Как "плохие качества" помогают хорошему человеку

Автор статьи: Ирина Бюнау

Как плохие качества помогают хорошему человеку

Пошел уже второй месяц как я провожу игру «Плохие девочки»: продолжаю открывать хорошим, добрым, ответственным людям их «плохие» и «темные» стороны. Так получилось, что в основном на игру собираются женщины, поэтому здесь будет много девчачьих примеров, но мальчикам главное понять принцип - и вперед. Никакой гендерной дискриминации. Как это работает, я сейчас расскажу.

Возможно, у вас иногда возникало ощущение, что будь вы «беспринципной, наглой пустышкой» или «хамоватой самодуркой, стукачкой, истеричкой» жить было бы намного легче. Если ДА, то усаживайтесь поудобнее - этот текст для вас.

«Что такое хорошо и что такое плохо».               

Качества, которые ценятся родителями в ребенке и качества успешного взрослого зачастую очень отличаются. Прямо скажем, ребенок «удобный в обращении», предсказуемый и управляемый более предпочтителен, чем настойчивый, любознательный естествоиспытатель со своим собственным мнением. Ребенок должен помалкивать, когда надо, играть так, чтобы потом не было «мучительно больно», быть тихим и скромным в одних условиях, но бойко читать стихи на табурете в других.

А потом бах… «ты уже большой». И надо стремиться, не тушеваться, «отвечать за», проявлять настойчивость, мотивировать себя, отдавать отчет и т.п. И все эти взрослые полезные качества вырастают из вполне себе «неправильных» и «неудобных» детских.

Из-за того, что быть «плохим ребенком» - осуждаемо и небезопасно, эти качества у нас так и остаются детскими, черно-белыми с ярким и однозначным негативным окрасом. А жизнь взрослого человека бросает вызовы, требует расширения поведенческого репертуара и свободного владения разными стратегиями.

И вроде бы быть жадиной и эгоисткой было плохо, а уметь отстаивать свои интересы и понимать, чего хочется – хорошо.

Быть поверхностной и легкомысленной – плохо, а уметь адекватно оценивать свою зону ответственности, не перегибать со сверх-контролем и перестать махать морально-этическим флагом – очень даже полезно.

Быть «выскочкой» и «в каждой бочке затычкой» - нет, а видеть возможности и выстраивать взаимодействие эффективно – да.

«Барабану - хорошо, Капи- капи- капитану - плохо».

Для примера: внутренние установки «не выпячивайся», «не хвастайся», «будь скромнее», «не навязывайся» могут мешать развивать навыки самопрезентации, двигать личный бренд или начинать разговор о пересмотре условий труда. Эти установки могли звучать как в императиве; «не делай», «не будь», так и могли быть просто семейными историями, из которых ребенок понимал, как делать не надо. «Был у нас один такой – довыступался», «в нашей семье так не принято», «…и вот одна выскочка на работе». И какому ребенку придет в голову вести себя также, как та «выскочка» с маминой работы.

Жадная, злая, вредная, эгоистичная, глупая, вызывающая, лицемерная… с тем чтобы написать список КАКОЙ ДЕВОЧКОЙ БЫТЬ НЕЛЬЗЯ не возникает проблем.

Смысл игры: достать эти «Плохие качества», еще раз внимательно рассмотреть, примерить на себя, поиграть в эту игру (исполнить роль), подрастить их до взрослого состояния, и уже после принять решение нужно-ненужно. Без сожаления оставить все, что не подходит и взять то, что может пригодиться. Одно дело сожалеть о себе как несостоявшейся «оторве, хулиганке и неряхе» и совершенно другое дело все это примерить, наиграться вдоволь, и с чистым сердцем, убрав все лишнее, использовать этот мощнейший ресурс.

Но есть одна хитрость. Сразу оговорюсь, что зачатки не каждого желаемого взрослого качества можно найти в себе. Можно конечно начать выращивать чахлые побеги лидерства в условиях вечной мерзлоты и вопреки всему, но мы идем другим путем. Поэтому и игре движение начинается от тех «Плохих качеств», которые у вас когда-то были, проявили себя, «получили по шапке» и были вытеснены и спрятаны, как вредные и опасные. В психологии это называется работа с Тенью.

Мы с участниками ищем когда-то свойственные им "родненькие" качества, от которых пришлось отказаться и «не быть такой», и делаем в него «прививку роста». И можно не тратить время на подтягивание своих слабых сторон и создание «лучшей версии самого себя». Это долго и нет гарантии, новые качества могут просто не прижиться в системе ценностей. А вот развить, то что было свойственно, имеет свои глубокие корни и отзывается щемящим чувством - дает возможность попасть сразу на определенный уровень владения нужным качеством.

Мозг - сложная система, организованная иерархически. Если нет мощного основания, то все надстройки повисают в воздухе. Искусственно посаженный росток, будь то цель, установка, образ светлого будущего, мотив - быстро вылетают из системы. Иначе постановку целей и создание мотивации, можно было бы заменить директивным внушением, как при кодировании алкоголизма с той же сомнительной эффективностью.

Конечно есть и другие хитрости - куда без секретов. Но начать эту работу вы можете прямо сейчас, написав список тех обидных определений, которые вы помните о себе из детства либо перечислить те качества, какой именно «Плохой девочкой» (мальчиком) быть нельзя. И возможно в них вы увидите новые грани и оттенки, так необходимые вам.



Просмотров: 541
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Качества взрослого, необходимые для восстанавливающей игры с ребенком
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • «Почему так получилось, ведь все было так хорошо!?»
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Как быть, если не хочется что-то делать, а надо?
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Плохие качества
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Памятка: как помочь себе, если кажется, что все плохо
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь