть три варианта: 1) Капитуляция. Пассивно отдаться во власть схемы, не принимая попыток борьбы и изменения. Скажем, молодой человек со схемой Нестабильности ("Ни на что нельзя положиться; меня обязательно бросят, кинут и т.п.") бессознательно, но "нарочно" выбирает себе партнёров, заведомо непригодных к длительных близким отношениям. 2) Избегание. Не думать, не чувствовать, не сталкиваться с этим. Например, девушка со схемой Провальности ("Я ни на что не гожусь; что бы я ни делала, у меня получится плохо") никак не может "заставить себя" пойти на собеседование на перспективную, хорошо оплачиваемую работу. 3) Сверхкомпенсация. Воплощать поведение (и мысли), "полярно" противоположные тому, что навязывается схемой. "Классический" пример: некто, обладающий схемой Стыда ("Я недостоин, я дефективный, если о моих недостатках узнают, меня бросят"), может мнить себя "идеалом", выше всех и с этой позиции критиковать и высмеивать окружающих. Как естественная социальная реакция - на него обратно сыпятся критика, агрессия и унижение. Которые только подтверждают "правоту" его глубинной схемы. * * * Самое "вкусное" - список и описание самихы схем - находится здесь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|