НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ? Или знания забываются – культура остается!

                 Очень часто к школьному психологу, и не только школьному, обращаются с проблемой – ребенок или подросток не хочет учиться. «А ведь в начальных классах был почти отличником»! Почему он не хочет учиться? Что происходит? На каждое нежелание есть причина, и мы ниже их рассмотрим.

           Но сначала мы попросим, на время, выйти из нашего виртуального кабинета детей и подростков, т.к. обычная реакция родителей, бабушек и дедушек – «только вы ему, пожалуйста, это не говорите». Для того чтобы помочь ребенку и себе, окунемся в детство и хотя бы ненадолго почувствуем мир так - как его ощущает ребенок или подросток, посмотрим на происходящее его глазами:

            Дети не хотят учиться часто потому, что они не понимают, зачем учиться. Дети не умеют строить планы на будущее, они не могут представить, что будет через пять лет и тем более как смогут им помочь знания формул, теорем, грамматики, если теперь  правит ее компьютер автоматически. У детей и подростков масса примеров - они не в вакууме живут, да и родители сами часто повторяют  -  «люди без высшего образования часто добиваются больших высот в жизни, успешны в бизнесе, ловки, смекалисты, хватки и неплохо зарабатывают». 

             На сегодняшний день все громче звучит полемика, какие предметы действительно нужны в школе.  Массу предметов можно было бы заменить живыми знаниями, которые помогли бы действительно помочь жизни человека в современном мире, а  не перегружать юные умы мертвой, никому не нужной информацией.  Мало того что многие предметы бесполезны, но и они еще не интересно преподаются. Если в начальной школе обучение ведется часто в форме игры, то в средней и старшей  учителю абсолютно все равно – насколько он вас заинтересовал, за очень редким исключением -  это монотонно вычитанные  часы по программе.

           Кроме того, учёба – это труд. Это сознательный отказ от того, что тебе действительно интересно, от общения с ровесниками.  У подростка все есть для счастья – здоровье, пища, одежда, теплый дом, семья – он не понимает, зачем ему тяжело трудиться? Вы бы стали трудиться с 8 до 15., и затем с еще 4 часа дома, если у вас и так уже есть все необходимое!? Прибавьте сюда конфликты среди ровесников либо с учителями, особенно если подростку приходится менять коллектив. Строить отношения с противоположным полом, дружеские отношения – не менее важная сфера жизни, чем отметки, и именно от этих умений в будущем будет зависеть, и умение создать здоровую семью и отстаивать себя и свои интересы в любой жизненной сфере. Не сбрасывайте это со счетов!

            А не забыли ли вы что школьный возраст – это пора первой влюблённости? И очень немногие школьники могут поделиться своими переживаниями с родителями. Это еще одна причина, по которой подростку невероятно сложно сосредоточиться. Плюс ко всему взрослые должны с уважением относиться к матушке – природе: в 12-16 лет происходят гормональные изменения в организме, и  интерес направлен в первую очередь на противоположный пол. А роль школы в этот момент активно отвлекать юношей и девушек от секса.

           Одна из причин, по которым подросткам трудно учиться, – дефицит йода. Им страдают особенно те, кто живет вдали от моря. Йод не вырабатывается в организме, не накапливается, он каждый день должен поступать с пищей и расходоваться на синтез гормонов щитовидной железы. Эти гормоны регулируют работу всех систем организма, в первую очередь, центральной нервной системы. Недостаточно гормонов – снижается память, ухудшается наглядно-образное мышление, рассеивается внимание. Подросткам йода требуется больше, у них очень высока скорость всех обменных процессов. Безволие, лень, утомляемость – это опять-таки нехватка йода, он определяет не только интеллектуальную работоспособность, но и физическую.

        Не забывайте о том что, рост организма происходит очень быстро – иногда это вызывает восхищение у ребенка. А иногда страх, стыд. Не редкость и боли в мышцах, суставах, костях – из-за слишком быстрого развития. Мои ровесники, возможно, помнят фильм «Легко ли быть молодым?» И мне хочется призвать родителей - почувствовать, легко ли быть подростком? Насколько тяжело юному существу (масса обязанностей и почти никаких прав) легко представить себе, если вспомнить конфликты между родителями и другими родственниками! Со слов подростка – «хочется бежать из дома, невыносимо это видеть и слышать», а вы заставляете его делать уроки, «пристаете» с какой-то ерундой.

      И прежде чем предпринимать какие-то воспитательные меры по отношению к нему, конечно, нужно начинать изменения с себя, ведь не в пустыне же он рос - это результат вашего воспитания, это вы его всем этим питали. Разумно вспомнить каких успехов добивались в школе вы сами. Разберитесь - чего же хочется вам на самом деле? Часто родители требуют от ребенка блестящих успехов только для того, чтоб доказать себе – каков я хороший родитель, либо золотая медаль и грамоты – это несбывшаяся ваша мечта, а может вами движет страх – быть не хуже других?

      Нужно набраться терпения. Продолжайте любить своего ребенка. Ему тоже с вами бывает непросто. Уважайте ребенка, прислушивайтесь к его мнению, помните - у вас растёт личность. Говорите по душам каждый вечер – как прошел день. Общайтесь без обвинений и обид. Сохраняйте спокойствие. Думайте позитивно, без перспектив – станет наркоманом и т.п.  Дайте понять ребенку, что школьный  учебный материал, возможно, не пригодится жизни в полном объеме, но при постоянном обучении у человека развивается память, логика. Знания, возможно, забудутся, но культура останется!

      Давайте возможность подростку занимается и тем, что ему действительно по душе, своими выходными пусть распоряжается сам – учите его самостоятельности, планированию времени. Отдохнув со своим любимым увлечением легче и справиться с «обязаловкой».

       Относитесь к способностям ребенка адекватно, требуйте согласно возможностям. Одаренного ребенка направляйте в спец. школу.  Демонстрируйте на своем примере уважительное отношение к труду – не поощряйте частую леность, праздность словами «наработаешься еще». Избавьте подростка от гиперопеки. У подростка должны быть свои обязанности, не спешите выполнять желания и капризы по первому же требованию подростка. Показывайте на своем примере умение справляться с плохим настроением,  как быть хозяином своего настроения, а не рабом - и браться за работу.

        В отношениях с  подростком формируйте интерес к учебе постоянно и поощряйте успехи. Привяжите овладение знаниями к жизни: изучение английского – пусть знакомиться и общается с ровесниками из других стран. География – можно изучить местность по карте, а затем направиться в эти места, существует масса возможностей воплотить это в жизнь (клубы выходного дня, туризм).  Поощряйте  успехи и вкусностями, и сюрпризами, и поездками. Не забывайте  хвалить ребенка, подростка - как он  был красив, когда рассказывал стих, как самостоятелен, как талантлив.

     Старайтесь видеть во всем  позитив – не моет руки – не страшно, зато не обветрятся на ветру. Не отзывайтесь об учителях плохо. Не подрывайте их авторитет. Рассказывайте, как вы сами преодолевали трудности обучения в своем детстве, в юности. Никогда не драматизируйте. Возможно, ребенку не подходит программа, школа, учителя. Разберитесь, чего хочется ребенку, помогите реализовать его желания.  Воспитывайте в ребенке самостоятельность – давайте возможность принимать решения самому. Вызвать интерес к учебе можно и как бы случайно общим просмотром художественного фильма,   об ученом (н-р: удивиться вместе с подростком тому, что  Д.И. Менделеев шил чемоданы  в свободное время), об исторической фигуре, об исторических событиях, «нечаянно» зайти в музей и т.п. Напоминайте чаще себе и подростку – как прекрасны школьные годы, покажите, чем они прекрасны. Я надеюсь, что вышеизложенные факты улучшат понимание между вами и вашим ребенком. Ваши усилия по пробуждению интереса или возвращению утраченного интереса к учебе не пройдут даром.

С.Барган

 

 

 



Просмотров: 473
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как легко понять, что это действительно любовь
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Призываю конфликтовать так часто, насколько это возможно
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Любовные проблемы. Так хочется замуж, но я не уверена, что это возможно
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь