Ни слова о невежестве или развитие разума и незыблемая вечность "нового"

Работая психологом и тренером по адаптивным технологиям, я часто сталкиваюсь с детьми и взрослыми, которые хотят учиться, но по какой-то причине испытывают сильное сопротивление при чтении и получении новой информации на уроках.

Какова же причина?

Все обучающиеся, о которых идёт речь, как правило, осознают свою потребность в обучении, имеют выраженный интерес к изучаемому предмету, но на деле буквально терпят сам процесс обучения: кого-то тянет поспать на уроке, у кого-то на момент урока находятся более важные цели познавательной работы, кто-то просто начинает раздражаться… А что касается детей младшего школьного возраста, то тут и вовсе вокруг учёбы царит накал страстей, что обусловлено участием мам, пап, бабушек, дедушек, репетиторов и т.д., в результате к сопротивлению ребёнка в познавательном процессе добавляется сопротивление, приобретённое им в межличностных отношениях, в то время как ещё не устранена истинная, изначальная причина неуспеваемости.

Даже неспециалисту в области психологии понятно, что любая познавательная деятельность содержит в своём основании внимание. Мы знаем из общей психологии, что "психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает". Под вниманием понимают сосредоточенность и углублённость в деятельность, внимание обеспечивает контроль и регуляцию деятельности.

Но не будем углубляться вслед за этой наиважнейшей психической способностью, раскрывая её полный смысл и значение. Давайте вернёмся к нашему вопросу о сопротивлении в обучении человека, который изначально заинтересован в изучаемом предмете и рассмотрим ещё одну значительную основу познавательной деятельности — новизну информации.

Новизна — это важный компонент любой информации. Возникновение непроизвольного внимания связано с физическими, психофизиологическими и психическими причинами, к которым относятся новизна и необычность. Новизна и необычность могут пониматься не только как раздражители, которые ранее отсутствовали, но и как изменение физических свойств действующих раздражителей и перемещение раздражителей в пространстве (возможно, и во времени).

Обычно понятие "новый" мы осознаём через сопоставление с его противоположностью, а именно, новый — это тот, что не старый, тот, которого раньше не было, тот, о котором ранее не было известно.

Можно предположить, что в эпоху стремительного роста информации, представленную как эпоху стремительного роста новизны (всего того, чего ещё не было), уменьшается необходимость длительного переживания "нового", а затем, как следствие, ухудшается и сама способность переживания "нового".

О том, как именно это происходит, наверное, можно судить по результатам отдельных исследований психических процессов современных людей. Но и без исследований понятно, что переживание "нового" сокращается во времени, прежде всего, в рамках быта и культуры. Так, например, современные рыночные отношения требуют быстрой замены новых устройств, поэтому все информационные манипуляции направлены на формирование позитивного образа всего "передового" и "будущего" и, как следствие, складывается негативный и ущербный образ всего мнимо отстающего — отстающего от заданного СМИ "передового".

Что же происходит с нашим языком и мышлением, с нашим бытом, с нашими вещами и нашей культурой? Мы с ними, или мы против них? А главное — что же происходит с нашим переживанием "нового"?

Мы обесцениваем "новое", как правило, под давлением своего коллективного чувства. "Святое пространство коммуникаций" — это ядро нашей жизни, наших семей и нас самих, и в этом пространстве долго переживать "новое" сейчас не принято. Получается, что переживание "нового" живёт в среде общения людей во временном отрезке, отведённом определёнными рыночными акциями. Каким-то парадоксом является востребованная гонка за "новым" во всём. Если нечто представляет собой что-то материально новое, то ценность и статус этого обязательно возрастает. И, наоборот, если что-то представляет собой уже не новое, то ценность и статус этого снижается. Конечно, гонка за "новым" может быть успешной и при оригинальном применении чего-то старинного, т.е. при его новом применении. Но это отдельная интересная тема. А вот вопрос о длительности переживания "нового" требует особого рассмотрения в связи с темой внимания и обучения.

А как понимать рассматриваемое длительное переживание "нового"? И насколько оно продолжительным должно быть? Думаю, что самым коротким ответом на этот вопрос будет то, что переживание "нового" нужно считать длительным, если оно переживается взрослым человеком в контексте истории и культуры, т.е. и в контексте времени.

Говоря об особенностях познавательной деятельности ребёнка, следует выделить формирование произвольного внимания. Непроизвольное внимание — это наиболее простое и генетически исходное пассивное внимание, поддерживающееся независимо от стоящих перед человеком целей. И для детей, и для взрослых одной из причин возникновения непроизвольного внимания является новизна и необычность. А вот произвольное внимание, которое управляет сознательной целью, формируется у всех людей в детстве при общении со взрослыми. В раннем возрасте функция произвольного внимания разделена между взрослым и ребёнком.

Так вот, давайте подумаем теперь о существующем в настоящее время переживании "нового" в контексте истории и культуры. На что словами или жестами указывает современный взрослый своему ребёнку? Какую временную область переживания "нового" он ему передаёт? А школа? Сколько времени она отводит современному ребёнку на переживание нового материала?… Ах, да — темпы, темпы, бешеная скорость нашей эпохи, инновации и реформы образования… деньги… Сегодня переживание "нового" имеет ярко выраженный экономический образ. Слова "купи" и "новое" сливаются в единое понятие. "Новое" становится своего рода добычей, которая достаётся в повседневной экономической битве.

Вернёмся же к переживанию "нового", как к основе первого, генетически исходного вида внимания, и как исходному свойству информации.

Новизна — это сфера обучения, развития познавательных способностей личности. Внимание человека рождается в точке под названием "новое", а его познавательная способность, включающая в себя множество психических процессов, формируется вокруг этой точки. Человек переживает "новое", запоминает "новое", вспоминает "новое" и опять переживает это "новое", и как только он поверит в то, что это не новое — в этой точке он прекращает свою мыслительную деятельность.

История и культура — это виды народной памяти. Взрослый, переживая "новое", извлечённое из этой памяти, для ребёнка невольно выделяет в истории и культуре вечно существующие точки "новизны". Взрослый выделяет объект из окружающего пространства, показывает его ребёнку и называет, а ребёнок повторяет слово, но и следит за жестом взрослого. А в жесте взрослого содержится вся та информация об объекте, которую не вместило слово. Ребёнок усвоит и слово, и жест.

На мой взгляд, причина многих "хочу, но не могу" в обучении заключается в том, что в настоящее время мы — взрослые, воспитатели и школа принимаем за "новизну" ветки дерева информации, с которого поступают плоды наших знаний, в то время как "новизна" питает само дерево наших новых знаний, располагаясь таинственной энергией в его корнях. В связи с этим выражение "всё новое — это хорошо забытое старое" может быть перефразировано, например, так: новизна — это необходимая самая древняя причина и явление познавательной сферы личности.

Многие сегодня пытаются установить потерянный контакт со своей "новизной" посредством духовных и психологических практик. И это вполне подтверждает факт дефицита новизны в нашей познавательной сфере, в наших: внимании, ощущении, восприятии, памяти, мышлении и воображении.

Учитесь с удовольствием от переживания новизны сами, и в воспитательной среде передавайте по наследству "новизну" своим детям, ту новизну, которая хранится в изменении пространства, времени, вещей, природы и нас самих. Новизна — это движение, существующее во всём (и бесплатно). Новизна всегда существовала и существует своей большей частью за пределами рыночных отношений. Развитие интеллекта и способности к обучению начинается в семье с развития способности длительно переживать "новое" во всём.

Восстанавливайте свою семейную, домашнюю, повседневную культуру обращения с новизной. Помните, что всякий раз, обращая на объект внимание ребёнка, вы передаёте ему какую-то единицу этой новизны, как необходимую единичную матрицу его интеллекта, а для этого вы сами должны видеть новизну привычного объекта, переживать его ценность в пространстве и времени. Чем больше новизны, существующей как процесс, мы передадим своим детям, тем больше они будут способны видеть её, чувствовать и нуждаться в ней. А это залог развития их внимания: непроизвольного, произвольного и послепроизвольного. И, конечно, это залог их "могу" в обучении.

 



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь