"Евреи, учитесь говорить "не знаю", - недавно где-то встретила эту цитату из рабби Моше Дорона.
Теперь вот встречаю эту мысль в примечаниях к статье Бриттона "Эдип в депрессивной позиции".
Мои наблюдения: людям не нравится чего-то не знать и не понимать, их это тревожит, злит, им важно непременно определиться с точкой зрения и непременно быть правыми. Иначе они чувствуют нечто, что распознается как угроза их целостности, их чувству самоуважения, их человеческой или профессиональной ценности и т.д. Мало, кто способен выдерживать непонимание. Еще труднее, когда возникает видимость, что рядом есть кто-то, кто пониманием обладает. Это вызывает завистливое желание оспорить, обесценить знание другого или некритично, с полной верой присоединиться - лишь бы не испытывать этот дискомфорт непонимания.
Интересно, как Бриттон увязывает эту тревогу с ранними фантазиями о родительском половом акте: "У некоторых пациентов представление о родительском сношении можно считать деструктивным по отношению ко всему хорошему, что связано с матерью или грудью, и потому деструктивным по отношению к хорошему внутреннему объекту, который можно приравнять ко всему хорошему в мире. Поэтому скорее всего такой пациент увидит первичную сцену как катастрофу, ведущую к падению мира. Как в мифе об Эдемском саде, поедание плода с дерева знания вызвало Падение: пришествие стыда, секса и ангела-мстителя. У таких пациентов может развиваться ненависть к знанию и иногда довольно буквальная ненависть к видению - своему и на себя со стороны. Если просвещение воспринимается в режиме преследования, оно ощущается как навязанное, а не обретенное. Тогда либо вся личность в целом защищается от знания, либо иногда - ее отщепленная часть".
Кстати, защита от знания иногда выглядит как демонстрация обладания знанием, демонстрация посвященности.
Те, кто особенно привержен подобной стратегии, скорее всего, неспособны выходить в депрессивную позицию: очень трудно выдержать, что наши любимые объекты мало того, что нам не принадлежат, так еще и находятся в отношениях, в которые мы не включены. "Когда мы серьезно сомневаемся в том, что наша способность к любви выдержит это знание, у нас возникает соблазн отыскать себе прибежище в культивации иллюзий. Среди них первое место занимают разнообразные вариации эдипальных иллюзий, в которых сохраняется и держится в секрете фантазия избранности". Это - путь психопатологии.
Подобная идея транслируется и Бионом: в его книге "Научение через опыт переживания" говорится о необходимости выдерживать фрустрацию от непонимания, и что пограничная личность к этому не способна.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.