|
НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ? Или знания забываются – культура остается!Автор статьи: Барган Светлана Евгеньевна
Очень часто к школьному психологу, и не только школьному, обращаются с проблемой – ребенок или подросток не хочет учиться. «А ведь в начальных классах был почти отличником»! Почему он не хочет учиться? Что происходит? На каждое нежелание есть причина, и мы ниже их рассмотрим. Но сначала мы попросим, на время, выйти из нашего виртуального кабинета детей и подростков, т.к. обычная реакция родителей, бабушек и дедушек – «только вы ему, пожалуйста, это не говорите». Для того чтобы помочь ребенку и себе, окунемся в детство и хотя бы ненадолго почувствуем мир так - как его ощущает ребенок или подросток, посмотрим на происходящее его глазами: Дети не хотят учиться часто потому, что они не понимают, зачем учиться. Дети не умеют строить планы на будущее, они не могут представить, что будет через пять лет и тем более как смогут им помочь знания формул, теорем, грамматики, если теперь правит ее компьютер автоматически. У детей и подростков масса примеров - они не в вакууме живут, да и родители сами часто повторяют - «люди без высшего образования часто добиваются больших высот в жизни, успешны в бизнесе, ловки, смекалисты, хватки и неплохо зарабатывают». На сегодняшний день все громче звучит полемика, какие предметы действительно нужны в школе. Массу предметов можно было бы заменить живыми знаниями, которые помогли бы действительно помочь жизни человека в современном мире, а не перегружать юные умы мертвой, никому не нужной информацией. Мало того что многие предметы бесполезны, но и они еще не интересно преподаются. Если в начальной школе обучение ведется часто в форме игры, то в средней и старшей учителю абсолютно все равно – насколько он вас заинтересовал, за очень редким исключением - это монотонно вычитанные часы по программе. Кроме того, учёба – это труд. Это сознательный отказ от того, что тебе действительно интересно, от общения с ровесниками. У подростка все есть для счастья – здоровье, пища, одежда, теплый дом, семья – он не понимает, зачем ему тяжело трудиться? Вы бы стали трудиться с 8 до 15., и затем с еще 4 часа дома, если у вас и так уже есть все необходимое!? Прибавьте сюда конфликты среди ровесников либо с учителями, особенно если подростку приходится менять коллектив. Строить отношения с противоположным полом, дружеские отношения – не менее важная сфера жизни, чем отметки, и именно от этих умений в будущем будет зависеть, и умение создать здоровую семью и отстаивать себя и свои интересы в любой жизненной сфере. Не сбрасывайте это со счетов! А не забыли ли вы что школьный возраст – это пора первой влюблённости? И очень немногие школьники могут поделиться своими переживаниями с родителями. Это еще одна причина, по которой подростку невероятно сложно сосредоточиться. Плюс ко всему взрослые должны с уважением относиться к матушке – природе: в 12-16 лет происходят гормональные изменения в организме, и интерес направлен в первую очередь на противоположный пол. А роль школы в этот момент активно отвлекать юношей и девушек от секса. Одна из причин, по которым подросткам трудно учиться, – дефицит йода. Им страдают особенно те, кто живет вдали от моря. Йод не вырабатывается в организме, не накапливается, он каждый день должен поступать с пищей и расходоваться на синтез гормонов щитовидной железы. Эти гормоны регулируют работу всех систем организма, в первую очередь, центральной нервной системы. Недостаточно гормонов – снижается память, ухудшается наглядно-образное мышление, рассеивается внимание. Подросткам йода требуется больше, у них очень высока скорость всех обменных процессов. Безволие, лень, утомляемость – это опять-таки нехватка йода, он определяет не только интеллектуальную работоспособность, но и физическую. Не забывайте о том что, рост организма происходит очень быстро – иногда это вызывает восхищение у ребенка. А иногда страх, стыд. Не редкость и боли в мышцах, суставах, костях – из-за слишком быстрого развития. Мои ровесники, возможно, помнят фильм «Легко ли быть молодым?» И мне хочется призвать родителей - почувствовать, легко ли быть подростком? Насколько тяжело юному существу (масса обязанностей и почти никаких прав) легко представить себе, если вспомнить конфликты между родителями и другими родственниками! Со слов подростка – «хочется бежать из дома, невыносимо это видеть и слышать», а вы заставляете его делать уроки, «пристаете» с какой-то ерундой. И прежде чем предпринимать какие-то воспитательные меры по отношению к нему, конечно, нужно начинать изменения с себя, ведь не в пустыне же он рос - это результат вашего воспитания, это вы его всем этим питали. Разумно вспомнить каких успехов добивались в школе вы сами. Разберитесь - чего же хочется вам на самом деле? Часто родители требуют от ребенка блестящих успехов только для того, чтоб доказать себе – каков я хороший родитель, либо золотая медаль и грамоты – это несбывшаяся ваша мечта, а может вами движет страх – быть не хуже других? Нужно набраться терпения. Продолжайте любить своего ребенка. Ему тоже с вами бывает непросто. Уважайте ребенка, прислушивайтесь к его мнению, помните - у вас растёт личность. Говорите по душам каждый вечер – как прошел день. Общайтесь без обвинений и обид. Сохраняйте спокойствие. Думайте позитивно, без перспектив – станет наркоманом и т.п. Дайте понять ребенку, что школьный учебный материал, возможно, не пригодится жизни в полном объеме, но при постоянном обучении у человека развивается память, логика. Знания, возможно, забудутся, но культура останется! Давайте возможность подростку занимается и тем, что ему действительно по душе, своими выходными пусть распоряжается сам – учите его самостоятельности, планированию времени. Отдохнув со своим любимым увлечением легче и справиться с «обязаловкой». Относитесь к способностям ребенка адекватно, требуйте согласно возможностям. Одаренного ребенка направляйте в спец. школу. Демонстрируйте на своем примере уважительное отношение к труду – не поощряйте частую леность, праздность словами «наработаешься еще». Избавьте подростка от гиперопеки. У подростка должны быть свои обязанности, не спешите выполнять желания и капризы по первому же требованию подростка. Показывайте на своем примере умение справляться с плохим настроением, как быть хозяином своего настроения, а не рабом - и браться за работу. В отношениях с подростком формируйте интерес к учебе постоянно и поощряйте успехи. Привяжите овладение знаниями к жизни: изучение английского – пусть знакомиться и общается с ровесниками из других стран. География – можно изучить местность по карте, а затем направиться в эти места, существует масса возможностей воплотить это в жизнь (клубы выходного дня, туризм). Поощряйте успехи и вкусностями, и сюрпризами, и поездками. Не забывайте хвалить ребенка, подростка - как он был красив, когда рассказывал стих, как самостоятелен, как талантлив. Старайтесь видеть во всем позитив – не моет руки – не страшно, зато не обветрятся на ветру. Не отзывайтесь об учителях плохо. Не подрывайте их авторитет. Рассказывайте, как вы сами преодолевали трудности обучения в своем детстве, в юности. Никогда не драматизируйте. Возможно, ребенку не подходит программа, школа, учителя. Разберитесь, чего хочется ребенку, помогите реализовать его желания. Воспитывайте в ребенке самостоятельность – давайте возможность принимать решения самому. Вызвать интерес к учебе можно и как бы случайно общим просмотром художественного фильма, об ученом (н-р: удивиться вместе с подростком тому, что Д.И. Менделеев шил чемоданы в свободное время), об исторической фигуре, об исторических событиях, «нечаянно» зайти в музей и т.п. Напоминайте чаще себе и подростку – как прекрасны школьные годы, покажите, чем они прекрасны. Я надеюсь, что вышеизложенные факты улучшат понимание между вами и вашим ребенком. Ваши усилия по пробуждению интереса или возвращению утраченного интереса к учебе не пройдут даром. С.Барган
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|