Про знания

"Евреи, учитесь говорить "не знаю", - недавно где-то встретила эту цитату из рабби Моше Дорона.

Теперь вот встречаю эту мысль в примечаниях к статье Бриттона "Эдип в депрессивной позиции".

Мои наблюдения: людям не нравится чего-то не знать и не понимать, их это тревожит, злит, им важно непременно определиться с точкой зрения и непременно быть правыми. Иначе они чувствуют нечто, что распознается как угроза их целостности, их чувству самоуважения, их человеческой или профессиональной ценности и т.д.
Мало, кто способен выдерживать непонимание. Еще труднее, когда возникает видимость, что рядом есть кто-то, кто пониманием обладает. Это вызывает завистливое желание оспорить, обесценить знание другого или некритично, с полной верой присоединиться - лишь бы не испытывать этот дискомфорт непонимания.

Интересно, как Бриттон увязывает эту тревогу с ранними фантазиями о родительском половом акте: "У некоторых пациентов представление о родительском сношении можно считать деструктивным по отношению ко всему хорошему, что связано с матерью или грудью, и потому деструктивным по отношению к хорошему внутреннему объекту, который можно приравнять ко всему хорошему в мире. Поэтому скорее всего такой пациент увидит первичную сцену как катастрофу, ведущую к падению мира. Как в мифе об Эдемском саде, поедание плода с дерева знания вызвало Падение: пришествие стыда, секса и ангела-мстителя.
У таких пациентов может развиваться ненависть к знанию и иногда довольно буквальная ненависть к видению - своему и на себя со стороны. Если просвещение воспринимается в режиме преследования, оно ощущается как навязанное, а не обретенное. Тогда либо вся личность в целом защищается от знания, либо иногда - ее отщепленная часть".

Кстати, защита от знания иногда выглядит как демонстрация обладания знанием, демонстрация посвященности.

Те, кто особенно привержен подобной стратегии, скорее всего, неспособны выходить в депрессивную позицию: очень трудно выдержать, что наши любимые объекты мало того, что нам не принадлежат, так еще и находятся в отношениях, в которые мы не включены. "Когда мы серьезно сомневаемся в том, что наша способность к любви выдержит это знание, у нас возникает соблазн отыскать себе прибежище в культивации иллюзий. Среди них первое место занимают разнообразные вариации эдипальных иллюзий, в которых сохраняется и держится в секрете фантазия избранности". Это - путь психопатологии.

Подобная идея транслируется и Бионом: в его книге "Научение через опыт переживания" говорится о необходимости выдерживать фрустрацию от непонимания, и что пограничная личность к этому не способна.



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Войти в судьбу и прожить ее по своему" или "Место, где вырастают".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • Как "плохие качества" помогают хорошему человеку
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь