Развитие личности: от младенца до подростка.

В статье "Зависимость. Причины" мы описали психо-социальные (проще сказать - воспитательные) условия формирования внутреннего локуса контроля (автономности) личности в возрасте от рождения до начальной школы включительно.  

В данной статье приводим более системное описание стадий развития личности.

Отметим принципы соотношения развивающейся личности со средой, психические новообразования при условии успешного прохождения стадии и социальные условия (воспитательная среда) необходимые для корректного прохождения каждой стадии. 

Итак,

до 2-х лет.  Принцип ЕДИНСТВА младенца с поддерживающей средой. В норме у ребенка формируется чувство "мы", чувство локтя,  сочувствие к людям, ощущение себя частью мира,  переживаемое как законное право находиться здесь (базовое доверие к миру).  

Установка на самопринятие и принятие других формируется за счет контакта с матерью в ритме "призыв - любящий ответ" и полном удовлетворении ребенком своих потребностей в тепле, пище и ЛЮБЯЩЕМ прикосновении за счет мгновенного отклика матери на его сигналы (плач,,  движение,  улыбка, посапывание).

Если любящего контакта с матерью было вдоволь,  ребенок даже при скромной конституции и слабом психотипе будет уметь запасать энергию,  вырастет "упругим" и к неудачам,  и к инфекции,  и к стрессу, которого достаточно в последующих возрастах (первым сильнейшим стрессом становится,  как правило,  школа, поэтому некоторые детки часто болеют -  не справляются с новыми требованиями воспитательной среды). 

В случае недостаточного контакта матери и ребенка формируется и переносится во взрослую жизнь необъяснимое переживание покинутости, исключительности или бесправия по отношению к миру. Начинается задержка психического развития (что выражается, например, в таких симпото-комплексах как  кардио-и логоневрозы, низкий уровень энергии,  вегето-сосудистая дистония, ). 

Если младенца не принимают, либо у матери по молодости не открылась потребность в ребенке, либо ее саму воспитали вне опыта телесной передачи любви, либо у матери нет времени,  чтобы быть с ребенком так и тогда, как и когда надо ребенку,  (вынуждена либо по незнанию выбирает рано выйти на работу), то риск для выживания ребенка возрастает.

Не случайно в древности,  до христианства, первенца в некоторых культурах даже убивали,  - чтобы,  пройдя через переживание смерти своего чада,  молодая мать больше ценила следующих детей и была способна на полную самоотдачу. 

При меньшей (часто все же бессознательной) степени неприятия родителями, ребенок,  конечно,  выживает, но с младых ногтей растет слабым, астеничным, болезненным,  пассивным в общении или,  напротив, агрессивным для предупреждающей самозащиты.  Во взрослом возрасте человек будет неконгруэнтен в общении: на сознательном уровне принимает других (улыбается, жмет руки), а на бессознательном - отвергает,  поскольку и его отвергали. 

В следующем возрасте для компенсации внутреннего конфликта у него даже может быстрее развиться ум,  технический интеллект (например, быстро научится читать) вместо эмоционального общения с людьми и миром. 

В младенчестве идет закладка основного мироотношения ("от людей" или "против людей" либо же "к/для людей"). Она проявит себя на стадии поздней зрелости - человек либо отринет свое эго и найдет возможность жить для других, периодически обретая новые смысло-жизненные ориентиры,  либо замкнется в самосожалении и внутреннем одиночестве. 

С 2-х до 5-ти лет: (принцип ОБОСОБЛЕННОСТИ субъекта от среды) у ребенка развивается сознание,  самостоятельность,  формируются псизические механизмы адаптации к среде (когда одеться,  когда раздеться,  когда покушать,  когда поиграть,  а когда поспать он выбирает сам). Идет активное бессознательное усвоение родного языка. Ребенок схватывает реальность исключительно в образах и метафорах.  А посему огромное значение имеют для его развития именно сказки и стишки. 

В результате правильного воспитания (предоставления самостоятельности В БЕЗОПАСНОЙ, ИНФОРМАЦИОННО НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЕ и отсутствия принуждения и пристального запрещающего контроля) ребенок научается сам себя обслуживать, получать ответы на вопросы, проявлять свои чувства и исполнять свои желания, активно проявлять себя в творческих, спонтанных, правополушарных процессах.

Таким образом,  если на первой стадии развития ребенок и мать составляют собой как бы два равных центра одной теплой чувствительной системы,  на которой ребенок получает все ему необходимое,  то на данной стадии развития он сам потребует иных отношений с матерью,  - отношений,  в которых ему необходима самостоятельность в удовлетворении своих потребностей. Он хочет и должен практически все делать САМ, то есть сам начинать и завершать любую деятельность и выполнять ее в своем ритме и темпе.  

В этом же возрасте происходит и поло-ролевая идентификациия ("я - мальчик", "я - девочка"),  и ребенок задает вопросы о том,  откуда и как он появился, и очень важно, чтобы на подобные вопросы он получал ответы,  хотя бы в метафорической форме. Кроме того,  для полного освоения своей половой роли важно иметь родителя противоположного пола.  

В случае некорректно пройденной стадии наблюдаются неконтролируемое воображение,  необоснованное чувство вины и стыда, запрограммированность действий неосознаваемыми автоматизмами, несамостоятельность в поведении.

В этом же возрасте идет закладка в подсознание тех желаний и "мечт", которые личность будет реализовывать в зрелом возрасте,  поэтому любая информация, попавшая в сознание ребенка, играет огромную роль в его будущем самоопределении. Не случайно же многие советские дети, начитавшись книг и насмотревшись фильмов про летчиков, космонавтов и разведчиков,  мечтали о подобных профессиях. В то же время дети перестройки в юношеском возрасте выбирали совсем другие идеалы. 

 

С 6-ти до 8-ми лет.  Принцип ОТНОШЕНИЙ субъекта и среды.  В этот период формируется совесть как механизм саморегуляции поведения в обществе,  умение отличать плохое от хорошего,  вставать на позицию другого (феномен децентрации), стрессоустойчивость,  способность поддерживать высокую мотивацию достижения цели,  уметь соблюдать (или при необходимости гибко обходить) социальные правила.  

Данные качества личности формируются при соотношении поощрений и наказаний в пропорции 70/30,  при четком разграничении для ребенка критериев плохого и хорошего поведения,  "можно" и "нельзя", координатной сетки оценок поведения. Именно подобное разграничение является основой рациональности мышления.

Важно,  чтобы подобная координатная сетка в семье была выработана обоими родителями на "семейном совете"  (без участия ребенка) и принята как неизменная и реалистичная.  Ребенка,  а также бабушек и дедушек необходимо поставить в известность о выработанных родителями правилах,  и в дальнейшем придерживаться их.  За нарушение правил ребенка можно и нужно "штрафовать",  для его же блага (поставить к стенке,  лишить сладкого,  и т. п., но не наказывать телесно). Конечно,  семейный "кодекс"  усвоится только в том случае, если ребенок увидит,  что и взрослые придерживаются того,  что в нем написано,  и если ему объяснят,  для чего и для кого правила нужны. 

Ребенка с некорректно пройденной данной стадией отличают моральные дефекты: либо лживость, хитрость (результат недостатка похвалы и стремления избежать чрезмерного наказания), либо демонстративность (перехваливали и потакали,  ни в чем не отказывали,  не приучили обращать внимание на потребности других), либо феномен выученной беспомощности (все, что ребенок ни делал, отвергалось как недостаточно хорошо сделанное,  либо полностью запрещалось любое проявление активности).  Во взрослом возрасте проявятся безнравственность, эгоцентризм,  неумение вставать на позицию другого и учитывать его интересы, лень, самопотакание. 

Сегодня модно  раннее развитие детей.  Действительно, современные люди, рождавшиеся в конце 80-х и в 90-х годах прошлого столетия,  - так называемые дети "индиго" -  " находятся,  в силу акцентуации в этот период так называемых трансперсональных планет, несущих в своей душе потенциал гораздо более высокого уровня постижения реальности,  чем люди предыдущих поколений.  Им, как говорится, больше дано от рождения в вопросах, касаюшихся высших смыслов человеческой жизни и общества (ведение Нептуна, Плутона),  и в вопросах создания и освоения сложных технических систем (ведение Урана).

Вместе с тем,  законы развития человеческой личности в онтогенезе пока никто не отменял,  и для того, чтобы будущие творцы новых технологий,  религий и форм управления были психически здоровыми и во взрослом возрасте могли полностью раскрыть свой потенциал в полезной людям и Природе деятельности, воспитывать одаренных детей необходимо адекватно возрастным задачам развития. А вот содержательное наполнение образовательной деятельности и формы развития таких детей педагоги уже активно приспосабливают к развитию таких детей (экстрим-лагеря для детей с активным Плутоном, кружки технического моделирования и занятий кибернетикой и вычислительной техникой для детей с активным Ураном,  занятия музыкальными и пластическими искусствами и гуманистическими практиками - для детей с активным Нептуном). 

*- очевидно,  что эмоциональный интеллект является единственно человеческим интеллектом,  и даже понимание законов математики опирается на усвоенное в данном возрасте различение "добра" и "зла"

 

P. S. 1.За последние 120 лет в нашей стране произошло очень многокатаклизмов.  Все они привели к значительной дегуманизации всех сфер жизни, в первую очередь  сказались на сфере материнства и детства,  страна пожала большой урожай "интересных результатов". На мой взгляд,  до сих пор тема раннего детского развития и сфера семьи (как,  собственно,  и тема "человек") находятся "на задворках" внимания общества.  

Публикуемые материалы - скромная попытка напомнить о том,  что человек - сложное произведение Творца (что бы каждый из нас под этим словом ни понимал) и Природы,  и что маленький человек - не игрушка и не средство достижения чьего-то счастья или благополучия. Новый человек,  приходящий в мир - это задача (подчас,  со многими неизвестными), уникальный мир и уникальная душа,  нуждающаяся во многом,  и прежде всего - в любящих друг друга и его, зрелых и ответственных родителях. 

 

 



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Большая разница в возрасте - "плюс" или "минус" в отношениях?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Почему ребенку важно "принять себя" в раннем возрасте
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь