|
Игра ребенка - ключ к его пониманиюАвтор статьи: Агапова Татьяна Камильевна
Игра ребенка – ключ к его пониманию Статья предназначена для родителей, педагогов, логопедов и других специалистов, работающих с детьми. В современном мире мамы и папы очень сильно заняты, и в те короткие моменты, когда они вместе, хочется провести время максимально качественно, чтобы родители и ребенок могли сохранять чувство близости и понимания, которое так необходимо всем. Предлагаю вашему вниманию очень простой способ: 10-15 минут в день ПОБЫТЬ с ребенком. Первое: НЕОБХОДИМО открыть свое СЕРДЦЕ, УШИ, ГЛАЗА и… давайте вглядимся в игру ребенка. Просто понаблюдаем. И попробуем предположить, что игра ребенка может поведать о его потребностях, интересах, чувствах, переживаниях. ТРЕБУЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЬ: - критику, - подсказки, указания к действию (пусть сам думает, пробует, экспериментирует, таким образом становится самостоятельным, если только он начинает огорчаться от неудачи, можете корректно предложить помощь), - заботы, планы, отвлекающие мысли, - отключить гаджеты. НЕОБХОДИМО: - уединиться с ребенком, - включить интуицию, эмпатию, всю свою чувствительность и чуткость, даже можно сказать впасть в детство – позвольте проявиться вашему внутреннему ребенку. И, если ребенок приглашает вас в игру, присоединиться и спрашивать, что вам делать и говорить. Т.е. ребенок становится режиссером, вы актером. Старайтесь повторить максимально похоже, повторяя действия, слова и интонации ребенка. Второе: аккуратно, корректно попробуйте отражать действия ребенка. Т.е. вы называете те действия, которые осуществляет ребенок. Это полезно не только с точки зрения обогащения словарного запаса малыша, но самое важное – у ребенка появляется ощущение, что вы заинтересованы в нем, вы сподвигаете его к пониманию чувств. Третье: если необходимо, вводите правила. Например, ребенок бьет вас. Вы четким, уверенным, спокойным голосом говорите, что вас бить нельзя, но можно … и предлагаете тот предмет, который он может бить. Т.е. вы видите, что агрессивные импульсы есть, вы их принимаете, но перенаправляете, защищая себя. Вы можете сказать: «Я вижу, что ты сердишься, тебе очень хочется ударить меня, но мне больно и неприятно, ты можешь бить вот эту подушку. Ты очень зол, что не можешь ударить меня, но давай договоримся, что когда ты хочешь ударить меня, ты можешь бить подушку». Далее я приведу несколько вопросов, которые задавали мамы на мастер-классах и тренинге по игре, которые я провожу вместе с коллегой Поляковой Людмилой. ??? Например, был вопрос, что ребенок 5 лет (мальчик) строит какие-либо конструкции и ломает, строит и ломает. Это огорчает маму. В этом видится разрушительность. Но мы предлагаем увидеть и другое: проявление своего волеизъявления – я строю, я и ломаю, это в моей власти. Это первая самостоятельность, первые решения, не зацикливание на достигнутом. К тому же разрушение дает возможность появиться чему-то новому. Конечно же все очень индивидуально. Родителям стоит прислушаться к своим ощущениям. И если вам кажется, что игры ребенка излишне агрессивны, то приглядеться, как может возникать эта агрессия. ??? Ребенку 1 год и 2 месяца: «не может сосредоточиться, берет одну игрушку, бросает, затем берет другую и т.д.» Наш ответ и рекомендации: данному возрасту это характерно. Это возраст экспериментирования: дети ощупывают предмет, пробуют на вкус, могут стучать, сжимать, крутить, особенно если игрушка издает звуки при соответствующем действии. Могут понимать простые конструкции: вставлять, например, предметы друг в друга. И все это так быстро. Их сравнить можно с ураганом. Поэтому рекомендации: одновременно в поле зрения для максимального сосредоточения должно быть немного предметов 1-2, затем меняйте игрушки. Предметы должны быть удобны для восприятия ребенка: заяц, похожий на зайца; если изучаете красный цвет, то положите перед ребенком предметы только красного цвета. Большое количество игрушек в поле зрения ребенка быстро приводит к переутомлению и невозможности сосредоточиться. (Обратите внимание, что любые гаджеты, просмотр мультфильмов, игры тоже перевозбуждают детей). ??? Ребенку 1 год и 2 месяца: «постоянно бросает предметы, например, игрушки со стола или из кроватки, и он ведь специально это делает. Прошу его так не делать, а он продолжает. Это нормально? Это пройдет?» Я считаю, что это восхитительно. Это первая в жизни ребенка совместная игра, в которую он сам приглашает маму. Уровень развития ребенка достиг той высоты, когда он понимает, что он не один в этом мире, что есть те, с которыми ему интересно взаимодействовать. Это очень характерная игра для этого возраста. Эта игра угаснет, трансформируется в другие, но еще не скоро он научится играть со сверстниками. Дети до 2-3 лет играют рядом, но не вместе. А с мамой уже умеет играть. ??? Ребенок рисует или лепит черным цветом. Некоторые мамы начинают прятать пластилин или краски черного цвета. Этого не стоит делать. Предлагаем посмотреть на действия ребенка следующим образом: подумать, почувствовать, что бы это могло значить для ребенка, что он испытывает, с чем он пытается справиться. Психика человека очень сложно устроена, внутри маленьких человечков происходят такие невероятные процессы, им так много в процессе становления предстоит понять о себе и мире, многое осмыслить, и этот процесс далеко не всегда приносит радость. Хотя бы такой момент: именно к трем годам дети способны понимать, что они не всемогущи, это очень неприятно, но это так важно понять. Поэтому пусть берут любой цвет и выражают себя как угодно. А вы просто будьте рядом и наслаждайтесь тем, как удивительно создан человек. В нем самом природой заложены процессы исцеления. Например, мой сын трех лет, когда болел, взял сначала коричневую краску, нарисовал что-то неопределенное. Затем на другом листе рядом с коричневым появилось зеленое. На следующем листе только зеленое. Затем синее с красным. Все это делает он сам без какого-либо моего участия. Я просто рядом. Мы видим смену цвета. Что-то происходит внутри, но ведь происходит. При чем о всех своих рисунках он говорит, что это горы. И это свидетельствует об эдиповом периоде (но это отдельный разговор). Резюме: будьте рядом с ребенком, когда он играет; называйте его действия и включайтесь, если он вас просит; вводите правила, когда это необходимо. Уважаемые читатели, присылайте ваши вопросы по поводу игр ребенка, будем вместе рассуждать и искать ответы!!! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|