|
Ни слова о невежестве или развитие разума и незыблемая вечность "нового"Автор статьи: Басова Надежда Анатольевна
Работая психологом и тренером по адаптивным технологиям, я часто сталкиваюсь с детьми и взрослыми, которые хотят учиться, но по какой-то причине испытывают сильное сопротивление при чтении и получении новой информации на уроках. Какова же причина? Все обучающиеся, о которых идёт речь, как правило, осознают свою потребность в обучении, имеют выраженный интерес к изучаемому предмету, но на деле буквально терпят сам процесс обучения: кого-то тянет поспать на уроке, у кого-то на момент урока находятся более важные цели познавательной работы, кто-то просто начинает раздражаться… А что касается детей младшего школьного возраста, то тут и вовсе вокруг учёбы царит накал страстей, что обусловлено участием мам, пап, бабушек, дедушек, репетиторов и т.д., в результате к сопротивлению ребёнка в познавательном процессе добавляется сопротивление, приобретённое им в межличностных отношениях, в то время как ещё не устранена истинная, изначальная причина неуспеваемости. Даже неспециалисту в области психологии понятно, что любая познавательная деятельность содержит в своём основании внимание. Мы знаем из общей психологии, что "психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает". Под вниманием понимают сосредоточенность и углублённость в деятельность, внимание обеспечивает контроль и регуляцию деятельности. Но не будем углубляться вслед за этой наиважнейшей психической способностью, раскрывая её полный смысл и значение. Давайте вернёмся к нашему вопросу о сопротивлении в обучении человека, который изначально заинтересован в изучаемом предмете и рассмотрим ещё одну значительную основу познавательной деятельности — новизну информации. Новизна — это важный компонент любой информации. Возникновение непроизвольного внимания связано с физическими, психофизиологическими и психическими причинами, к которым относятся новизна и необычность. Новизна и необычность могут пониматься не только как раздражители, которые ранее отсутствовали, но и как изменение физических свойств действующих раздражителей и перемещение раздражителей в пространстве (возможно, и во времени). Обычно понятие "новый" мы осознаём через сопоставление с его противоположностью, а именно, новый — это тот, что не старый, тот, которого раньше не было, тот, о котором ранее не было известно. Можно предположить, что в эпоху стремительного роста информации, представленную как эпоху стремительного роста новизны (всего того, чего ещё не было), уменьшается необходимость длительного переживания "нового", а затем, как следствие, ухудшается и сама способность переживания "нового". О том, как именно это происходит, наверное, можно судить по результатам отдельных исследований психических процессов современных людей. Но и без исследований понятно, что переживание "нового" сокращается во времени, прежде всего, в рамках быта и культуры. Так, например, современные рыночные отношения требуют быстрой замены новых устройств, поэтому все информационные манипуляции направлены на формирование позитивного образа всего "передового" и "будущего" и, как следствие, складывается негативный и ущербный образ всего мнимо отстающего — отстающего от заданного СМИ "передового". Что же происходит с нашим языком и мышлением, с нашим бытом, с нашими вещами и нашей культурой? Мы с ними, или мы против них? А главное — что же происходит с нашим переживанием "нового"? Мы обесцениваем "новое", как правило, под давлением своего коллективного чувства. "Святое пространство коммуникаций" — это ядро нашей жизни, наших семей и нас самих, и в этом пространстве долго переживать "новое" сейчас не принято. Получается, что переживание "нового" живёт в среде общения людей во временном отрезке, отведённом определёнными рыночными акциями. Каким-то парадоксом является востребованная гонка за "новым" во всём. Если нечто представляет собой что-то материально новое, то ценность и статус этого обязательно возрастает. И, наоборот, если что-то представляет собой уже не новое, то ценность и статус этого снижается. Конечно, гонка за "новым" может быть успешной и при оригинальном применении чего-то старинного, т.е. при его новом применении. Но это отдельная интересная тема. А вот вопрос о длительности переживания "нового" требует особого рассмотрения в связи с темой внимания и обучения. А как понимать рассматриваемое длительное переживание "нового"? И насколько оно продолжительным должно быть? Думаю, что самым коротким ответом на этот вопрос будет то, что переживание "нового" нужно считать длительным, если оно переживается взрослым человеком в контексте истории и культуры, т.е. и в контексте времени. Говоря об особенностях познавательной деятельности ребёнка, следует выделить формирование произвольного внимания. Непроизвольное внимание — это наиболее простое и генетически исходное пассивное внимание, поддерживающееся независимо от стоящих перед человеком целей. И для детей, и для взрослых одной из причин возникновения непроизвольного внимания является новизна и необычность. А вот произвольное внимание, которое управляет сознательной целью, формируется у всех людей в детстве при общении со взрослыми. В раннем возрасте функция произвольного внимания разделена между взрослым и ребёнком. Так вот, давайте подумаем теперь о существующем в настоящее время переживании "нового" в контексте истории и культуры. На что словами или жестами указывает современный взрослый своему ребёнку? Какую временную область переживания "нового" он ему передаёт? А школа? Сколько времени она отводит современному ребёнку на переживание нового материала?… Ах, да — темпы, темпы, бешеная скорость нашей эпохи, инновации и реформы образования… деньги… Сегодня переживание "нового" имеет ярко выраженный экономический образ. Слова "купи" и "новое" сливаются в единое понятие. "Новое" становится своего рода добычей, которая достаётся в повседневной экономической битве. Вернёмся же к переживанию "нового", как к основе первого, генетически исходного вида внимания, и как исходному свойству информации. Новизна — это сфера обучения, развития познавательных способностей личности. Внимание человека рождается в точке под названием "новое", а его познавательная способность, включающая в себя множество психических процессов, формируется вокруг этой точки. Человек переживает "новое", запоминает "новое", вспоминает "новое" и опять переживает это "новое", и как только он поверит в то, что это не новое — в этой точке он прекращает свою мыслительную деятельность. История и культура — это виды народной памяти. Взрослый, переживая "новое", извлечённое из этой памяти, для ребёнка невольно выделяет в истории и культуре вечно существующие точки "новизны". Взрослый выделяет объект из окружающего пространства, показывает его ребёнку и называет, а ребёнок повторяет слово, но и следит за жестом взрослого. А в жесте взрослого содержится вся та информация об объекте, которую не вместило слово. Ребёнок усвоит и слово, и жест. На мой взгляд, причина многих "хочу, но не могу" в обучении заключается в том, что в настоящее время мы — взрослые, воспитатели и школа принимаем за "новизну" ветки дерева информации, с которого поступают плоды наших знаний, в то время как "новизна" питает само дерево наших новых знаний, располагаясь таинственной энергией в его корнях. В связи с этим выражение "всё новое — это хорошо забытое старое" может быть перефразировано, например, так: новизна — это необходимая самая древняя причина и явление познавательной сферы личности. Многие сегодня пытаются установить потерянный контакт со своей "новизной" посредством духовных и психологических практик. И это вполне подтверждает факт дефицита новизны в нашей познавательной сфере, в наших: внимании, ощущении, восприятии, памяти, мышлении и воображении. Учитесь с удовольствием от переживания новизны сами, и в воспитательной среде передавайте по наследству "новизну" своим детям, ту новизну, которая хранится в изменении пространства, времени, вещей, природы и нас самих. Новизна — это движение, существующее во всём (и бесплатно). Новизна всегда существовала и существует своей большей частью за пределами рыночных отношений. Развитие интеллекта и способности к обучению начинается в семье с развития способности длительно переживать "новое" во всём. Восстанавливайте свою семейную, домашнюю, повседневную культуру обращения с новизной. Помните, что всякий раз, обращая на объект внимание ребёнка, вы передаёте ему какую-то единицу этой новизны, как необходимую единичную матрицу его интеллекта, а для этого вы сами должны видеть новизну привычного объекта, переживать его ценность в пространстве и времени. Чем больше новизны, существующей как процесс, мы передадим своим детям, тем больше они будут способны видеть её, чувствовать и нуждаться в ней. А это залог развития их внимания: непроизвольного, произвольного и послепроизвольного. И, конечно, это залог их "могу" в обучении.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|