Качества взрослого, необходимые для восстанавливающей игры с ребенком

Известно, что человек развивается в деятельности. А для ребенка ведущей деятельностью является игра. Игра – это образ жизни ребенка. Это его родная стихия. Пожалуй, игра, - это то основное, чем отличаются взрослые от детей. Для детей игра – это естественный процесс. Для многих взрослых игра, - это искусственная деятельность, оторванная от личных потребностей, поэтому, скучная и неинтересная.

Любая детская игра кроме развития имеет другую важную функцию – восстановления. Через игру у ребенка происходит отреагирование избытка накопившихся чувств, причем любых: и негативных и позитивных. Это природный механизм снятия эмоционального напряжения. После разрядки чувств происходит восстановление нормальной работы всех психических функций ребенка: внимания, памяти, мышления, речи, эмоций и чувств, воображения. Ослабевают следы психических травм от сильного испуга, от потери (не важно:  вещей, игрушек или отношений).

Естественный природный механизм разрядки чувств в игре детей часто прерывается взрослыми. Воспитателям, учителям и родителям может не нравиться то, что дети кричат, бегают и прыгают. Они могут опасаться случайных детских травм  и нареканий в свой адрес о «плохом» поведении детей от других взрослых. Поэтому дети в садах и школах не разряжают, а, наоборот, накапливают негативные чувства. Вы это видите, когда ребенок после детского сада находится в возбужденном состоянии, его настроение меняется, он проявляет агрессию «без причины» и плачет «на пустом месте». 

Но вы можете восполнить этот пробел, играя с ребенком дома определенным образом. О том, как это делать правильно, чтобы игра была действительно восстанавливающей, узнаете из этой книги.

В каких случаях необходима Восстанавливающая игра с ребенком? 

Если вы замечаете, что ваш ребенок:

-  слишком возбужден;

 - подавлен; 

- агрессивен; 

- капризен, плаксив; обидчив; 

- испытывает страх. 

 Если ваш ребенок имеет так называемые «вредные привычки», навязчивые действия:

 - грызет ногти; 

- теребит волосы; 

- ерзает на стуле;

- заикается; 

- имеет другие невротические симптомы. 

Если у ребенка есть хронические заболевания, симптомы которых обостряются в ситуации стресса или он часто болеет:

- астма; 

- кожные заболевания; 

- аллергия; 

- др.

  Если ваш ребенок: 

- поздно засыпает или плохо спит; 

- мало или много ест; 

- слишком активен или мало двигается;

- если вы замечаете у ребенка признаки зависимости от компьютерных игр: каждый день он проводит за компьютером, планшетом и т.п. не менее 45 минут;

- если ребенок проходит адаптацию к детскому саду или находится в другой новой для него ситуации: переезд, развод родителей, рождение брата или сестры и т.п.

 Если вас не устраивают ваши отношения с ребенком:

 - он вас не слушается; 

- не идет на контакт; 

- вы не можете с ним договориться о важных вещах; 

- вы не можете справиться с его чувствами; 

- вы устаете от общения с ребенком; 

- вы злитесь на него; 

- кричите на него; 

- вы наказываете  его.

 

Что восстанавливает игра у ребенка?

  • Психическое состояние: спокойствие, уравновешенность, ослабление невротических симптомов.
  • Физическое здоровье: ослабление симптомов хронических заболеваний.
  • Хорошее отношение к себе: ощущение любви и принятия, самоценности.
  •  Доверие к родителям. 
  • Возможность управления событиями своей жизни.
  • Здоровый сон.
  • Здоровый аппетит.

 

Что восстанавливает игра у родителя?

  • Интерес, радость, энергию, удовлетворение от процесса взаимодействия.
  • Возможность легко договариваться о чем угодно.
  • Разрешение конфликтных ситуаций с ребенком.
  • Доверие ребенка.
  • Личный авторитет родителя в глазах ребенка.

 

Это стоит попробовать!

Вы заметили, что Восстанавливающая игра с ребенком способна исправить любые отклонения от нормального психоэмоционального состояния ребенка, а также корректировать поведение ребенка? 

Мало того, Восстанавливающая игра способна изменить ваши отношения с ребенком в сторону доверия, понимания и принятия друг друга. 

Помимо этого Восстанавливающая игра приносит и детям, и родителям  радость от общения, придает силы и энергию! 

Возможно, вы удивлены и хотите спросить: «Почему я раньше не слышала об этом методе?  Почему о нем нигде не пишут?»

 На самом деле такое направление в психотерапии как игровая терапия используется достаточно широко. Но этим занимаются исключительно детские психологи и психотерапевты. Это похоже на то, что специалисты сами «ловят для вас рыбу», а не учат, как ее поймать». Когда я задаю своим коллегам вопрос: «Почему бы вам не научить, как правильно играть с ребенком родителей, чтобы они могли оперативно решать все свои проблемы с ребенком?» Ответ простой, и я с ним согласна: «Для этого родителям необходимо обладать рядом качеств, чтобы они могли соблюдать условия игры». Специалист не вовлечен эмоционально в ребенка так, как его родители. Родителям бывает очень трудно принять поведение ребенка в игре и поощрять его разрядку. В привычной жизни мы, родители, привыкли ее прерывать хотя бы словами:

 - Успокойся! 

- Перестань реветь! 

- Не смей драться! 

- Здесь нечего бояться! 

- Это плохая игра! 

Да, действительно трудно. Но возможно! Ведь такая игра действительно восстанавливает и душу, и тело! Она целебна, она лечит! Так почему бы не попробовать? 

Я уже писала о тех условиях игры, которые необходимо соблюдать, чтобы от нее была польза. Даже если у вас получится не все и не сразу, изменения в ребенке и в ваших отношениях вы все равно заметите. Что-то изменится прямо сразу! Что-то недели через две. Не забывайте о том, что существуют долгосрочные изменения, и отдаленные результаты заявят о себе в школьном и подростковом возрасте ребенка. 

Ваши усилия в любом случае не пропадут даром хотя бы потому, что вы потратите это время на любовь к ребенку. Ведь дети понимают любовь очень конкретно: 

- Когда мама меня обнимает, целует, нежно разговаривает и играет со мной! 

Хочу вас вдохновить на работу несколькими короткими, но ценными отзывами родителей, попробовавших эту игру со своим ребенком. Я получила эти отзывы уже на второе занятие курса по Восстанавливающей игре: 

- Я не могла понять, почему ребенок идет не рядом со мной, а каким-то своим маршрутом. Очень злилась на него за это, мы постоянно с ним ругались на прогулке. В игре я поняла, почему так происходит! Он сам показал мне это! Всего за 20 минут! С первого раза! 

- Сын первый раз без слез пошел в детский сад! Мы стали играть, и он сам стал воспитателем, а я была ребенком. Ух, и «досталось» же мне от «воспитателя»! 

- Дочь перестала бояться заходить в новую комнату. Мы сделали ремонт, все, как она хотела, но почему-то ей там стал страшно. В игре разряжали страх. Раза 3 поиграли, и все прошло! 

Поэтому я точно знаю, что Восстанавливающая игра работает, и что у вас обязательно получится, если вы воспользуетесь этим руководством! Желаю вам успехов! 

Позиция взрослого в востанавливающей игре

Итак, мы закончили на том, что взрослому необходимо обладать определенными  качествами для эффективной Восстанавливающей игры с ребенком. Когда я начала описывать все эти качества, то поняла, что это материал для диссертации и не умещается в рамках этого практического руководства. Получается этакий образ «идеального» родителя, к которому можно стремиться всю жизнь. Просто помните, что вы уже достаточно хороший родитель просто потому, что читаете это, а значит, хотите сделать жизнь ребенка и ваши с ним отношения более гармоничными. 

Цель этой книги – дать простые понятные инструкции, что делать, а чего не допускать. Поэтому я заострю внимание не столько на качествах личности, сколько том, какой позиции в игре лучше всего придерживаться взрослому. 

Более того, по мере освоения практики Восстанавливающей игры, вы автоматически будете переносить новые навыки взаимодействия с ребенком в обычное повседневное общение. Раньше я считала, что для принципиально нового уровня общения с ребенком родителю просто необходимо пройти специальную родительскую программу.  Я так и делала: проводила объемный курс для родителей по созданию здоровых отношений с ребенком. Но впоследствии оказалось, что и те родители, которые прошли комплексную программу, и те, которые только освоили практику Восстанавливающей игры, достигали нужных результатов. 

Позиция 1. Проявляйте интерес к ребенку!

Интерес к ребенку проявляется через открытые вопросы. Открытые вопросы – это вопросы, предполагающий развернутый ответ, а не ответы «да» и «нет». Например: 

- Как прошел твой день? 

- Что было хорошего? 

- Что тебе больше всего запомнилось? 

- Что у тебя получилось? 

- Какие были успехи, достижения? 

- Что было хорошего? 

- Что было трудно? 

- Как ты с этим справился? 

- Кто тебе помог? Что тебе помогло? 

- О чем ты мечтаешь? 

В процессе игры вы можете задавать такие вопросы (не ограничивайтесь только ими, это далеко не полный перечень!): 

- Как ты хочешь провести со мной это время? 

- Что ты любишь делать? 

- Что тебе нравится? 

- Во что любишь играть? 

- Что в этой игре хорошего? Чем она тебе нравится? 

- Расскажи, как в это играть? 

- Что я должна делать? 

- Что будет дальше? 

- Чем все закончится? 

Когда вы интересуетесь ребенком, он понимает, что:

- вы его любите; 

- он для вас важен, ценен; 

- вы к нему не безразличны, он вам интересен; 

В ответ на ваш интерес  к ребенку вы получите:

- проявление взаимного интереса к вам; 

- доверие; 

- желание сделать для вас что-то хорошее. 

 

Позиция 2.  Проявляйте уважение к ребенку!

Уважение к ребенку выражается через предоставление ему личных прав как в жизни, так и в игре, и гарантию их соблюдения. 

Если родители не дают прав ребенку, тем самым они его подавляют. Если вы не даете ему прав в игре, - вы прерываете игру. Впоследствии многократное прерывание деятельности и игры ребенка приводит к социальной беспомощности, которая проявляется в отказе от действий, и которую родители называют ленью.

 Какие права есть у ребенка? Права вытекают из потребностей. Самые важные – это: 

- право на любовь и принятие; 

- право на безопасность (ребенок чувствует, что ему ничего не угрожает); 

- право на свою территорию, свое пространство в доме; 

-право на свое мнение; 

- право выбора, право на свое решение; 

- право на ошибку; 

- право распоряжаться собственным временем; 

- право иметь и выражать чувства.

 

Как проявить уважение к ребенку в игре?

Это значит предоставить ему право: 

  • Самому решать, как использовать свое время. (Забегаю вперед, но сначала вам нужно получить его согласие на предложение выделить для него «особое» время).
  • Самому выбрать, во что играть.
  • Самому принимать решения в игре. Самому управлять игрой. Вы - только исполнители его замысла.
  • Он имеет право выражать свои чувства! (Для этого, собственно, все и затевалось!)

Просто запомните, что во время игры – он главный!

Что взрослому категорически  нельзя делать во время игры?

  • Нельзя прерывать игру, например, говорить:

- Это плохая (неинтересная, сложная, глупая) игра. Недопустима любая критика, осуждение, обвинение, другое проявление недовольства. Вы принимаете все, что он предлагает. 

  • Нельзя отказываться от игры, если вы нарушаете договоренность о ее проведении.

Это бывает сложно, всегда есть соблазн отложить, объясняя свое поведение усталостью, недомоганием и т.п. Включается сопротивление, раздражение.

Отказавшись от обещанной игры один раз, вы сразу потеряете доверие ребенка, которое восстановить вновь будет гораздо сложнее.

  •  Нельзя навязывать свои варианты игры:

- А давай лучше так!

Вы можете что-то предложить, если ребенок сам вас об этом попросит. Лучше при этом использовать открытые вопросы:

 - А  как ты сам думаешь? 

- А что можно придумать? 

  • Нельзя прерывать разрядку ребенка, например, говорить:

- Не кричи!

- Не бегай!

- Не прыгай!

- Не смейся!

- Давай тише!

- Успокойся!

- Хватит плакать, обижаться, злиться!

(Есть исключения, касающиеся проявления агрессии, об этом позже).

 

Какой вы получите результат, проявляя уважение к ребенку?

  • Ребенок в ответ через какое-то время будет проявлять уважение по отношению к вам.
  • Ребенок будет самостоятельным, ответственным, инициативным.
  • Ребенок сможет ставить и достигать цели.
  • Ребенок сможет управлять сферами своей жизни.
  • Риск возникновения зависимости у него в будущем сведется к нулю.
  • Ребенок будет сам управлять учебным процессом в школе.
  • У ребенка будет здоровое психоэмоциональное развитие.

 

Позиция 3. Давайте Позитивную обратную связь ребенку!

Позитивная обратная связь – это развернутое сообщение ребенку о том, что у него хорошо получается, какими качествами он обладает и благодарность за его действия и поведение, которое вам нравится. 

Например, у него сегодня быстрее получилось одеться на прогулку, чем вчера. Скажите ему об этом: 

- Ты сегодня так быстро оделся, что мне не пришлось тебя ждать! Спасибо тебе за это! Я так удивилась и обрадовалась! Как ты ловко справился с одеждой!

Позитивная обратная связь – это не просто похвала: «Молодец»! Похвала звучит как оценка.

Позитивная обратная связь - это сообщение, которое состоит из 3-х составляющих: 

  • описания действий или качеств ребенка;
  • сообщения о ваших чувствах по этому поводу;
  • выражение благодарности за такое поведение.

 

Вот примеры позитивной обратной связи во время игры: 

- Как хорошо у тебя получается это!

- Как ты здорово придумал!

- Гениальное решение!

- Оригинальный подход!

- Отличная идея!

- Какой ты сообразительный! (Смелый, добрый, умный, догадливый, способный, талантливый…)

- Спасибо, что научил меня, как надо делать! 

Нашим детям очень не хватает позитивной обратной связи! Они получают гораздо больше негатива в виде критики, сравнения, оценки, осуждения. Многие родители просто не видят в своем ребенке то, за что его можно похвалить. Поэтому направьте на эту позицию взрослого свое особое внимание! Считается, что на одно негативное замечание ребенку нужно 7 раз дать позитивную обратную связь, чтобы он рос самодостаточным, уверенным и ценил сам себя.

 Что дает позитивная обратная связь?

  • Позитивная обратная связь усиливает желаемое поведение ребенка. Негативная обратная связь усиливает нежелательное поведение.

Если вы хотите быстро чему-то научить ребенка, говорите ему о том, что у него хорошо получается, что он сделал лучше, чем до этого.

  •  Позитивная обратная связь дает ребенку знания о себе как о хорошем, ценном, талантливом, способном, успешном человеке.

Ребенок думает и говорит о себе так же, как думают и говорят о нем его родители. Он не подвергает эту информацию критике и верит в то, что это правда.

  •  Позитивная обратная связь дает энергию и радость и детям, и родителям.

 Качества взрослого необходимые для восстанавливающей игры с ребенком

Юлия Данилова, 

мама 6-ти летней дочери, 

детский и семейный психолог. 

 



Просмотров: 604
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Игра - переводчик с детского языка. Играйте с ребенком - в этот момент Вы смотрите на него сердцем.
  • «Лучше бы делом занялся, играет он!»: Игра в жизни ребенка
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Почему игра так много значит? 12 правил успешной игры.
  • Игра - репетиция жизни ребенка
  • «ОСОБАЯ ИГРА» для ребенка как проявление любви
  • Песочная терапия - это игра для ребенка, интересная, захватывающая и открывающая новые способы жизни
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз
  • Копилка нейропсихолога. Вечерние игры. Как играть с ребенком вечером, перед сном.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Игра с ребенком творит чудеса
  • Семейный конфликт и игра в обиду глазами ребенка
  • Игра – пропуск в мир ребенка
  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Игра ребенка - ключ к его пониманию
  • Роль игры в жизни ребенка
  • Следуй за мной. Принцип организации игры с ребенком.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Свободная игра - как развить личность своего ребенка
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Игры для снятия тревоги и стресса у ребенка.
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь